Решение о признании бездействия незаконным, первоочередном предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства вступило в силу 21.09.2010г.



Дело № 2-1917/2010 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 сентября 2010 года гор. Ярославль

Фрунзенский районный суд гор. Ярославля в составе: председательствующего судьи Афанасьевой Т.В.

при секретаре Климовой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Корешкова Ю.А. к мэрии г. Ярославля о признании бездействия незаконным, первоочередном предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства,

установил:

Корешков Ю.А. обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия мэрии г. Ярославля, выразившееся в не предоставлении в установленные действующим законодательством сроки ответа на заявление, а по сути – отказ в предоставлении испрашиваемого земельного участка; обязании мэрии г. Ярославля предоставить в первоочередном порядке земельный участок ориентировочной площадью 800 кв м, расположенный по адресу 1, для индивидуального жилищного строительства на праве аренды.

В обоснование иска ссылается на то, что Дата обезличена обратился в мэрию г. Ярославля с заявлением о предоставлении в аренду без проведения торгов для индивидуального жилищного строительства вышеуказанного земельного участка, поскольку является инвалидом 3 группы, и в соответствии с ФЗ «О социальной защите инвалидов» ему такое право предоставлено. Ответа на заявление не получил.

В судебное заседание истец не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, о чем представил письменное заявление, в котором уточнил исковые требования в части предоставления земельного участка – просит предоставить ему в установленные действующим законодательством сроки земельный участок, свободный от прав третьих лиц, по адресу 1.

Представитель ответчика мэрии г. Ярославля и третьего лица - УЗР мэрии г. Ярославля по доверенности Решетникова Т.Н. исковые требования не признала. Указала, что приказом начальника УЗР мэрии г. Ярославля от Дата обезличена Корешкову Ю.А. было отказано в предоставлении запрашиваемого земельного участка, так как часть его предоставлена на праве аренды для индивидуального жилищного строительства иному лицу; в отношении части запрашиваемого участка принято решение Фрунзенского районного суда от Дата обезличена об обязании мэрии г. Ярославля о предоставлении земельного участка на праве аренды для индивидуального жилищного строительства иному лицу; предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства осуществляется в г. Ярославле путем проведения аукциона; ЗК РФ предусмотрен исчерпывающий перечень случаев, когда предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства осуществляется без проведения аукциона, наличие инвалидности таким случаем не является.

Представитель третьего лица Департамента архитектуры и развития территорий города мэрии г. Ярославля в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Против удовлетворения исковых требований возражает. В представленном суду письменном отзыве указал, что исковое заявление удовлетворению не подлежит. Поскольку в ДАРТ обращения УЗР не поступало, то относительно свободной застройки территории по по адресу 1 может пояснить следующее. В отношении земельного участка, расположенного по адерсу 2 Фрунзенским районным судом Дата обезличена было принято решение о предоставлении земельного участка в аренду для ИЖС ФИО2. В отношении земельного участка, расположенного по адресу 1 Дата обезличена был подготовлен приказ директора ДАРТ Номер обезличен об утверждении списка организаций, осуществляющих выдачу техусловий, органов и организаций, осуществляющих проведение процедур согласования. Дата обезличена в УЗР было направлено извещение о проверке технических условий и согласований для индивидуального жилищного строительства по заявлению ФИО1. Таким образом, земельный участок, запрашиваемый истцом, не свободен от прав третьих лиц и предоставлению истцу не подлежит.

Кроме того, на органы местного самоуправления не возложено обязанности по первоочередному обеспечению инвалидов земельными участками для индивидуального жилищного строительства. Инвалид должен быть признан в установленном законом порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Выслушав явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования удовлетворению не подлежат.

Согласно ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Таким образом, истец имеет право на предоставление ему во внеочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства, поскольку имеет инвалидность 3 группы бессрочно, что подтверждено справкой серии Номер обезличен Дата обезличена.

Судом установлено, что Дата обезличена истец обратился с заявлением в мэрию г. Ярославля о предоставлении ему на праве аренды для индивидуального жилищного строительства земельного участка площадью ориентировочной площадью 800 кв м по вышеуказанному адресу.

