Решение о признании бездействия незаконным, первоочеред. предоставлении з/участка (в з/с-24.07.10



мотивированное решение

изготовлено

Дело № 2-1233/2010 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 июля 2010 года гор. Ярославль

Фрунзенский районный суд гор. Ярославля в составе: председательствующего судьи Афанасьевой Т.В.

при секретаре Климовой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Козулина Б.И. к мэрии г. Ярославля, УЗР мэрии г. Ярославля о признании бездействия не законным, первоочередном предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства,

установил:

Козулин Б.И. обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия мэрии г. Ярославля по предоставлению земельного участка; обязании мэрии г. Ярославля предоставить в первоочередном порядке земельный участок ориентировочной площадью 1000 кв м, расположенный по адресу 1, для индивидуального жилищного строительства на праве аренды.

В обоснование иска ссылается на то, что Дата обезличена обратился с заявлением в УЗР мэрии г. Ярославля с заявлением о предоставлении в аренду без проведения торгов для индивидуального жилищного строительства вышеуказанного земельного участка, поскольку является инвалидом 2 группы и в соответствии с ФЗ «О социальной защите инвалидов» ему такое право предоставлено. Ответа на заявление не получил.

В судебное заседание истец не явился, извещен надлежаще, просил рассмотреть дело в его отсутствие, его интересы по доверенности представляет Иконописцева Л.А., которая исковые требования поддержала полностью по изложенным в исковом заявлении основаниям. Пояснила, что при строительстве дома расположение окон можно спроектировать таким образом, чтобы они не выходили в сторону спортивной площадки.

Представитель ответчика мэрии г. Ярославля и УЗР мэрии г. Ярославля по доверенности Кофанова О.С. в судебном заседании пояснила, что исковые требования не признает, поскольку истец не признан в установленном порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий, поддержала доводы, содержащиеся в письменном отзыве Департамента архитектуры и развития территорий города мэрии г. Ярославля.

Представитель 3 лица - Департамента архитектуры и развития территорий города мэрии г. Ярославля - в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Против удовлетворения исковых требований возражает. В представленном суду письменном отзыве указал, что УЗР мэрии г. Ярославля по получении заявления Козулина Б.И. обратилось в Департамент для подготовки заключения о возможности размещения объекта индивидуального жилищного строительства на запрашиваемом земельном участке. Департаментом было подготовлено заключение о невозможности размещения объекта на запрашиваемом земельном участке. Следовательно, совершение указанных действий свидетельствует об отсутствии незаконного бездействия по рассмотрению заявления о предоставлении земельного участка. Вопрос второй «Обзора законодательства и судебной практики Верховного суда РФ за второй квартал 2008 года» относится к возможности заключения с инвалидом без торгов договора купли-продажи земельного участка, а не договора аренды. Земельный участок для индивидуального жилищного строительства предоставляется инвалидам, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий. А также указал, что поскольку отсутствует объект земельных отношений – земельный участок – часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами, требование о предоставлении земельного участка противоречит закону.

Третье лицо Столповский А.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, об уважительных причинах неявки суд не уведомил, возражений на иск не представил.

Представитель 3 лица - МУ СШО №45 – директор Куландина С.Н. оставила вынесение решения на усмотрение суда.

Выслушав явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению в части.

Согласно ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Т.о. истец имеет право на предоставление ему во внеочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства, поскольку имеет инвалидность 2 группы бессрочно, что подтверждено справкой серии МСЭ-Дата обезличена Номер обезличен от Дата обезличена.

Судом установлено, что Дата обезличена УЗР мэрии г. Ярославля получило заявление Козулина Б.И. о предоставлении ему на праве аренды для индивидуального жилищного строительства земельного участка ориентировочной площадью 1000 кв м по вышеуказанному адресу.

Как видно из вышеприведенного письменного отзыва ДА и РТГ мэрии г. Ярославля, после получения заявления Козулина Б.И. УЗР мэрии г. Ярославля обратилось в ДА и РТ мэрии г. Ярославля о возможности предоставления испрашиваемого земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Дата обезличена ДА и РТГ было подготовлено заключение по результатам обращения Козулина Б.И., из которого следует, что размещение объекта индивидуального жилищного строительства на данном участке не возможно, т.к. размещение индивидуального жилого дома на запрашиваемом земельном участке противоречит п.2.2.3.6 региональных нормативов градостроительного проектирования, утвержденных постановлением Правительства Ярославской области от 13.02.2008 г. №33-а «Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования Ярославской области», поскольку не соблюдается нормативное расстояние (не менее 40 м) от спортивной площадки школы № 45, используемой в том числе для игры в футбол, до окон предполагаемого к размещению жилого дома.

