Дело № 2-1570/2010 г.
мотивированное решение
изготовлено Дата обезличена
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 июля 2010 года гор. Ярославль
Фрунзенский районный суд гор. Ярославля в составе: председательствующего судьи Афанасьевой Т.В.
при секретаре Климовой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сечина А.Г. к мэрии г. Ярославля, УЗР мэрии г. Ярославля о признании бездействия не законным, первоочередном предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства,
установил:
Сечин А.Г. обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия мэрии г. Ярославля по предоставлению ему как инвалиду земельного участка на праве аренды для индивидуального жилищного строительства; обязании мэрии г. Ярославля предоставить в первоочередном порядке земельный участок ориентировочной площадью 800 кв м, расположенный по адресу 1, для индивидуального жилищного строительства на праве аренды.
В обоснование иска ссылается на то, что Дата обезличена обратился с заявлением в УЗР мэрии г. Ярославля с заявлением о предоставлении в аренду без проведения торгов для индивидуального жилищного строительства вышеуказанного земельного участка, поскольку является инвалидом 2 группы, и в соответствии с ФЗ «О социальной защите инвалидов» ему такое право предоставлено. Ответа на заявление не получил.
В судебное заседание истец не явился, извещен надлежаще, об уважительных причинах неявки суд не уведомил, его интересы по доверенности представляет Герасимова М.Д., которая исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным выше основаниям. Пояснила, что ее доверитель зарегистрирован и постоянно проживает по адресу 2, но желал бы переехать в г. Ярославль поближе к родственникам в силу возраста и состояния здоровья.
Представитель ответчика мэрии г. Ярославля и УЗР мэрии г. Ярославля по доверенности Решетникова Т.Н. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, в представленном суду письменном отзыве исковые требования не признала. Указала, что по поступлении заявления Сечина А.Г. в УЗР был подготовлен запрос в ДА РТГ о возможности использования земельного участка для размещения индивидуального жилого дома. По получении заключения ДА РТГ от Дата обезличена был вынесен приказ начальника УЗР мэрии г. Ярославля от Дата обезличена об отказе в размещении объекта на земельном участке по адресу 1. Заявления инвалидов о предоставлении земельных участков для ИЖС должны рассматриваться на общих основаниях, инвалиды не имеют права на первоочередное предоставление земельных участков, продажа земельных участков осуществляется на аукционах, инвалид должен нуждаться в улучшении жилищных условий, поскольку истец зарегистрирован по адресу 2, то и реализация права на получение земельного участка должна осуществляться по месту его жительства.
Представитель третьего лица Департамента архитектуры и развития территорий города мэрии г. Ярославля в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Против удовлетворения исковых требований возражает. В представленном суду письменном отзыве указал, что УЗР мэрии г. Ярославля по получении заявления Сечина А.Г. обратилось в Департамент для подготовки заключения о возможности размещения объекта индивидуального жилищного строительства на запрашиваемом земельном участке. Дата обезличена было подготовлено заключение об отказе в размещении объекта на запрашиваемом земельном участке, следовательно, совершение указанных действий свидетельствует об отсутствии незаконного бездействия по рассмотрению заявления о предоставлении земельного участка. Исковое заявление удовлетворению не подлежит, поскольку инвалид должен быть признан в установленном законом порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий, необходимо выяснять не удовлетворялись ли ранее его потребности в улучшении жилищных условий; истец не представил доказательств того, что запрашиваемый участок пригоден для индивидуального жилищного строительства (ИЖС).
Выслушав явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования удовлетворению не подлежат.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Таким образом, истец имеет право на предоставление ему во внеочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства, поскольку имеет инвалидность 2 группы бессрочно, что подтверждено справкой серии МСЭ-2007 Номер обезличен от Дата обезличена.
Судом установлено, что Дата обезличена истец обратился с заявлением в УЗР мэрии г. Ярославля о предоставлении ему на праве аренды для индивидуального жилищного строительства земельного участка площадью ориентировочной площадью ... кв м по вышеуказанному адресу.
В соответствии с п. 4.1, 4.2 Положения о порядке взаимодействия структурных подразделений мэрии г. Ярославля при предоставлении и изъятии земельных участков на территории города Ярославля, утвержденного Постановлением мэра г. Ярославля от 23 апреля 2007 г. N 1227 (далее Положение), гражданин вправе обратиться в УЗР мэрии с заявлением о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства. На основании копии заявления ДА РТГ определяет возможность размещения предполагаемого объекта строительства. В случае если размещение объекта возможно, ДА РТГ включает земельный участок в реестр земельных участков для последующего предоставления без предварительного согласования места размещения объекта (путем проведения аукциона) и обеспечивает его утверждение в пятидневный срок после определения возможности размещения объекта. В случае невозможности размещения объекта ДА РТГ в недельный срок направляет в УЗР соответствующее заключение.
На земельные участки, предназначенные для включения в реестр, ДА РТГ составляет топографические планы земельного участка в масштабах 1:500 и 1:5000 с указанием границ, ориентировочной площади и видов разрешенного использования, а также заключения о принадлежности земельных участков либо отсутствии прав на них.
