Дело № 2-1668/2010 г.
мотивированное решение
изготовлено Дата обезличена
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 августа 2010 года гор. Ярославль
Фрунзенский районный суд гор. Ярославля в составе: председательствующего судьи Афанасьевой Т.В.
при секретаре Климовой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Семенова Н.В. к мэрии г. Ярославля, УЗР мэрии г. Ярославля о признании бездействия незаконным, первоочередном предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства,
установил:
Семенов Н.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия мэрии г. Ярославля об отказе в предоставлении ему как инвалиду земельного участка на праве аренды для индивидуального жилищного строительства; обязании мэрии г. Ярославля предоставить в первоочередном порядке земельный участок ориентировочной площадью ... кв м, расположенный по адресу 1, для индивидуального жилищного строительства на праве аренды.
В обоснование иска ссылается на то, что Дата обезличена обратился в УЗР мэрии г. Ярославля с заявлением о предоставлении в аренду без проведения торгов для индивидуального жилищного строительства вышеуказанного земельного участка, поскольку является инвалидом 1 группы, и в соответствии с ФЗ «О социальной защите инвалидов» ему такое право предоставлено. Ответа на заявление не получил.
В судебное заседание истец не явился, извещен надлежаще, просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования поддержал, о чем имеется телефонограмма.
Представитель ответчика мэрии г. Ярославля и УЗР мэрии г. Ярославля по доверенности Вдовина Л.Н. исковые требования не признала. Указала, что права на первоочередное предоставление земельного участка в г. Ярославле Семенов Н.В. не имеет, поскольку зарегистрирован по адресу 2. Запрашиваемый земельный участок находится в зоне застройки жилыми домами, зоне инженерно-транспортной инфраструктуры и рекреационной зоне.
Представитель третьего лица Департамента архитектуры и развития территорий города мэрии г. Ярославля в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Против удовлетворения исковых требований возражает. В представленном суду письменном отзыве указал, что исковое заявление удовлетворению не подлежит, поскольку запрашиваемый земельный участок находится в трех функциональных зонах: застройки жилыми домами, зоне инженерно-транспортной инфраструктуры и рекреационной зоне. При этом большая часть запрашиваемого участка расположена на улице местного значения, используемой жителями улицы для подъезда к существующим жилым домам. Кроме того, инвалид должен быть признан в установленном законом порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий, необходимо выяснять - не удовлетворялись ли ранее его потребности в улучшении жилищных условий; истец не представил доказательств того, что запрашиваемый участок пригоден для индивидуального жилищного строительства (ИЖС), место размещения объекта ИЖС не согласовано с соответствующими организациями; истцом не представлено доказательств того, что имеется предмет спора – земельный участок; на органы местного самоуправления не возложено обязанности по обеспечению в первоочередном инвалидов земельными участками для ИЖС.
Выслушав явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования удовлетворению не подлежат.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Таким образом, истец имеет право на предоставление ему во внеочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства, поскольку имеет инвалидность 1 группы бессрочно, что подтверждено справкой серии Номер обезличен от Дата обезличена.
Судом установлено, что Дата обезличена истец обратился с заявлением в УЗР мэрии г. Ярославля о предоставлении ему на праве аренды для индивидуального жилищного строительства земельного участка ориентировочной площадью ... кв м по вышеуказанному адресу.
В соответствии со ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам или юридическим лицам в собственность или аренду.
Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, содержатся в ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
На основании ст. 1 Закона Ярославской области № 21-з от 27.04.2007 г. «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Ярославской области – городе Ярославле» органы местного самоуправления распоряжаются земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Ярославской области - городе Ярославле в целях строительства (за исключением жилищного строительства и строительства объектов, не являющихся объектами капитального строительства).
В силу ст. 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Истец основывает свои требования на Законе «О социальной защите инвалидов», о котором упоминалось в решении выше. В преамбуле к этому Закону говорится о том, что настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в РФ, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод…, ст. 17 Закона говорит о том, что инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством РФ и законодательством субъектов РФ, а также им предоставляется право на первоочередное предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. Во исполнение ФЗ № 181 Постановлением Правительства РФ № 901 от 27.07.1996 г. были утверждены «Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг». П. 1 Правил устанавливает, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». При этом п. 3 Правил устанавливает, что учет… инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, осуществляется как по месту работы, так и по месту жительства.
