Дело № 2-2597/2010 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 декабря 2010 года гор. Ярославль
Фрунзенский районный суд гор. Ярославля в составе: председательствующего судьи Афанасьевой Т.В.
при секретаре Климовой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Булатновой Л.А. к мэрии г. Ярославля, УЗР мэрии г. Ярославля о признании приказа не законным, первоочередном предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства,
установил:
Булатнова Л.А. обратилась в суд с иском, в котором просит признать не законным приказ начальника УЗР мэрии г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства; обязать мэрию г. Ярославля предоставить на праве аренды земельный участок ориентировочной площадью 800 кв м, расположенный по по адресу 1, для индивидуального жилищного строительства.
В обоснование иска ссылается на то, что в 2010 г. обратилась с заявлением в УЗР мэрии г. Ярославля о предоставлении в аренду без проведения торгов для жилищного строительства вышеуказанного земельного участка, поскольку является инвалидом 3 группы и в соответствии с ФЗ «О социальной защите инвалидов» ей такое право предоставлено. Начальник УЗР мэрии г. Ярославля приказом № от ДД.ММ.ГГГГ отказал в предоставлении земельного участка.
В судебное заседание Булатнова Л.А. не явилась, извещена надлежаще, об уважительных причинах неявки суду не сообщила, об отложении дела не ходатайствовала, ее интересы по доверенности представляет Брагина И.Т., которая исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным основаниям. Дополнительно пояснила, что запрашиваемый земельный участок находится в зоне застройки индивидуальными жилыми домами, на пустыре, на котором отсутствуют какие-либо зеленые насаждения и элементы благоустройства.
Представитель ответчика мэрии г. Ярославля и УЗР мэрии г. Ярославля по доверенности Пикова Д.А. просила рассмотреть дело в ее отсутствие, в письменном отзыве, представленном суду, исковые требования не признала. Указала, что поддерживает доводы, указанные в приказе начальника УЗР мэрии г. Ярославля. Кроме того, продажа права на заключение договоров аренды осуществляется только на аукционах. Инвалиды не имеют права на первоочередное предоставление земельных участков. Инвалид должен быть в установленном законом порядке признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Представитель 3 лица Департамента архитектуры и развития территорий города мэрии г. Ярославля по доверенности Фомичева Н.А. просила рассмотреть дело в ее отсутствие, в письменном отзыве, представленном суду, возражает против удовлетворения исковых требований. Указала, что по обращению УЗР мэрии г. Ярославля было подготовлено заключение о невозможности предоставления запрашиваемого земельного участка, т.к. он располагается на сложившейся территории с зелеными насаждениями общего пользования (зона отдыха жителей близлежащих домов) – ландшафтно-рекреационной территории, которой беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц. Выездом на место было установлено, что на земельном участке расположена благоустроенная детская площадка, спортивная площадка, разворотная площадка, произрастают взрослые деревья ценных пород и кустарников, территория благоустраивается самими жителями района. Запрашиваемый земельный участок находится на пересечении участков коттеджной застройки по по адресу 1, при его застройке не будут соблюдаться требования региональных нормативов о необходимости территорий общего пользования. На территории рекреационных зон не допускается строительство новых объектов. Уровень озелененности застройки в границах территорий жилого района должен быть не менее 25%, что не соблюдается в конкретном случае и было установлено ранее вынесенными решениями судов. Кроме того, на органы местного самоуправления не возложено обязанности по обеспечению инвалидов земельными участками для ИЖС. Инвалид должен быть признан в установленном законом порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Выслушав явившихся участников процесса, суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению.
