Дело № 2-1553/2010 г.
мотивированное решение
изготовлено Дата обезличена.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 августа 2010 года гор. Ярославль
Фрунзенский районный суд гор. Ярославля в составе: председательствующего судьи Афанасьевой Т.В.
при секретаре Климовой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ярославле гражданское дело по иску Васильева А.Г. к мэрии г. Ярославля, УЗР мэрии г. Ярославля о признании приказа незаконным, обязании предоставить земельный участок на праве собственности,
установил:
Истец просит признать не законным приказ начальника УЗР мэрии г. Ярославля Дата обезличена Номер обезличен об отказе в предоставлении земельного участка в собственность по адресу 1; обязать мэрию г. Ярославля представить на праве собственности Васильеву А.Г. для огородничества земельный участок площадью 300 кв м, расположенный по адресу 1. Ссылается на то, что вышеуказанный земельный участок предоставлялся Васильеву А.Г. в аренду в соответствии с постановлениями мэра г. Ярославля Дата обезличена. Истец использует земельный участок с Дата обезличена, участок поставлен на кадастровый учет. Истец имеет право приобрести указанный участок в собственность в соответствии с законом Ярославской области № 22-з. Однако, приказом начальника УЗР мэрии г. Ярославля Дата обезличена в предоставлении участка в собственность было отказано.
В судебное заседание истец не явился, извещен надлежаще, об уважительных причинах неявки суду не сообщил, об отложении дела не ходатайствовал, его интересы по доверенности представляет Шамаев А.В., который исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным в исковом заявлении основаниям, пояснил, что все обязательства по внесению арендной платы истцом выполнены.
Представитель ответчиков – мэрии г. Ярославля и УЗР мэрии г. Ярославля - в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствии. В письменном отзыве указал, что возражает против удовлетворения заявленных требований, т.к. Законом 22-з не предусмотрен случай предоставления в собственность земельного участка, если он предоставлен для размещения огорода на праве аренды. Все земельные участки на территории г. Ярославля относятся к категории земель – земли населенных пунктов. Кроме того, земельный участок расположен в территориальной зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж.1).
Представитель третьего лица – МУ «Агентство по аренде земельных участков г. Ярославля» в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В письменном отзыве, адресованном суду, указал, что возражает против удовлетворения исковых требований, поскольку с заявителем отсутствуют оформленные арендные отношения уже на протяжении 3-х лет. Сведениями о постановке участка на кадастровый учет не располагают.
Дело рассмотрено при имеющейся явке.
Выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению в заявленном объеме.
Судом установлено, что, начиная с Дата обезличена, с истцом заключались договоры аренды запрашиваемого земельного участка площадью 300 кв м, расположенного по адресу 1. Последний договор заключен Дата обезличена. между УЗР мэрии г. Ярославля в лице МУ «Агентство по аренде земельных участков г. Ярославля» и Васильевым А.Г., его срок – с Дата обезличена на неопределенный срок. Дата обезличена земельный участок поставлен на кадастровый учет, кадастровый номер ..., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – размещение огорода.
Из представленных квитанций по оплате арендной платы усматривается, что на день рассмотрения дела в суде задолженности по арендной плате у Васильева А.Г. не имеется.
Приказом начальника УЗР мэрии г. Ярославля Дата обезличена Номер обезличен Васильеву А.Г. отказано в предоставлении в собственность запрашиваемого земельного участка, т.к. в отношении случаев предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, предусмотрено предоставление таких земельных участков исключительно на праве аренды.
Проанализировав вышеуказанные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
На основании ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
В соответствии с п. 4 ст. 2 Закона Ярославской области от 27.04.2007 г. № 22-з «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» граждане имеют право на однократное бесплатное приобретение в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случае если земельные участки предоставлены гражданам для ведения личного подсобного хозяйства или садоводства независимо от вида предоставленных прав на земельные участки. При этом земельные участки, предоставленные в указанных целях на праве аренды, могут быть приобретены в собственность бесплатно не ранее чем через три года с момента заключения договора аренды при условии его надлежащего исполнения со стороны арендатора.
Все указанные в этом пункте условия Васильевым А.Г. соблюдены, а отзыв МУ «Агентство по аренде земельных участков г. Ярославля» не основан на тех документах, которые у этого участника процесса в силу правового положения должны находиться и храниться, а суду представлены стороной истца.
В ст. 1 ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» дается определение садового и огородного земельных участков. Так, садовый земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений); огородный земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля (с правом или без права возведения некапитального жилого строения и хозяйственных строений и сооружений в зависимости от разрешенного использования земельного участка, определенного при зонировании территории);
Анализируя указанные определения, суд считает, что они имеют практически одинаковое значение, за исключением прав на возведение строений. Поэтому суд считает, что положения п. 4 ст. 2 Закона Ярославской области № 22-з по аналогии можно применить и к земельному участку, предоставленному для огородничества. И в кадастровом паспорте указано, что разрешенное использование запрашиваемого земельного участка – размещение огорода.
В силу изложенного доводы ответчиков на законе не основаны.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Признать незаконным приказ начальника УЗР мэрии г. Ярославля Дата обезличена Номер обезличен об отказе в предоставлении земельного участка в собственность по адресу 1.
Обязать мэрию г. Ярославля представить на праве собственности Васильеву А.Г. для огородничества земельный участок площадью 300 кв м, расположенный по адресу 1.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения в Ярославский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Фрунзенский районный суд г. Ярославля.
Судья Т.В. Афанасьева