Дело № 2-643/2010 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 мая 2010 года гор. Ярославль
Фрунзенский районный суд гор. Ярославля в составе: председательствующего судьи Афанасьевой Т.В.
при секретаре Климовой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кочнова М.А. к мэрии г. Ярославля, УЗР мэрии г. Ярославля о признании недействительным постановления мэра г. Ярославля, первоочередном предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства,
установил:
Кочнов М.А. обратился в суд с заявлением, в котором с учетом уточнений от Дата обезличена просит о признании недействительным постановления мэра г. Ярославля от 20.03.2008 г. № 720 «О развитии застроенной территории, ограниченной ул. Ямской, ул. Большой Луговой, ул. Заовинной, ул. М.Московской во Фрунзенском районе г. Ярославля»; обязании мэрии г. Ярославля предоставить в первоочередном порядке земельный участок ориентировочной площадью 800 кв м, расположенный по адресу 1, для индивидуального жилищного строительства на праве аренды.
В обоснование иска ссылается на то, что Дата обезличена обратился с заявлением в УЗР мэрии г. Ярославля с заявлением о предоставлении в аренду без проведения торгов для жилищного строительства вышеуказанного земельного участка, поскольку является инвалидом 2 группы и в соответствии с ФЗ «О социальной защите инвалидов» ему такое право предоставлено. Ответа на заявление не получил. В отношении территории, на которой расположен запрашиваемый земельный участок, принято вышеуказанное постановление мэра о развитии. Постановление принято с нарушением требований закона, т.к. согласно ч. 5 ст. 46.1 Градостроительного Кодекса РФ на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, не могут быть расположены иные объекты капитального строительства, за исключением указанных в частях 3 и 4 ст. 46.1 ГрК РФ. Между тем, в границах подлежащей развитию застроенной территории расположены индивидуальные жилые дома. А указанные объекты не указаны в ст. 46.1 ч. 3 и 4 ГрК РФ, поэтому постановление мэра от 20.03.2008 г. № 720 подлежит признанию недействительным.
В судебное заседание истец не явился, извещен надлежаще, его интересы по доверенности представляет Скворцова Н.В., которая уточненные исковые требования поддержала полностью по изложенным в уточненном исковом заявлении основаниям.
Представитель ответчика мэрии г. Ярославля и УЗР мэрии г. Ярославля по доверенности Кофанова О.С. против удовлетворения исковых требований возражает. Из письменного отзыва, представленного суду, усматривается, что позиция ответчиков повторяет правовую позицию ДА РТГ, изложенную в письменном отзыве на уточненное исковое заявление. Кроме того, представитель считает, что истцом пропущен срок исковой давности для обжалования постановления мэра.
Представитель 3 лица Департамента архитектуры и развития территорий города мэрии г. Ярославля в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Против удовлетворения исковых требований возражает. В представленном суду письменном отзыве указал, что постановлением мэра г. Ярославля № 720 от 20.03.2008 г. принято решение о развитии застроенной территории, в которую входит испрашиваемый земельный участок. Спорный участок расположен в границах этой территории, следовательно, может быть предоставлен только лицу, с которым заключен договор о развитии. На органы местного самоуправления не возложено обязанности по обеспечению в первоочередном порядке инвалидов земельными участками для индивидуального жилищного строительства (ИЖС). Кроме того, согласно сведениям ГУПТИ УН по ЯО, индивидуальные жилые дома Номер обезличен и Номер обезличен по ул. З. и индивидуальные жилые дома Номер обезличен и Номер обезличен по ул. Б., расположенные на указанной территории, снесены в период с 2002 г. по 2008 г. Т.о., оспариваемое постановление мэра г. Ярославля принято в соответствии с ГрК РФ. Кроме того, ДА РТГ считает, что оспариваемое постановление мэра не создает и не прекращает для заявителя каких-либо прав или обязанностей, не затрагивает свободы и охраняемые законом интересы. Поскольку уточненный иск содержит одновременно изменение и предмета иска, и основания иска то уточненное заявление рассмотрению не подлежит.
