Дело № 2-1501/2010 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 июля 2010 года гор. Ярославль
Фрунзенский районный суд гор. Ярославля в составе: председательствующего судьи Афанасьевой Т.В.
при секретаре Климовой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Занозиной А.А. к мэрии г. Ярославля, УЗР мэрии г. Ярославля о признании приказа незаконным, первоочередном предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства,
установил:
Занозина А.А. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным приказа начальника УЗР мэрии г. Ярославля об отказе в предоставлении ей, как инвалиду, земельного участка на праве аренды для индивидуального жилищного строительства; обязании мэрии г. Ярославля предоставить в первоочередном порядке земельный участок ориентировочной площадью 800 кв м, расположенный по адресу 1, в районе дома Номер обезличен, для индивидуального жилищного строительства на праве аренды.
В обоснование иска ссылается на то, что Дата обезличена обратилась в УЗР мэрии г. Ярославля с заявлением о предоставлении в аренду без проведения торгов для индивидуального жилищного строительства вышеуказанного земельного участка, поскольку является инвалидом 3 группы, и в соответствии с ФЗ «О социальной защите инвалидов» ей такое право предоставлено. Приказом начальника УЗР мэрии г. Ярославля Дата обезличена Номер обезличен в размещении индивидуального жилого дома по указанному адресу отказано, т.к. земельный участок не свободен – на нем имеется фундамент, наличие инвалидности не является основанием для предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства без проведения аукциона.
В судебное заседание истица не явилась, извещена надлежаще, ее интересы по доверенности представляет Миронова А.Г., которая исковые требования уточнила в части площади предоставления земельного участка – просит предоставить Занозиной А.А. на праве аренды для индивидуального жилищного строительства вышеуказанный земельный участок ориентировочной площадью 700 кв м, в остальной части исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным выше основаниям. Пояснила, что истица действительно зарегистрирована по адресу 2 , но фактически проживает в ....
Представитель ответчика мэрии г. Ярославля и УЗР мэрии г. Ярославля по доверенности Березкина Ю.С. исковые требования не признала. Указала, что ранее запрашиваемый истицей земельный участок под домом по адресу 1 в Дата обезличена на праве постоянного бессрочного пользования был предоставлен организации 1. Дата обезличена решением Арбитражного суда организация 1 была признана банкротом, запись о предоставлении земельного участка была аннулирована. Дом Номер обезличен по адресу 1 в настоящее время снесен.
Представитель третьего лица Департамента архитектуры и развития территорий города мэрии г. Ярославля в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Против удовлетворения исковых требований возражает. В представленном суду письменном отзыве указал, что исковое заявление удовлетворению не подлежит, поскольку инвалид должен быть признан в установленном законом порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий, необходимо выяснять - не удовлетворялись ли ранее его потребности в улучшении жилищных условий; истец не представил доказательств того, что запрашиваемый участок пригоден для индивидуального жилищного строительства, место размещения объекта ИЖС не согласовано с соответствующими организациями; истцом не представлено доказательств того, что имеется предмет спора – земельный участок.
Выслушав явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования удовлетворению не подлежат.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Таким образом истец имеет право на предоставление ему во внеочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства, поскольку имеет инвалидность 3 группы бессрочно, что подтверждено справкой Номер обезличен Дата обезличена.
Судом установлено, что Дата обезличена истец обратился с заявлением в УЗР мэрии г. Ярославля о предоставлении ему на праве аренды для индивидуального жилищного строительства земельного участка площадью ориентировочной площадью 800 кв м по вышеуказанному адресу.
Приказом начальника УЗР мэрии г. Ярославля Дата обезличена Номер обезличен было отказано в размещении объекта на запрашиваемом Занозиной А.А. земельном участке, поскольку запрашиваемый участок не свободен - на нем имеется фундамент; предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства осуществляется путем проведения аукциона; ЗК РФ предусмотрен исчерпывающий перечень случаев, когда предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства осуществляется без проведения аукциона и наличие инвалидности таким случаем не является.
Согласно данным ГУПТИ по Ярославской области Дата обезличена дом Номер обезличен по адресу 1 на техническом учете не состоит. Следовательно, запрашиваемый истицей земельный участок свободен и может быть предоставлен для индивидуального жилищного строительства.
Вместе с тем оснований для его предоставления Занозиной А.А. не имеется.
В соответствии со ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам или юридическим лицам в собственность или аренду.
Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, содержатся в ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
На основании ст. 1 Закона Ярославской области № 21-з от 27.04.2007 г. «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Ярославской области – городе Ярославле» органы местного самоуправления распоряжаются земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре ... - городе Ярославле в целях строительства (за исключением жилищного строительства и строительства объектов, не являющихся объектами капитального строительства).
В силу ст. 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Истец основывает свои требования на Законе «О социальной защите инвалидов», о котором упоминалось в решении выше. В преамбуле к этому Закону говорится о том, что настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в РФ, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод…, ст. 17 Закона говорит о том, что инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством РФ и законодательством субъектов РФ, а также им предоставляется право на первоочередное предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. Во исполнение ФЗ № 181 Постановлением Правительства РФ № 901 от 27.07.1996 г. были утверждены «Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг». П. 1 Правил устанавливает, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». При этом п. 3 Правил устанавливает, что учет… инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, осуществляется как по месту работы, так и по месту жительства.
Исходя из смысла и толкования вышеуказанных норм, следует, что все социальные льготы инвалид получает по месту своего постоянного жительства либо по месту работы. Местом жительства в силу п. 1 ст. 20 ГПК РФ признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает и подтверждается фактом регистрации. Как следует из письменных материалов дела (заявления истицы в УЗР, доверенностей), пояснений представителя Мироновой А.Г., истица зарегистрирована по адресу 2. Следовательно, все социальные льготы, в том числе , и право на первоочередное предоставление земельного участка, вправе получать по месту своего постоянного проживания.
В связи с вышеизложенным, оснований для предоставления Занозиной А.А. на праве аренды земельного участка ориентировочной площадью 700 кв м, расположенного по адресу 1, в районе дома Номер обезличен, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В иске Занозиной А.А. к мэрии г. Ярославля, УЗР мэрии г. Ярославля о признании приказа незаконным, первоочередном предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства – отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения в Ярославский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Ярославля.
Судья Т.В. Афанасьева Определением Яр. обл. суда от 06.09.2010г решение оставлено без изменения.а