Дело № 2-2435/2010 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 ноября 2010 года гор. Ярославль
Фрунзенский районный суд гор. Ярославля в составе: председательствующего судьи Афанасьевой Т.В.
при секретаре Климовой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Урванцева В.Н. к мэрии г. Ярославля, УЗР мэрии г. Ярославля о признании бездействия не законным, первоочередном предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства,
установил:
Урванцев В.Н. обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия УЗР мэрии г. Ярославля в предоставлении ему, как инвалиду, земельного участка на праве аренды для индивидуального жилищного строительства; обязании мэрии г. Ярославля предоставить в первоочередном порядке земельный участок ориентировочной площадью 800 кв м, расположенный по адресу 1, для индивидуального жилищного строительства на праве аренды.
В обоснование иска ссылается на то, что ДД.ММ.ГГГГ обратился в УЗР мэрии г. Ярославля с заявлением о предоставлении в аренду без проведения торгов для индивидуального жилищного строительства вышеуказанного земельного участка, поскольку является инвалидом и в соответствии с ФЗ «О социальной защите инвалидов» ему такое право предоставлено. Ответа на заявление не получил.
В судебное заседание истец не явился, извещен надлежаще, об уважительных причинах неявки суду не сообщил, об отложении дела не ходатайствовал. Его интересы по доверенности представляет Семенова А.А., которая заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Представитель ответчика УЗР мэрии г. Ярославля по доверенности Сорокина Ю.С. просила рассмотреть дело в ее отсутствие, в письменном отзыве, представленном суду, исковые требования не признала. Указала, что права на первоочередное предоставление земельного участка в г. Ярославле Урванцев В.Н. не имеет, поскольку зарегистрирован в другой области. Запрашиваемый земельный участок находится в зоне инженерно-транспортной инфраструктуры. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ Урванцеву В.Н. было отказано в предоставлении земельного участка.
Представитель ответчика – мэрии г. Ярославля – в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, об уважительных причинах неявки суд не уведомил. Возражений на иск не представил.
Представитель третьего лица - Департамента архитектуры и развития территорий города мэрии г. Ярославля по доверенности Алексеева Д.Д. - в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Против удовлетворения исковых требований возражает. В представленном суду письменном отзыве указал, что исковое заявление удовлетворению не подлежит, поскольку запрашиваемый земельный участок находится в зоне инженерно-транспортной инфраструктуры. Кроме того, инвалид должен быть признан в установленном законом порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий, необходимо выяснять - не удовлетворялись ли ранее его потребности в улучшении жилищных условий; истец не представил доказательств того, что запрашиваемый участок пригоден для ИЖС, место размещения объекта ИТЖС не согласовано с соответствующими организациями; истцом не представлено доказательств того, что имеется предмет спора – земельный участок; на органы местного самоуправления не возложено обязанности по обеспечению в первоочередном инвалидов земельными участками для ИЖС.
Выслушав явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования удовлетворению не подлежат.
Согласно ст.17 Федерального закона от 24 ноября 1995г. N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Таким образом, истец имеет право на предоставление ему во внеочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства, поскольку имеет инвалидность .
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратился с заявлением в УЗР мэрии г. Ярославля о предоставлении ему на праве аренды для индивидуального жилищного строительства земельного участка площадью ориентировочной площадью 800 кв м по вышеуказанному адресу.
По его заявлению на основании обращения УЗР мэрии г. Ярославля ДА РТГ мэрии г. Ярославля было вынесено заключение о невозможности размещения объекта индивидуального жилищного строительства на запрашиваемом земельном участке.
Приказом начальника УЗР мэрии г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ № в предоставлении земельного участка было отказано. Причины отказа – согласно схеме функционального зонирования в составе Генерального плана г. Ярославля запрашиваемый земельный участок расположен в функциональной зоне инженерно-транспортной инфраструктуры; в соответствии со схемой городских магистралей и транспорта в составе Генерального плана г. Ярославля запрашиваемый земельный участок расположен в границах зоны транспортной и инженерно-транспортной инфраструктуры на территории общего пользования в границах красных линий перспективной магистральной улицы районного значения – ул. С., разработанных в составе проекта детальной планировки жилого района «Дядьково»; согласно карте градостроительного зонирования в составе Правил землепользования и застройки г. Ярославля запрашиваемый земельный участок расположен в зоне инженерно-транспортной инфраструктуры (ИТ.1); запрашиваемый участок располагается на сложившейся территории общего пользования и при проектировании коттеджной застройки необходимо соблюдать принципы планировочной организации; предоставление земельных участков осуществляется только путем проведения аукциона; наличие инвалидности не является основанием для предоставления земельных участков.
В соответствии с п. 4.1, 4.2 Положения о порядке взаимодействия структурных подразделений мэрии г. Ярославля при предоставлении и изъятии земельных участков на территории города Ярославля, утвержденного Постановлением мэра г. Ярославля от 23 апреля 2007 г. N 1227 (далее Положение), гражданин вправе обратиться в УЗР мэрии с заявлением о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства. На основании копии заявления ДАРТГ определяет возможность размещения предполагаемого объекта строительства. В случае если размещение объекта возможно, ДАРТГ включает земельный участок в реестр земельных участков для последующего предоставления без предварительного согласования места размещения объекта (путем проведения аукциона) и обеспечивает его утверждение в пятидневный срок после определения возможности размещения объекта. В случае невозможности размещения объекта ДАРТГ в недельный срок направляет в УЗР соответствующее заключение.