Представитель 3 лица КУМИ мэрии г. Ярославля в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, указал, что поддерживает позицию ДА РТГ мэрии г. Ярославля, изложенную в уточненном отзыве.
3 лицо Ахмарова М.М. в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще, об уважительных причинах неявки суду не сообщила, возражений на иск не представила.
Выслушав явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования удовлетворению не подлежат.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Т.о., истец имеет право на предоставление ему во внеочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства, поскольку имеет инвалидность 2 группы бессрочно, что подтверждено справкой серии МСЭ2006 Номер обезличен от Дата обезличена.
Судом установлено, что Дата обезличена истец обратился с заявлением в УЗР мэрии г. Ярославля о предоставлении ему на праве аренды для индивидуального жилищного строительства земельного участка площадью ориентировочной площадью 800 кв м по вышеуказанному адресу.
Как видно из вышеприведенного письменного отзыва ДА и РТГ мэрии г. Ярославля, после получения заявления Кочнова М.А. УЗР мэрии г. Ярославля обратилось в ДА РТ мэрии г. Ярославля о возможности предоставления испрашиваемого земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Дата обезличена ДА РТГ было подготовлено заключение по результатам обращения Кочнова М.А., из которого следует, что предоставление земельного участка для ИЖС не возможно, т.к. этот участок располагается в границах территории, в отношении которой принято решение о развитии; по участку проходят сети инженерно-технического обеспечения; на участке имеются взрослые деревья и молодая поросль, нормативное расстояние от ствола дерева до здания – не менее 5м.
В соответствии с п. 4.1, 4.2 Положения о порядке взаимодействия структурных подразделений мэрии г. Ярославля при предоставлении и изъятии земельных участков на территории города Ярославля, утвержденного Постановлением мэра г. Ярославля от 23 апреля 2007 г. N 1227 (далее Положение), гражданин вправе обратиться в УЗР мэрии с заявлением о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства. На основании копии заявления ДАРТГ определяет возможность размещения предполагаемого объекта строительства. В случае если размещение объекта возможно, ДАРТГ включает земельный участок в реестр земельных участков для последующего предоставления без предварительного согласования места размещения объекта (путем проведения аукциона) и обеспечивает его утверждение в пятидневный срок после определения возможности размещения объекта. В случае невозможности размещения объекта ДАРТГ в недельный срок направляет в УЗР соответствующее заключение.
На земельные участки, предназначенные для включения в реестр, ДАРТГ составляет топографические планы земельного участка в масштабах 1:500 и 1:5000 с указанием границ, ориентировочной площади и видов разрешенного использования, а также заключения о принадлежности земельных участков либо отсутствии прав на них.
В соответствии со ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам или юридическим лицам в собственность или аренду.
Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, содержатся в ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
На основании ст. 1 Закона Ярославской области № 21-з от 27.04.2007 г. «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Ярославской области – городе Ярославле» органы местного самоуправления распоряжаются земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Ярославской области - городе Ярославле в целях строительства (за исключением жилищного строительства и строительства объектов, не являющихся объектами капитального строительства).
20.03.2008 г. принято постановление мэра г. Ярославля № 720 «О развитии застроенной территории, ограниченной ул. Ямской, ул. Большой Луговой, ул. Заовинной, ул. М.Московской во Фрунзенском районе г. Ярославля», в которую входит запрашиваемый истцом земельный участок. Из этого постановления следует, что на вышеуказанной территории будут находиться в т.ч. различные объекты инфраструктуры (п. 2). Индивидуальная жилищная застройка на вышеуказанном участке не предусмотрена.
В соответствии со ст. 251 ГПК РФ гражданин, … считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, …вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Суд считает, что требование представителя ответчиков о применении срока давности, предусмотренного ст. 256 ГПК РФ (гл. 25 ГПК РФ), к правоотношениям, вытекающим из гл. 24 ГПК РФ, не допустимо.
Исковая давность не может применяться к случаям оспаривания нормативного правового акта, если иное не предусмотрено законом. В 24 главе ГПК РФ не предусмотрены сроки давности в течение которых лицо, право которого нарушается принятием нормативного правового акта, может обратиться в суд за защитой.
