Дело № 2-746/2010 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 апреля 2010 года гор. Ярославль
Фрунзенский районный суд гор. Ярославля в составе: председательствующего судьи Афанасьевой Т.В.
при секретаре Климовой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кичигиной Л.В. к мэрии г. Ярославля, УЗР мэрии г. Ярославля о первоочередном предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства,
установил:
Кичигина Л.В. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным бездействия мэрии г. Ярославля по предоставлению земельного участка; обязании мэрии г. Ярославля предоставить в первоочередном порядке земельный участок ориентировочной площадью Номер обезличен, расположенный по адресу 1 (в районе д. Номер обезличен), для индивидуального жилищного строительства на праве аренды.
В обоснование иска ссылается на то, что Дата обезличена обратилась в УЗР мэрии г. Ярославля с заявлением о предоставлении в аренду для индивидуального жилищного строительства вышеуказанного земельного участка, поскольку является инвалидом 3 группы и в соответствии с ФЗ «О социальной защите инвалидов» ей такое право предоставлено. Ответа на заявление не получила.
В судебное заседание истица не явилась, извещена надлежаще, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель ответчиков мэрии г. Ярославля и УЗР мэрии г. Ярославля по доверенности Украинцева С.А. исковые требования не признала. Пояснила, что по поступлении заявления Кичигиной Л.В. в УЗР была проделана определенная работа, был направлен запрос в ДА и РТ о возможности использования земельного участка для размещения индивидуального жилого дома. Испрашиваемый земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой принято постановление мэра о развитии.
Представитель 3 лица Департамента архитектуры и развития территорий города мэрии г. Ярославля в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Против удовлетворения исковых требований возражает. В представленном суду письменном отзыве указал, что постановлением мэра г. Ярославля Номер обезличен от Дата обезличена принято решение о развитии застроенной территории, в которую входит испрашиваемый земельный участок. Спорный участок расположен в границах этой территории, следовательно, может быть предоставлен только лицу, с которым заключен договор о развитии. Кроме того, УЗР мэрии г. Ярославля по получении заявления истицы обратилось в Департамент для подготовки заключения о возможности размещения объекта индивидуального жилищного строительства на запрашиваемом земельном участке. Департаментом было подготовлено заключение от Дата обезличена Номер обезличен о невозможности размещения объекта на запрашиваемом земельном участке. Следовательно, совершение указанных действий свидетельствует об отсутствии незаконного бездействия по рассмотрению заявления о предоставлении земельного участка. Учитывая отсутствие незаконного бездействия, департамент считает, что отсутствуют и основания для удовлетворения требования о предоставлении земельного участка. На органы местного самоуправления не возложено обязанности по обеспечению в первоочередном порядке инвалидов земельными участками для индивидуального жилищного строительства. Кроме того, истица проживает в другом населенном пункте, в связи с чем следует выяснить, не было ли использовано инвалидом указанное право ранее по месту жительства.
Выслушав представителя ответчиков, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования удовлетворению не подлежат.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Т.о. истец имеет право на предоставление ему во внеочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства, поскольку имеет инвалидность 3 группы, что подтверждено справкой серии МСЭ-Номер обезличен от Дата обезличена.
Судом установлено, что Дата обезличена истица обратилась с заявлением в УЗР мэрии г. Ярославля о предоставлении ей на праве аренды для индивидуального жилищного строительства земельного участка ориентировочной площадью Номер обезличен по вышеуказанному адресу.
Как видно из вышеуказанного письменного отзыва ДАиРТГ мэрии г. Ярославля, после получении заявления истицы УЗР мэрии г. Ярославля обратилось в Департамент для подготовки заключения о возможности размещения объекта индивидуального жилищного строительства на запрашиваемом земельном участке. Департаментом Дата обезличена было подготовлено заключение о невозможности размещения объекта на запрашиваемом земельном участке, поскольку постановлением мэра г. Ярославля Номер обезличен от Дата обезличена принято решение о развитии застроенной территории, ограниченной адресом 2, адресом3, адресом 4 адресом 5 во Фрунзенском районе г. Ярославля.
В соответствии с п. 4.1, 4.2 Положения о порядке взаимодействия структурных подразделений мэрии г. Ярославля при предоставлении и изъятии земельных участков на территории города Ярославля, утвержденного Постановлением мэра г. Ярославля от 23 апреля 2007 г. N 1227 (далее Положение), гражданин вправе обратиться в УЗР мэрии с заявлением о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства. На основании копии заявления ДАРТГ определяет возможность размещения предполагаемого объекта строительства. В случае если размещение объекта возможно, ДАРТГ включает земельный участок в реестр земельных участков для последующего предоставления без предварительного согласования места размещения объекта (путем проведения аукциона) и обеспечивает его утверждение в пятидневный срок после определения возможности размещения объекта. В случае невозможности размещения объекта ДАРТГ в недельный срок направляет в УЗР соответствующее заключение.
