Решение о признании приказа незаконным, первоочередном предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства (вступило в законную силу- 09.11.2010г.)



Дело № 2-2070/2010 г.

мотивированное решение

изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 октября 2010 года гор. Ярославль

Фрунзенский районный суд гор. Ярославля в составе: председательствующего судьи Афанасьевой Т.В.

при секретаре Климовой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бизюковой Т.Г. к мэрии г. Ярославля, УЗР мэрии г. Ярославля о признании приказа не законным, первоочередном предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства,

установил:

Истец обратился в суд с заявлением о признании незаконным приказа начальника УЗР мэрии г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в предоставлении земельного участка по адресу 1; обязании мэрии г. Ярославля предоставить земельный участок ориентировочной площадью 800 кв м, расположенный по адресу 1, для индивидуального жилищного строительства на праве аренды.

В обоснование иска Бизюкова Т.Г. ссылается на то, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась с заявлением в мэрию г. Ярославля о предоставлении в аренду без проведения торгов для жилищного строительства вышеуказанного земельного участка, поскольку является инвалидом , и в соответствии с ФЗ «О социальной защите инвалидов» ей такое право предоставлено. В предоставлении участка ей было отказано, поскольку предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства осуществляется только путем проведения аукциона; запрашиваемый земельный участок попадает на земельный участок, предоставленный другим лицам.

В судебное заседание истица не явилась, извещена надлежаще, об уважительных причинах неявки суд не уведомила, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, ее интересы по доверенности представляет Герасимова М.Д., которая исковые требования поддержала полностью по изложенным в исковом заявлении основаниям. Пояснила, что в соответствии с межевым планом, составленным ООО 1, со стороны дома по адресу 1 земельный участок поставлен на кадастровый учет, со стороны города граница не согласована. Сведений о зарегистрированных правах третьих лиц на запрашиваемый земельный участок в Управлении Росреестра не имеется, не представил таковых сведений и представитель ответчиков.

Представитель ответчиков - мэрии г. Ярославля и УЗР мэрии г. Ярославля - по доверенности Кофанова О.С. исковые требования не признала. Пояснила, что ранее запрашиваемый истицей земельный участок входил в состав земель, которыми распоряжался Телегинский с/с. В 1992 году жителям поселка Новоселки выдавались свидетельства о праве пожизненного наследуемого владения земельными участками. Таких свидетельств было выдано около 100. Границы этих участков на местности не определялись, сведений в ГКН о них не имеется. В 2004-2005 гг. при передаче земель из состава Ярославского муниципального района в состав города Ярославля был передан весь поселок Новоселки. Инвентаризация земель при этом не производилась, границы земельных участков, предоставленных гражданам, в установленном законом порядке не описывались. Определить в настоящее время имеется ли наложение запрашиваемого земельного участка на участки, предоставленные гражданам на праве пожизненного наследуемого владения, не возможно. Вместе с тем не исключено, что впоследствии указанные граждане могут предоставленные на праве пожизненного наследуемого владения земельные участки оформить в собственность с установлением границ.

Представитель третьего лица Департамента архитектуры и развития территорий города мэрии г. Ярославля в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Против удовлетворения исковых требований возражает. В представленном суду письменном отзыве указал, что спорный земельный участок с адресной привязкой адрес 1, не включался в реестр земельных участков, предоставляемых без предварительного согласования места размещения объекта; для предоставления земельного участка инвалид должен быть признанным в установленном законом порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий; поскольку земельный участок не описан в установленном законом порядке, то он не может являться предметом спора.

Третье лицо Сердакова А.В. пояснила, что в доме по адресу 2 проживает с ДД.ММ.ГГГГ, доля в праве собственности на указанный дом перешла к ней в ДД.ММ.ГГГГ. В ДД.ММ.ГГГГ земельный участок, на котором расположен дом по адресу 2, был оформлен в долевую собственность, его площадь составляет ... кв м. Граница участка определялась по забору, который существует и до настоящего времени. На расстоянии примерно 1,5 м от забора по направлению к улице по адресу 3 расположена хозяйственная постройка – туалет, а также выгребная яма, которыми пользуются собственники дома по адресу 4 и дома по адресу 2, выходя к этим постройкам через калитки, расположенные в заборах. Эти сооружения были построены еще совхозом «Новоселки» при строительстве вышеуказанных домов. За адресом 1 расположены поля, где жители п. Новоселки сажают картофель, из которых свободным является поле площадью не более 3 соток, ранее принадлежащее ФИО1, которое не обрабатывается в течение 5 лет, поскольку ФИО1 дом продала. Иных свободных земельных участков, расположенных за домом по адресу 1, справа от <адрес> не имеется.