В силу ст. 46.1 Градостроительного Кодекса РФ развитие застроенных территорий осуществляется в границах элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона) или его части (частей), в границах смежных элементов планировочной структуры или их частей. Решение о развитии застроенной территории принимается органом местного самоуправления по инициативе органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, физических или юридических лиц при наличии градостроительного регламента, а также местных нормативов градостроительного проектирования (при их отсутствии - утвержденных органом местного самоуправления расчетных показателей обеспечения такой территории объектами социального и коммунально-бытового назначения, объектами инженерной инфраструктуры).
Решение о развитии застроенной территории может быть принято, если на такой территории расположены:
1) многоквартирные дома, признанные в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу;
2) многоквартирные дома, снос, реконструкция которых планируются на основании муниципальных адресных программ, утвержденных представительным органом местного самоуправления.
На застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, могут быть расположены иные объекты капитального строительства, вид разрешенного использования и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту.
На застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, не могут быть расположены иные объекты капитального строительства, за исключением указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи.
В решении о развитии застроенной территории должны быть определены ее местоположение и площадь, перечень адресов зданий, строений, сооружений, подлежащих сносу, реконструкции.
Развитие застроенных территорий осуществляется на основании договора о развитии застроенной территории в соответствии со статьей 46.2 настоящего Кодекса.
Предоставление для строительства в границах территории, в отношении которой принято решение о развитии, земельных участков, которые находятся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена и которые не предоставлены в пользование и во владение гражданам и юридическим лицам, осуществляется лицу, с которым органом местного самоуправления заключен договор о развитии застроенной территории, без проведения торгов в соответствии с земельным законодательством.
Суд считает, что оспариваемое постановление принято в соответствии с вышеуказанной статьей.
На застроенной территории, согласно постановлению, расположены многоквартирные дома Номер обезличен и Номер обезличен по ул. Б., являющиеся аварийными и подлежащими сносу.
Согласно справке ГУПТИ УН по ЯО от Дата обезличена индивидуальные жилые дома 1 и 2 по ул. З. и индивидуальный жилой 3 по ул. Б., расположенные на указанной территории, снесены в период с 1998 г. по 2005 г. Дом 4 по ул. Б. снесен Дата обезличена.
Кроме того, как следует из ст. 46.1 ГрК РФ, на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, могут быть расположены иные объекты капитального строительства, вид разрешенного использования и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту.
Градостроительный регламент территории, в отношении которой принято решение о развитии, указан в ст. 37 Правил землепользования и застройки г. Ярославля. Это зона застройки среднеэтажными жилыми домами (Ж 2).
Т.о., оснований для признания постановления № 720 от 20.03.2008 г. не действительным, не имеется.
Исходя из смысла положений ст. 28 ЗК РФ предоставлению гражданам, имеющим право на первоочередное предоставление земельных участков, подлежат лишь свободные земельные участки. По мнению суда испрашиваемый Кочновым М.А. земельный участок не является свободным, т.к. собственник участка принял решение о его развитии, определил границы развития территории. Предоставление земельного участка для строительства в границах территории, в отношении которой принято решение о развитии, иному лицу, кроме указанного в ч. 8 ст. 46.1 Градостроительного Кодекса РФ, противоречит закону.
Доводы ДА РТГ о том, что заявление рассмотрению не подлежит, поскольку истец изменил и основание и предмет иска, не основаны на законе. В соответствии со ст. 39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска.
В уточненном исковом заявлении от Дата обезличена Кочнов М.А. увеличил ранее заявленные требования: дополнительно попросил признать недействительным постановление мэра г. Ярославля от 20.03.2008 г., что не противоречит ГПК РФ.
В связи с вышеизложенным оснований для предоставления Кочнову М.А. на праве аренды земельного участка площадью 800 кв м, расположенного по адресу 1, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В иске Кочнову М.А. к мэрии г. Ярославля, УЗР мэрии г. Ярославля о признании недействительным постановления мэра г. Ярославля, первоочередном предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства – отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 дней со дня вынесения в Ярославский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Ярославля.
Судья Т.В. Афанасьева