Дата обезличена был вынесен приказ начальника УЗР мэрии г. Ярославля об отказе в предоставлении земельного участка по адресу 1. Отказ в предоставлении земельного участка мотивирован тем, что не соблюдается нормативное расстояние (не менее 40 м) от спортивной площадки школы № 45, используемой в том числе для игры в футбол, до окон предполагаемого к размещению жилого дома. Кроме того указано, что предоставление земельных участков для ИЖС проводится на аукционах. Наличие инвалидности не является основанием для предоставления земельных участков во внеочередном порядке без проведения аукциона. К заявлению о предоставлении земельного участка не приложен документ, подтверждающий постановку на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях.

Проанализировав вышеизложенное, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с п. 4.1, 4.2 Положения о порядке взаимодействия структурных подразделений мэрии г. Ярославля при предоставлении и изъятии земельных участков на территории города Ярославля, утвержденного Постановлением мэра г. Ярославля от 23 апреля 2007 г. N 1227 (далее Положение), гражданин вправе обратиться в УЗР мэрии с заявлением о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства. На основании копии заявления ДАРТГ определяет возможность размещения предполагаемого объекта строительства. В случае если размещение объекта возможно, ДАРТГ включает земельный участок в реестр земельных участков для последующего предоставления без предварительного согласования места размещения объекта (путем проведения аукциона) и обеспечивает его утверждение в пятидневный срок после определения возможности размещения объекта. В случае невозможности размещения объекта ДАРТГ в недельный срок направляет в УЗР соответствующее заключение.

На земельные участки, предназначенные для включения в реестр, ДАРТГ составляет топографические планы земельного участка в масштабах 1:500 и 1:5000 с указанием границ, ориентировочной площади и видов разрешенного использования, а также заключения о принадлежности земельных участков либо отсутствии прав на них.

Т.о. оснований для удовлетворения исковых требований в части признании незаконным бездействия мэрии г. Ярославля по предоставлению истцу как инвалиду в первоочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства не имеется, поскольку необходимые процедуры по предоставлению участка были начаты.

В соответствии со ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам или юридическим лицам в собственность или аренду.

Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, содержатся в ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 30.1 ЗК РФ продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случая, установленного п. 27 ст. 38.1 ЗК РФ (если аукцион признан не состоявшимся по причине участия в нем менее двух участников).

Аукцион представляет собой продажу, в частности имущества, с публичных торгов, при которой продаваемое имущество приобретается лицом, предложившим наивысшую цену, тогда как право на первоочередное получение чего-либо предполагает безусловное предоставление при отсутствии торгов. Действующим законодательством не предусмотрены какие-либо льготы для лиц, участвующих в аукционе. Таким образом, в рамках аукциона, проведение которого предполагает соблюдение определенных условий (внесение задатка, «шаг аукциона» и т.д.), а также обязательное участие нескольких лиц, невозможна реализация принципа первоочередности предоставления гражданам земельных участков.

Поэтому при предоставлении инвалиду земельного участка для жилищного строительства в соответствии со ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» торги не проводятся.

Поэтому доводы представителя ответчика и ДАРТГ на законе не основаны.

На основании ст. 1 Закона Ярославской области № 21-з от 27.04.2007 г. «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Ярославской области – городе Ярославле» органы местного самоуправления распоряжаются земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Ярославской области - городе Ярославле в целях строительства (за исключением жилищного строительства и строительства объектов, не являющихся объектами капитального строительства).

Ст. 2 Градостроительного Кодекса РФ основным принципом градостроительной деятельности провозглашает в т.ч. обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования, осуществление строительства на основе документов территориального планирования и правил землепользования и застройки.

Из карты градостроительного зонирования г. Ярославля, видно, что по адресу 2 находится МУ СШО № 45. Как видно из приказа начальника УЗР мэрии г. Ярославля, не соблюдается нормативное расстояние, предусмотренное п.2.2.3.6 региональных нормативов градостроительного проектирования, утвержденных постановлением Правительства Ярославской области от 13.02.2008 г. №33-а «Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования Ярославской области», от спортивной площадки школы № 45, используемой, в том числе, для игры в футбол, до окон предполагаемого к размещению индивидуального жилого дома – 40 м.

Суд находит, что данный довод ДАРТГ и представителя ответчиков не имеет правового значения для рассмотрения дела, поскольку земельный участок для индивидуального жилищного строительства предоставляется в ориентировочных границах, без указания места размещения объекта, и формирование и проектирование объекта ИЖС происходит с учетом указанных требований.

Доводы представителя ответчиков и представителя ДАРТГ о том, что при предоставлении земельного участка должна учитываться нуждаемость инвалида в улучшении жилищных условий, не основаны на законе.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Обязать мэрию г. Ярославля предоставить Козулину Б.И. на праве аренды земельный участок ориентировочной площадью 1000 кв м, расположенный по адресу 1 для индивидуального жилищного строительства.

В остальной части иска – отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения в Ярославский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Ярославля.

Судья Т.В. Афанасьева

-32300: transport error - HTTP status code was not 200