Исходя из смысла и толкования вышеуказанных норм, следует, что все социальные льготы инвалид получает по месту своего постоянного жительства либо по месту работы. Местом жительства в силу п. 1 ст. 20 ГПК РФ признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает и подтверждается фактом регистрации. Как следует из письменных материалов дела (заявления истца в УЗР, ксерокопии паспорта), истец зарегистрирован по адресу 2. Следовательно, все социальные льготы, в т.ч. и право на первоочередное предоставление земельного участка, вправе получать по месту своего постоянного проживания.
Кроме того, ст. 2 Градостроительного Кодекса РФ гласит о том, что законодательство о градостроительной деятельности основывается на принципе обеспечения устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования.
В соответствии со ст. 9 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Документы территориального планирования подразделяются на: … документы территориального планирования субъектов Российской Федерации; документы территориального планирования муниципальных образований.
Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
В соответствии с фрагментом карты градостроительного зонирования г. Ярославля (границы территориальных зон) в составе Правил землепользования и застройки г. Ярославля, утвержденных решением муниципалитета г. Ярославля от 17.09.2009 г. № 201, видно, что запрашиваемый земельный участок частично располагается в зоне инженерно-транспортной инфраструктуры (ИТ.1), частично в ландшафтно-рекреационной зоне (Р.3), частично в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж.4).
В соответствии со ст. 36 ГрК РФ, со ст. 54 и 56 вышеуказанных Правил землепользования и застройки г. Ярославля, утвержденных решением Муниципалитета г. Ярославля № 201 от 17.09.2009 г., вступивших в законную силу 01.01.2010 г., градостроительный регламент территориальных зон ИТ.1 и Р.3 не предусматривает в качестве основных и условно разрешенных видов использования индивидуальную жилую застройку. Кроме того, согласно ч. 4 ст. 30 ГрК РФ на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.
Кроме того, согласно фрагменту схемы функционального зонирования территории в составе Генерального плана города, утвержденного решением муниципалитета г. Ярославля от 06.04.2006 г. № 226 (с изменен. и доп.), запрашиваемый участок расположен в двух трех функциональных зонах: зоне инженерно-транспортной инфраструктуры, жилой зоне и рекреационной зоне. Согласно ст. 35 ГрК РФ в состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом; а зоны инженерной и транспортной инфраструктур предназначены для размещения объектов инженерной и транспортной инфраструктур, в том числе сооружений и коммуникаций железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, а также для установления санитарно-защитных зон таких объектов в соответствии с требованиями технических регламентов.
Часть запрашиваемого участка, расположенный в зоне ИТ.1, попадает в границы перспективной улицы местного значения (по переулку на пересечении улиц), являющаяся в силу ст. 12 ГрК РФ территорией общего пользования, которой должен беспрепятственно пользоваться неопределенный круг лиц. В силу п. 3.5.3.1 региональных нормативов градостроительного проектирования Ярославской области «Планировка и застройка городских округов и поселений Ярославской области», утвержденных постановлением Правительства ЯО от 13.02.2008 г. № 33-а, улично-дорожная сеть городских округов и поселений входит в состав всех территориальных зон и представляет собой часть территории, ограниченную красными линиями и предназначенную для движения транспортных средств и пешеходов, прокладки инженерных коммуникаций, размещения зеленых насаждений и шумозащитных устройств, установки технических средств информации и организации движения.
В связи с вышеизложенным, оснований для предоставления Семенову Н.В. на праве аренды земельного участка ориентировочной площадью ... кв м, расположенного по адресу 1 не имеется, следовательно, и оснований для признания незаконным бездействия мэрии г. Ярославля об отказе в предоставлении ему, как инвалиду, земельного участка на праве аренды для индивидуального жилищного строительства также не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В иске Семенову Н.В. к мэрии г. Ярославля, УЗР мэрии г. Ярославля о признании бездействия незаконным, первоочередном предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства – отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения в Ярославский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Ярославля.
Судья Т.В. Афанасьева