Приказом начальника УЗР мэрии г. Ярославля от Дата обезличена Номер обезличен Корешкову Ю.А. было отказано в предоставлении запрашиваемого земельного участка, так как часть его предоставлена на праве аренды для индивидуального жилищного строительства иному лицу; в отношении части запрашиваемого участка принято решение Фрунзенского районного суда от Дата обезличена об обязании мэрии г. Ярославля о предоставлении земельного участка на праве аренды для индивидуального жилищного строительства иному лицу; предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства осуществляется в г. Ярославле путем проведения аукциона; ЗК РФ предусмотрен исчерпывающий перечень случаев, когда предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства осуществляется без проведения аукциона, наличие инвалидности таким случаем не является.

Таким образом, суд считает, что заявление Корешкова Ю.А. было рассмотрено в установленные законом сроки, не законного бездействия мэрии г. Ярославля в предоставлении испрашиваемого земельного участка суд не усматривает.

Вместе с тем оснований для его предоставления Корешкову Ю.А. также не имеется.

В соответствии со ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам или юридическим лицам в собственность или аренду.

Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, содержатся в ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации.

На основании ст. 1 Закона Ярославской области № 21-з от 27.04.2007 г. «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Ярославской области – городе Ярославле» органы местного самоуправления распоряжаются земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Ярославской области - городе Ярославле в целях строительства (за исключением жилищного строительства и строительства объектов, не являющихся объектами капитального строительства).

В силу ст. 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Истец основывает свои требования на Законе «О социальной защите инвалидов», о котором упоминалось в решении выше. В преамбуле к этому Закону говорится о том, что настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в РФ, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод…, ст. 17 Закона говорит о том, что инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством РФ и законодательством субъектов РФ, а также им предоставляется право на первоочередное предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. Во исполнение ФЗ № 181 Постановлением Правительства РФ № 901 от 27.07.1996 г. были утверждены «Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг». П. 1 Правил устанавливает, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». При этом п. 3 Правил устанавливает, что учет… инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, осуществляется как по месту работы, так и по месту жительства.

Исходя из смысла и толкования вышеуказанных норм, следует, что все социальные льготы инвалид получает по месту своего постоянного жительства либо по месту работы. Местом жительства в силу п. 1 ст. 20 ГПК РФ признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает, и подтверждается фактом регистрации. Как следует из письменных материалов дела (заявления истца в мэрию г. Ярославля, искового заявления, ксерокопии паспорта), следует, что истец зарегистрирован по адресу 3. Следовательно, все социальные льготы, в том числе и право на первоочередное предоставление земельного участка, вправе получать по месту своего постоянного проживания.

Кроме того, по смыслу ст. 28 ЗК РФ предоставлению для индивидуального жилищного строительства подлежат только свободные земельные участки.

Постановлением мэра г. Ярославля от Дата обезличена Номер обезличен земельный участок площадью 730 кв м, расположенный по по адресу 1, предоставлен на праве аренды для индивидуального жилищного строительства гр. ФИО1.

Решением Фрунзенского районного суда г. Ярославля от Дата обезличена земельный участок ориентировочной площадью 400 кв м по адерсу 2, предоставлен на праве аренды для индивидуального жилищного строительства гр. ФИО2.

Таким образом, запрашиваемый истцом земельный участок не является свободным от прав третьих лиц, поскольку предоставлен на праве аренды для индивидуального жилищного строительства гр. ФИО1 и гр. ФИО2.

Иного свободного от прав третьих лиц земельного участка, расположенного по адресу 1, не имеется, что следует из представленной ДАРТ мэрии г. Ярославля выкопировки из топографического плана.

В связи с вышеизложенным, оснований для предоставления Корешкову Ю.А. на праве аренды земельного участка, свободного от прав третьих лиц, по адресу 1, не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В иске Корешкову Ю.А. к мэрии г. Ярославля о признании бездействия не законным, первоочередном предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства – отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 дней со дня вынесения в Ярославский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Ярославля.

Судья Т.В. Афанасьева

-32300: transport error - HTTP status code was not 200