На земельные участки, предназначенные для включения в реестр, ДАРТГ составляет топографические планы земельного участка в масштабах 1:500 и 1:5000 с указанием границ, ориентировочной площади и видов разрешенного использования, а также заключения о принадлежности земельных участков либо отсутствии прав на них.
Т.о. оснований для удовлетворения исковых требований в части признания незаконным бездействия мэрии г. Ярославля по предоставлению истице, как инвалиду, в первоочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства не имеется, поскольку необходимые процедуры по предоставлению участка была начата.
В соответствии со ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам или юридическим лицам в собственность или аренду.
Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, содержатся в ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
На основании ст. 1 Закона Ярославской области № 21-з от 27.04.2007 г. «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Ярославской области – городе Ярославле» органы местного самоуправления распоряжаются земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Ярославской области - городе Ярославле в целях строительства (за исключением жилищного строительства и строительства объектов, не являющихся объектами капитального строительства).
В силу ст. 46.1 Градостроительного Кодекса РФ развитие застроенных территорий осуществляется в границах элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона) или его части (частей), в границах смежных элементов планировочной структуры или их частей. Решение о развитии застроенной территории принимается органом местного самоуправления по инициативе органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, физических или юридических лиц при наличии градостроительного регламента, а также местных нормативов градостроительного проектирования (при их отсутствии - утвержденных органом местного самоуправления расчетных показателей обеспечения такой территории объектами социального и коммунально-бытового назначения, объектами инженерной инфраструктуры).
Решение о развитии застроенной территории может быть принято, если на такой территории расположены:
1) многоквартирные дома, признанные в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу;
2) многоквартирные дома, снос, реконструкция которых планируются на основании муниципальных адресных программ, утвержденных представительным органом местного самоуправления.
На застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, могут быть расположены иные объекты капитального строительства, вид разрешенного использования и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту.
На застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, не могут быть расположены иные объекты капитального строительства, за исключением указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи.
В решении о развитии застроенной территории должны быть определены ее местоположение и площадь, перечень адресов зданий, строений, сооружений, подлежащих сносу, реконструкции.
Развитие застроенных территорий осуществляется на основании договора о развитии застроенной территории в соответствии со статьей 46.2 настоящего Кодекса.
Предоставление для строительства в границах территории, в отношении которой принято решение о развитии, земельных участков, которые находятся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена и которые не предоставлены в пользование и во владение гражданам и юридическим лицам, осуществляется лицу, с которым органом местного самоуправления заключен договор о развитии застроенной территории, без проведения торгов в соответствии с земельным законодательством.
В соответствии с Постановлением мэра г. Ярославля Номер обезличен от Дата обезличена «О развитии застроенной территории, ограниченной адресом 2, адресом3, адресом 4, адресом 5 во Фрунзенском районе г. Ярославля» было принято решение о развитии указанной застроенной территории. Из Постановления следует, что на вышеуказанной территории будут находиться в т.ч. различные объекты инфраструктуры (п. 2). Индивидуальная жилищная застройка на вышеуказанном участке не предусмотрена.
Исходя из смысла положений ст. 28 ЗК РФ предоставлению гражданам, имеющим право на первоочередное предоставление земельных участков, подлежат лишь свободные земельные участки. По мнению суда испрашиваемый Кичигиной Л.В. земельный участок не является свободным, т.к. собственник участка принял решение о его развитии, определил границы развития территории, объем развития, т.е. определил целевое назначение земельного участка. Предоставление земельного участка для строительства в границах территории, в отношении которой принято решение о развитии, иному лицу, кроме указанного в ч. 8 ст. 46.1 Градостроительного Кодекса РФ, противоречит закону.
В связи с вышеизложенным оснований для предоставления Кичигиной Л.В. на праве аренды земельного участка площадью Номер обезличен, расположенного по адресу 1 (в районе д. Номер обезличен), не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
В иске Кичигиной Л.В. к мэрии г. Ярославля, УЗР мэрии г. Ярославля о первоочередном предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства – отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 дней со дня вынесения в Ярославский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Ярославля.
Судья Т.В. Афанасьева