На земельные участки, предназначенные для включения в реестр, ДАРТГ составляет топографические планы земельного участка в масштабах 1:500 и 1:5000 с указанием границ, ориентировочной площади и видов разрешенного использования, а также заключения о принадлежности земельных участков либо отсутствии прав на них.
Таким образом, оснований для удовлетворения исковых требований в части признании незаконным бездействия мэрии г. Ярославля по предоставлению истцу как инвалиду в первоочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства не имеется, поскольку необходимые процедуры по рассмотрению заявления инвалида были проведены.
В соответствии со ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам или юридическим лицам в собственность или аренду.
Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, содержатся в ст.30.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
На основании ст. 1 Закона Ярославской области № 21-з от 27.04.2007 г. «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Ярославской области – городе Ярославле» органы местного самоуправления распоряжаются земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Ярославской области - городе Ярославле в целях строительства (за исключением жилищного строительства и строительства объектов, не являющихся объектами капитального строительства).
В силу ст. 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Истец основывает свои требования на Законе «О социальной защите инвалидов», о котором упоминалось в решении выше. В преамбуле к этому Закону говорится о том, что настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в РФ, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод…, ст. 17 Закона говорит о том, что инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством РФ и законодательством субъектов РФ, а также им предоставляется право на первоочередное предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. Во исполнение ФЗ № 181 Постановлением Правительства РФ № 901 от 27.07.1996 г. были утверждены «Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг». П. 1 Правил устанавливает, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». При этом п. 3 Правил устанавливает, что учет… инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, осуществляется как по месту работы, так и по месту жительства.
Исходя из смысла и толкования вышеуказанных норм, следует, что все социальные льготы инвалид получает по месту своего постоянного жительства либо по месту работы. Местом жительства в силу п. 1 ст. 20 ГПК РФ признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает и подтверждается фактом регистрации. Как следует из письменных материалов дела (заявления истца в УЗР, ксерокопии паспорта), истец зарегистрирован по адресу 2. Следовательно, все социальные льготы, в т.ч. и право на первоочередное предоставление земельного участка, вправе получать по месту своего постоянного проживания.
Кроме того, ст. 2 Градостроительного Кодекса РФ гласит о том, что законодательство о градостроительной деятельности основывается на принципе обеспечения устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования.
В соответствии со ст. 9 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Документы территориального планирования подразделяются на: … документы территориального планирования субъектов Российской Федерации; документы территориального планирования муниципальных образований.
Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
В соответствии с фрагментом карты градостроительного зонирования г. Ярославля (границы территориальных зон) в составе Правил землепользования и застройки г. Ярославля, утвержденных решением муниципалитета г. Ярославля от 17.09.2009 г. № 201, видно, что запрашиваемый земельный участок частично располагается в зоне инженерно-транспортной инфраструктуры (ИТ.1), частично в ландшафтно-рекреационной зоне (Р.3), частично в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж.4).
В соответствии со ст. 36 ГрК РФ, со ст. 54 вышеуказанных Правил землепользования и застройки г. Ярославля, утвержденных решением Муниципалитета г. Ярославля № 201 от 17.09.2009 г., вступивших в законную силу 01.01.2010 г., градостроительный регламент территориальной зоны ИТ.1 не предусматривает в качестве основных и условно разрешенных видов использования индивидуальную жилую застройку.
Кроме того, согласно фрагмента схемы функционального зонирования территории в составе Генерального плана города, утвержденного решением муниципалитета г. Ярославля от 06.04.2006 г. № 226 (с изменен. и доп.), запрашиваемый участок расположен в зоне инженерно-транспортной инфраструктуры. Согласно ст. 35 ГрК РФ зоны инженерной и транспортной инфраструктур предназначены для размещения объектов инженерной и транспортной инфраструктур, в том числе сооружений и коммуникаций железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, а также для установления санитарно-защитных зон таких объектов в соответствии с требованиями технических регламентов.
Запрашиваемый земельный участок, который расположен в зоне ИТ.1, попадает в границы улицы перспективной магистральной улицы районного значения, которая в силу ст. 12 ГрК РФ является территорией общего пользования, которой должен беспрепятственно пользоваться неопределенный круг лиц.
В связи с вышеизложенным, оснований для предоставления Урванцеву В.Н. на праве аренды земельного участка ориентировочной площадью 800 кв м, расположенного по адресу 1, не имеется, следовательно, и оснований для признания незаконным бездействия мэрии г. Ярославля об отказе в предоставлении ему, как инвалиду, земельного участка на праве аренды для индивидуального жилищного строительства также не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В иске Урванцеву В.Н. к мэрии г. Ярославля, УЗР мэрии г. Ярославля о признании бездействия не законным, первоочередном предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства – отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 дней со дня вынесения в Ярославский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Ярославля.
Судья Т.В. Афанасьева