ДА РТГ было подготовлено заключение Номер обезличен от Дата обезличена о невозможности размещения объекта на запрашиваемом земельном участке, поскольку в соответствии со схемой городских магистралей и транспорта в составе Генерального плана города по запрашиваемому участку проходит улица местного значения (адрес 3); часть земельного участка занята существующей грунтовой дорогой; на оставшейся части участка не возможно соблюсти нормативные расстояния от сетей инженерно-технического обеспечения, проходящих по участку и зеленых насаждений, находящихся на участке, до фундамента предполагаемого к размещению жилого дома:
- водопровод (нормативное расстояние от сетей до фундамента здания 5 м согласно СНиП 2.07.01-89*)
- газопровод (нормативное расстояние от сетей до фундамента здания 2 м согласно СНиП 2.07.01-89*)
- телефонная канализация (охранная зона - 2 м согласно Постановления Правительства РФ от 09.06.95 г. № 578)
- воздушная линия электропередач до 1 кВт (охранная зона – 2м согласно постановления Правительства РФ от 24.02.2009 г. № 160)
- расстояние от стволов деревьев до предполагаемого к размещению здания – не менее 5 м (согласно п. 2.4.2.26 региональных нормативов градостроительного проектирования, утвержденных постановлением Правительства ЯО от 13.02.2008 г. № 33-а).
В соответствии с вышеуказанным заключением Дата обезличена был вынесен приказ начальника УЗР мэрии г. Ярославля об отказе в размещении объекта на земельном участке по адресу 1. В приказе также указано на то, что Сечин А.Г. на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий не состоит.
Таким образом, поскольку все необходимые процедуры при рассмотрении заявления Сечина А.Г. УЗР мэрии г. Ярославля и ДА РТГ мэрии г. Ярославля были выполнены, то оснований для удовлетворения исковых требований в части признании незаконным бездействия мэрии г. Ярославля по предоставлению истцу, как инвалиду, земельного участка на праве аренды для индивидуального жилищного строительства, не имеется.
В соответствии со ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам или юридическим лицам в собственность или аренду.
Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, содержатся в ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
На основании ст. 1 Закона Ярославской области № 21-з от 27.04.2007 г. «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Ярославской области – городе Ярославле» органы местного самоуправления распоряжаются земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Ярославской области - городе Ярославле в целях строительства (за исключением жилищного строительства и строительства объектов, не являющихся объектами капитального строительства).
В силу ст. 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Ст. 2 Градостроительного Кодекса РФ гласит о том, что законодательство о градостроительной деятельности основывается на принципе обеспечения устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования.
В соответствии со ст. 9 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Документы территориального планирования подразделяются на: … документы территориального планирования субъектов Российской Федерации; документы территориального планирования муниципальных образований.
Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
В соответствии со схемой городских магистралей и транспорта в составе Генерального плана города, утвержденного решением муниципалитета г. Ярославля от Дата обезличена Номер обезличен (с изм. и доп.), выкопировкой из топографической карты видно, что запрашиваемый земельный участок в большей части расположен на улице местного значения – адрес 3.
В соответствии со ст. 1 ГрК РФ охранные зоны входят в число территорий с особыми условиями использования и установлены в целях обеспечения экологической безопасности, безопасности населения и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности людей, недопущения причинения вреда объектам капитального строительства и иным хозяйственным объектам.
Из представленного топографического плана видно, что по запрашиваемому участку проходит водопровод, газопровод, телефонная канализация, воздушная линия электропередач. Указанные объекты имеют охранные зоны, при проектировании объекта ИЖС должны соблюдаться нормативные расстояния от инженерных сетей до фундаментов жилых домов. По запрашиваемому участку инженерно-технические сети проходят таким образом, что размещение объекта ИЖС с соблюдением нормативных расстояний не возможно.
Более того, предоставление земельных участков, по которым проходят инженерно-технические сети, для индивидуального жилищного строительства может в будущем породить новые споры об ограниченном пользовании этими земельными участками для обслуживания сетей.
Законное право инвалида требовать предоставления земельного участка не означает, что ему должен предоставляться любой земельный участок по его выбору, без учета установленных законом ограничений либо запретов в его использовании, поскольку это может привести к нарушению одного из основных принципов земельного законодательства – балансов сочетания интересов общества и законных интересов граждан, установленного п. 11 ч. 1 ст. 1 ЗК РФ. В рассматриваемом случае предоставление инвалиду земельного участка, расположенного на территории дороги местного значения, в зонах расположения инженерно-технических сетей и в их охранной зоне противоречит принципу разумности, влечет угрозу безопасности как самому истцу, так и третьим лицам.
Кроме того, суд учитывает и следующие обстоятельства.
Истец основывает свои требования на Законе «О социальной защите инвалидов», о котором упоминалось в решении выше. В преамбуле к этому Закону говорится о том, что настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в РФ, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод…, ст. 17 Закона говорит о том, что инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством РФ и законодательством субъектов РФ, а также им предоставляется право на первоочередное предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. Во исполнение ФЗ № 181 Постановлением Правительства РФ № 901 от 27.07.1996 г. были утверждены «Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг». П. 1 Правил устанавливает, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». При этом п. 3 Правил устанавливает, что учет… инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, осуществляется как по месту работы, так и по месту жительства.
Исходя из смысла и толкования вышеуказанных норм, следует, что все социальные льготы инвалид получает по месту своего постоянного жительства либо по месту работы. Местом жительства в силу п. 1 ст. 20 ГПК РФ признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает и подтверждается фактом регистрации. Как следует из ксерокопии паспорта Сечина А.Г. и пояснений его представителя Герасимовой М.Д., истец зарегистрирован и проживает по адресу 2. Следовательно, все социальные льготы, в т.ч. и право на первоочередное предоставление земельного участка, истец вправе получать по месту своего постоянного проживания.
Сечин А.Г., как следует из ответа организации 1 на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по состоянию на Дата обезличена г. не состоит.
В связи с вышеизложенным, оснований для предоставления Сечину А.Г. на праве аренды земельного участка площадью 800 кв м, расположенного по адресу 1, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В иске Сечину А.Г. к мэрии г. Ярославля, УЗР мэрии г. Ярославля о признании бездействия не законным, первоочередном предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства – отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения в Ярославский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Ярославля.
Судья Т.В. Афанасьева