Согласно ст.17 Федерального закона от 24 ноября 1995г. N181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Т.о. истец имеет право на предоставление ей во внеочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства, поскольку имеет бессрочную инвалидность 3 группы, что подтверждено справкой №.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ приказом № начальника УЗР мэрии г. Ярославля в предоставлении земельного участка Булатновой Л.А. было отказано, т.к. запрашиваемый участок располагается на сложившейся территории общего пользования и при проектировании коттеджной застройки необходимо соблюдать принципы планировочной организации – участки коттеджной застройки объединять территориями общего пользования (озеленения, спортивная, разворотная площадка); по запрашиваемому земельному участку проходит грунтовая дорога, соединяющая улицу 1 и улицу 2; предоставление земельных участков для ИЖС осуществляется путем проведения аукционов; наличие инвалидности в соответствии с ЗК РФ не является основанием для предоставления земельного участка без проведения аукциона; Булатнова Л.А. на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий не состоит.
В соответствии с п. 4.1, 4.2 Положения о порядке взаимодействия структурных подразделений мэрии г. Ярославля при предоставлении и изъятии земельных участков на территории города Ярославля, утвержденного Постановлением мэра г. Ярославля от 23 апреля 2007 г. N 1227 (далее Положение), гражданин вправе обратиться в УЗР мэрии с заявлением о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства. На основании копии заявления ДАРТГ определяет возможность размещения предполагаемого объекта строительства. В случае если размещение объекта возможно, ДАРТГ включает земельный участок в реестр земельных участков для последующего предоставления без предварительного согласования места размещения объекта (путем проведения аукциона) и обеспечивает его утверждение в пятидневный срок после определения возможности размещения объекта. В случае невозможности размещения объекта ДАРТГ в недельный срок направляет в УЗР соответствующее заключение.
На земельные участки, предназначенные для включения в реестр, ДАРТГ составляет топографические планы земельного участка в масштабах 1:500 и 1:5000 с указанием границ, ориентировочной площади и видов разрешенного использования, а также заключения о принадлежности земельных участков либо отсутствии прав на них.
В ходе согласования поступившей от истца заявки Управлением земельных ресурсов мэрии г. Ярославля было получено заключение Департамента архитектуры и развития территорий города мэрии г. Ярославля от 13.09.2009 г. № 7114, в котором указано, что размещение объекта ИЖС на запрашиваемом земельном участке не возможно, т.к. запрашиваемый земельный участок располагается на сложившейся территории общего пользования. При проектировании коттеджной застройки необходимо соблюдать принципы планировочной организации – участки коттеджной застройки объединять территориями общего пользования (озеленения, спортивная, разворотная площадка). По запрашиваемому участку проходит грунтовая дорога, соединяющая улицу 1 и улицу 2.
В соответствии со ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам или юридическим лицам в собственность или аренду.
Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, содержатся в ст.30.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
На основании ст. 1 Закона Ярославской области № 21-з от 27.04.2007 г. «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Ярославской области – городе Ярославле» органы местного самоуправления распоряжаются земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Ярославской области - городе Ярославле в целях строительства (за исключением жилищного строительства и строительства объектов, не являющихся объектами капитального строительства).
В силу ст. 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Статья 2 Градостроительного Кодекса РФ гласит о том, что законодательство о градостроительной деятельности основывается на принципе обеспечения устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования.
В соответствии со ст. 9 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Документы территориального планирования подразделяются на: … документы территориального планирования субъектов Российской Федерации; документы территориального планирования муниципальных образований.
Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
В соответствии с фрагментом карты градостроительного зонирования г. Ярославля (границы территориальных зон) в составе Правил землепользования и застройки г. Ярославля, утвержденных решением муниципалитета г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ №, видно, что запрашиваемый земельный участок располагается в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж.4).
Вместе с тем пунктами 2.4.1.1, 2.4.2.2 Постановления Администрации Ярославской области от 13 февраля 2008 г. N 33-а «Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования Ярославской области» установлено, что рекреационные зоны предназначены для организации массового отдыха населения, улучшения экологической обстановки городских округов и поселений и включают парки, городские сады, скверы, городские леса, лесопарки, озелененные территории общего пользования, пляжи, водоемы и иные объекты.