Третьи лица – Сердаков П.Г., Чернышова Е.П. в судебное заседание не явились, извещены надлежаще, об уважительных причинах неявки суду не сообщили, возражений на иск не представили.

Выслушав явившихся участников процесса, суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению.

Согласно ст.17 Федерального закона от 24 ноября 1995г. N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Таким образом, истица имеет право на предоставление ей во внеочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства, поскольку имеет бессрочную инвалидность 2 группы, что подтверждено справкой от ДД.ММ.ГГГГ.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась с заявлением в мэрию г. Ярославля о предоставлении ей на праве аренды для индивидуального жилищного строительства земельного участка площадью ориентировочной площадью 800 кв м по вышеуказанному адресу.

ДД.ММ.ГГГГ начальником УЗР мэрии г. Ярославля был вынесен приказ № об отказе в предоставлении земельного участка по адресу 1, основания вынесения приказа: запрашиваемый земельный участок попадает на земельный участок, предоставленный иным лицам; предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства осуществляется путем проведения аукциона; ЗК РФ предусмотрен исчерпывающий перечень случаев, когда предоставление земельного участка для ИЖС осуществляется без проведения аукциона, наличие инвалидности таким случаем не является.

В соответствии со ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам или юридическим лицам в собственность или аренду.

Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, содержатся в ст.30.1 Земельного кодекса Российской Федерации.

На основании ст. 1 Закона Ярославской области № 21-з от 27.04.2007 г. «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Ярославской области – городе Ярославле» органы местного самоуправления распоряжаются земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Ярославской области - городе Ярославле в целях строительства (за исключением жилищного строительства и строительства объектов, не являющихся объектами капитального строительства).

В силу ст. 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Исходя из смысла положений ст. 28 ЗК РФ предоставлению гражданам, имеющим право на первоочередное предоставление земельных участков, подлежат лишь свободные земельные участки.

Доказательств, с достоверностью свидетельствующих о том, что запрашиваемый земельный участок свободен от прав третьих лиц, истица суду не представила.

Как следует из показаний представителя ответчиков, третьего лица Сердаковой А.В., за домом по адресу 1 расположены земельные участки – «картофельники», которые ранее были предоставлены жителям п. Новоселки для посадки овощных культур. Из межевого плана, представленного истицей, показаний представителя Герасимовой М.Д. видно, что граница запрашиваемого земельного участка проходит по забору дома по адресу 2, при этом из показаний Сердаковой А.В. следует, что за этим забором на расстоянии примерно 1,5 м расположены служебные постройки – туалет и выгребная яма, которыми пользуются жители дома по адресу 4 и дома по адресу 2. Таким образом, в запрашиваемый земельный участок входят постройки, принадлежащие иным лицам.

Ссылка представителя Герасимовой М.Д. на то, что поскольку на запрашиваемый истицей земельный участок не зарегистрированы в установленном порядке права третьих лиц, следовательно, он может быть предоставлен для индивидуального жилищного строительства, не основана на законе. Как видно из показаний Сердаковой А.В., за домом по адресу 1 расположены поля, где жители п. Новоселки сажают картофель. Отсутствие в Росреестре сведений о зарегистрированных правах на земельные участки, которые были предоставлены гражданам на праве владения и пользования для ведения личного подсобного хозяйства, не свидетельствует о том, что эти участки свободны от прав третьих лиц, поскольку их оформление в собственность с установлением границ по фактическому пользованию временным промежутком не ограничено. Предоставление Бизюковой Т.Г. запрашиваемого земельного участка может повлиять на указанные права третьих лиц и породить в дальнейшем новые судебные споры.

Доводы, изложенные в письменном отзыве ДА и РТГ мэрии г. Ярославля, правового значения для рассмотрения дела не имеют.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В иске Бизюковой Т.Г. к мэрии г. Ярославля, УЗР мэрии г. Ярославля о признании приказа не законным, первоочередном предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства - отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения в Ярославский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Ярославля.

Судья Т.В. Афанасьева

-32300: transport error - HTTP status code was not 200