Дело № 2-1500/2010 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 июля 2010 года гор. Ярославль
Фрунзенский районный суд гор. Ярославля в составе: председательствующего судьи Афанасьевой Т.В.
при секретаре Климовой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Серова А.К. к мэрии г. Ярославля, УЗР мэрии г. Ярославля о первоочередном предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства,
установил:
Истец обратился в суд с заявлением об обязании мэрии г. Ярославля предоставить земельный участок ориентировочной площадью 800 кв м, расположенный по адресу 1, для индивидуального жилищного строительства на праве аренды.
В обоснование иска ссылается на то, что Дата обезличена обратился с заявлением в мэрию г. Ярославля о предоставлении в аренду без проведения торгов для жилищного строительства вышеуказанного земельного участка, поскольку является инвалидом 3 группы и в соответствии с ФЗ «О социальной защите инвалидов» ему такое право предоставлено. Ответа на заявление не получил.
В судебное заседание истец не явился, извещен надлежаще, об уважительных причинах неявки суд не уведомил, об отложении дела не ходатайствовал, его интересы по доверенности представляет Емельянов А.К., который исковые требования поддержал полностью по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Представитель ответчика мэрии г. Ярославля и УЗР мэрии г. Ярославля по доверенности Кофанова О.С. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, исковые требования не признала. В письменном отзыве указала, что спорный земельный участок не является свободным, т.к. процедура его предоставления путем аукциона начата. Моментом начала процедуры следует считать момент включения земельного участка в реестр – Дата обезличена.
Представитель третьего лица Департамента архитектуры и развития территорий города мэрии г. Ярославля в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Против удовлетворения исковых требований возражает. В представленном суду письменном отзыве указал, что поскольку инвалид должен быть признан в установленном законом порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий, необходимо выяснять не удовлетворялись ли ранее его потребности в улучшении жилищных условий; истец не представил доказательств того, что запрашиваемый участок пригоден для ИЖС, место размещения объекта ИЖС не согласовано с соответствующими организациями; границы земельного участка не сформированы, следовательно, он не может быть предметом спора; частично участок расположен в границах улицы местного значения.
Третье лицо Ахмадиева Г.В. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, оставила вынесение решения на усмотрение суда.
Выслушав явившихся участников процесса, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Таким образом, истец имеет право на предоставление во внеочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства, поскольку имеет инвалидность 3 группы, что подтверждено справкой Номер обезличен Дата обезличена.
Судом установлено, что Дата обезличена истец обратился с заявлением в УЗР мэрии г. Ярославля о предоставлении ему на праве аренды для индивидуального жилищного строительства земельного участка площадью ориентировочной площадью 800 кв м по вышеуказанному адресу.
Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, содержатся в ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Исходя из смысла положений ст. 28 ЗК РФ предоставлению гражданам, имеющим право на первоочередное предоставление земельных участков, подлежат лишь свободные земельные участки.
В судебном заседании установлено, что запрашиваемый земельный участок может быть предоставлен истцу, поскольку свободен от прав третьих лиц.На основании ст. 1 Закона Ярославской области № 21-з от 27.04.2007 г. «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Ярославской области – городе Ярославле» органы местного самоуправления распоряжаются земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Ярославской области - городе Ярославле в целях строительства (за исключением жилищного строительства и строительства объектов, не являющихся объектами капитального строительства).
Из распоряжения зам. мэра г. Ярославля по вопросам градостроительства от 21.06.2010 г. № 90-рз видно, что утвержден реестр Номер обезличен земельных участков, предоставляемых для строительства без предварительного согласования места размещения объекта. В указанный реестр включен именно запрашиваемый истцом земельный участок площадью 720 кв м, расположенный по адресу 1.
Таким образом, Серов А.К. обратился с заявлением о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства до того, как собственник распордяился земельным участком - земельный участок был включен в реестр.
Иных доказательств, свидетельствующих о том, что до подачи заявления Серовым А.К. были начаты процедуры по формированию земельного участка для проведения аукциона, ни ответчики, ни третьи лица не представили.
Аукцион представляет собой продажу, в частности имущества, с публичных торгов, при которой продаваемое имущество приобретается лицом, предложившим наивысшую цену, тогда как право на первоочередное получение чего-либо предполагает безусловное предоставление при отсутствии торгов. Действующим законодательством не предусмотрены какие-либо льготы для лиц, участвующих в аукционе. Таким образом, в рамках аукциона, проведение которого предполагает соблюдение определенных условий (внесение задатка, "шаг аукциона" и т.д.), а также обязательное участие нескольких лиц, невозможна реализация принципа первоочередности предоставления гражданам земельных участков.
Поэтому при предоставлении инвалиду земельного участка для жилищного строительства в соответствии со ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" торги не проводятся.
Доводы ДАРТ мэрии г. Ярославля, указанные в отзыве, на законе не основаны. Поскольку на сегодняшний день предоставление земельного участка возможно без предварительного согласования места размещения объекта, то ссылка на то, что частично участок расположен в границах улицы местного значения, не состоятельна.
Площадь участка, которая предоставляется Серову А.К., определяется судом ориентировочно.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать мэрию г. Ярославля предоставить Серову А.К. на праве аренды земельный участок ориентировочной площадью 800 кв м, расположенный по адресу 1, для индивидуального жилищного строительства.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 дней со дня вынесения в Ярославский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Ярославля.
Судья Т.В. Афанасьева