Озелененные территории - объекты градостроительного нормирования - представлены в виде парков, садов, скверов, бульваров, территорий зеленых насаждений в составе участков жилой … застройки. Удельный вес озелененных территорий различного назначения в пределах застройки городских округов и поселений (уровень озелененности территории застройки) должен быть не менее 40 процентов, а в границах территории жилого района не менее 25 процентов, включая суммарную площадь озелененной территории микрорайона (квартала). Аналогичная норма установлена п.4.1 Строительных нормы и правил СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" (утв. постановлением Госстроя СССР от 16 мая 1989 г. N 78).
В судебном заседании установлено, что обстоятельства, послужившие основанием для отказа истцу в предоставлении запрашиваемого земельного участка, соответствуют действительности. Из топографического плана М 1:500 следует, что на спорном участке находится сформировавшаяся озелененная территория жилого района, ограниченного улицами 3,1,2. При строительстве индивидуального жилого дома на запрашиваемом земельном участке ряд насаждений если и не будет утрачен в натуре, то в любом случае будет исключен из состава общих насаждений жилого района.В соответствии со ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
На основании ст. 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Пункт 1.4.3.13 Постановления Администрации Ярославской области от 13 февраля 2008 г. N 33-а «Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования Ярославской области» предусматривает, что для территорий, подлежащих застройке, документацией по планировке территории устанавливаются линии застройки, определяющие размещение зданий и сооружений с отступом от красных линий или иных границ транспортной и инженерной инфраструктуры, границ прилегающих территориальных зон, а также границ внутриквартальных участков.
Из представленной ДАРТГ выкопировки из плана застройки внутри квартала видно, что испрашиваемый истом земельный участок находится за линией застройки внутри квартала, что противоречит вышеуказанным нормативам.
Пункт 2.2.9.5. вышеуказанных нормативов также гласит о том, что при проектировании коттеджной застройки необходимо соблюдать следующие принципы планировочной организации:
- участки коттеджной застройки объединять территориями общего пользования (озелененная, спортивная, разворотная площадки);
- группы участков объединять учреждениями общего пользования (детские, общеобразовательные учреждения, объекты обслуживания);
- общественный центр структурного элемента коттеджной застройки совмещать с конечными остановками городского транспорта, формируя его объектами обслуживания и административно-деловыми учреждениями (офисы, деловой центр, банк и т.п.); парк, спортивный и развлекательный комплексы территориально могут быть включены в состав центра либо расположены отдельно, в системе озелененных территорий коттеджной застройки.
А в соответствии с п. 2.2.9.6. комплекс коттеджной застройки следует проектировать как единый архитектурно-планировочный ансамбль, объединенный объектами и территориями общественного назначения.
Предоставление запрашиваемого земельного участка противоречит и указанным пунктам, т.к. утрачивается часть общей территории внутри уже застроенного жилыми домами квартала, что не допустимо, и на что имеется ссылка в заключении ДА и РТГ мэрии г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ.
Суд считает, что законное право инвалида требовать первоочередного предоставления земельного участка не означает, что участок может быть предоставлен любой, без учета установленных законом ограничений либо запретов в его использовании. Обратное может привести к нарушению одного из основных принципов земельного законодательства – баланса сочетания интересов общества и законных интересов граждан (ч. 11 ст. 1 ЗК РФ). В рассматриваемом случае предоставление истцу земельного участка, расположенного на территории общего пользования и грунтовой дороги, соединяющей улицу 1 и улицу 2, противоречит принципу разумности.
С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, предоставление Булатновой Л.А. спорного участка не соответствует градостроительным нормам и правилам. Следовательно, и оснований для признания не законным приказа начальника УЗР мэрии г. Ярославля не имеется. Суд приходит к выводу, что в удовлетворении исковых требований следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В иске Булатновой Л.А. к мэрии г. Ярославля, УЗР мэрии г. Ярославля о признании приказа не законным, первоочередном предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства – отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 дней со дня вынесения в Ярославский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Ярославля.
Судья Т.В. Афанасьева