Решение о признании приказа не законным, первоочередном предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства (вступило в законную силу- 13.12.2010г.)



Дело № 2-2475/2010 г.

мотивированное решение

изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 ноября 2010 года гор. Ярославль

Фрунзенский районный суд гор. Ярославля в составе: председательствующего судьи Афанасьевой Т.В.

при секретаре Климовой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Борисовой Г.С. к мэрии г. Ярославля, УЗР мэрии г. Ярославля о признании приказа не законным, первоочередном предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства,

установил:

Истец обратился в суд с заявлением о признании не законным приказа УЗР мэрии г. Ярославля в предоставлении ему, как инвалиду, земельного участка на праве аренды для индивидуального жилищного строительства; обязании мэрии г. Ярославля предоставить в первоочередном порядке для индивидуального жилищного строительства земельный участок, расположенный по адресу 1.

В обоснование иска ссылается на то, что ДД.ММ.ГГГГ обратился в УЗР мэрии г. Ярославля с заявлением о предоставлении в аренду без проведения торгов для индивидуального жилищного строительства вышеуказанного земельного участка, поскольку является инвалидом 3 группы и в соответствии с ФЗ «О социальной защите инвалидов» ему такое право предоставлено. Приказом начальника УЗР мэрии г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ № в предоставлении земельного участка отказано. Отказ считает не законным, т.к. запрашиваемый участок не входит в зону перспективной транспортной развязки; за участке не установлено каких-либо охранных зон с особыми условиями использования, в т.ч. зоны охраны подземных кабельных и воздушных линий связи и линий радиофикации; поскольку границы земельного участка, на котором расположена школа № 22, не сформированы и данный участок не поставлен на кадастровый учет, то не может быть и наложения земельных участков; ссылка на необходимость проведения аукциона не состоятельна, как не состоятельна и ссылка на то, что инвалид должен быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.

В судебное заседание истец не явился, извещен надлежаще, об уважительных причинах неявки суду не сообщил, об отложении дела не ходатайствовал. Его интересы по доверенности представляет Романцов Ю.В., представителем которого по устному ходатайству является Орлова Г.В., которые заявленные исковые требования поддержали в полном объеме по изложенным в исковом заявлении основаниям. Кроме того, представили суду письменную правовую позицию, из которой следует, что в состав зоны Ж.4 не могут входить автомобильные дороги.

Представитель ответчиков - УЗР мэрии г. Ярославля и мэрии г. Ярославля по доверенности Пикова Д.А. исковые требования не признала. Указала, что в полном объеме поддерживает доводы, изложенные в отзыве ДА и РТГ мэрии г. Ярославля, а также то, что школе № 22 предоставлен в постоянное бессрочное пользование земельный участок площадью 10000 кв м, который накладывается на запрашиваемый земельный участок.

Представитель третьего лица - Департамента архитектуры и развития территорий города мэрии г. Ярославля по доверенности Алексеева Д.Д. - в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Против удовлетворения исковых требований возражает. В представленном суду письменном отзыве указал, что исковое заявление удовлетворению не подлежит, поскольку в соответствии со схемой городских магистралей и транспорта в составе Генерального плана г. Ярославля запрашиваемый земельный участок находится в границах территории перспективной транспортно-эстакадной развязки в 2-х уровнях, которая отражает ориентировочное место размещения транспортной развязки на пересечении Московского проспекта и перспективного продолжения проспекта 1; вопросы съездов транспортной развязки решаются на стадии разработки документации по планировке территории. Указанные границы были установлены организацией 1 при разработке проекта жилого района «Коровиники». Спорный участок расположен в зоне Ж.4, линейные объекты, к которым относятся дороги и транспортные развязки, могут находиться в указанной зоне. По запрашиваемому участку проходит подземный кабель, для которого устанавливается охранная зона. Кроме того, инвалид должен быть признан в установленном законом порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий, необходимо выяснять - не удовлетворялись ли ранее его потребности в улучшении жилищных условий; истец не представил доказательств того, что запрашиваемый участок пригоден для ИЖС, место размещения объекта ИЖС не согласовано с соответствующими организациями; истцом не представлено доказательств того, что имеется предмет спора – земельный участок; на органы местного самоуправления не возложено обязанности по обеспечению в первоочередном инвалидов земельными участками для ИЖС.

Представители третьих лиц - ФГУ «Земельная кадастровая палата» Ярославской области», МОУ школа № 22 – в судебное заседание не явились, извещены надлежаще, возражений на иск не представили.

Выслушав явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования удовлетворению не подлежат.

Согласно ст.17 Федерального закона от 24 ноября 1995г. N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Таким образом, истец имеет право на предоставление ему во внеочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства, поскольку имеет инвалидность 3 группы бессрочно, что подтверждено справкой серии №.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратился с заявлением в УЗР мэрии г. Ярославля о предоставлении ему на праве аренды для индивидуального жилищного строительства земельного участка площадью ориентировочной площадью 800 кв м по адресу 1.

По его заявлению на основании обращения УЗР мэрии г. Ярославля ДА и РТГ мэрии г. Ярославля было вынесено заключение о невозможности размещения объекта индивидуального жилищного строительства на запрашиваемом земельном участке по следующим основаниям. В соответствии с Генеральным планом г. Ярославля запрашиваемый земельный участок находится в границах территории перспективной транспортной развязки в 2-х уровнях, в районе пересечения магистральных улиц общегородского значения регулируемого движения проспекта 2 и перспективного продолжения проспекта 1, соединяющей Фрунзенский и Красноперекопский районы. По запрашиваемому участку проходят сети инженерно-технического обеспечения: линия связи и канализационный коллектор, которые имеют охранные зоны. Часть запрашиваемого участка, обозначенная на топографической схеме как фруктовый сад, предположительно относится к территории школы № 22.

Приказом начальника УЗР мэрии г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ № в предоставлении земельного участка было отказано. Причины отказа аналогичные изложенным доводам, изложенным в письменном отзыве ДА и РТГ мэрии г. Ярославля и его заключении от ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того указано, что предоставление земельных участков осуществляется только путем проведения аукциона; наличие инвалидности не является основанием для предоставления земельных участков.

В соответствии со ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам или юридическим лицам в собственность или аренду.

Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, содержатся в ст.30.1 Земельного кодекса Российской Федерации.

На основании ст. 1 Закона Ярославской области № 21-з от 27.04.2007 г. «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Ярославской области – городе Ярославле» органы местного самоуправления распоряжаются земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Ярославской области - городе Ярославле в целях строительства (за исключением жилищного строительства и строительства объектов, не являющихся объектами капитального строительства).

В силу ст. 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Статья 2 Градостроительного Кодекса РФ гласит о том, что законодательство о градостроительной деятельности основывается на принципе обеспечения устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования.

В соответствии со ст. 9 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Документы территориального планирования подразделяются на: … документы территориального планирования субъектов Российской Федерации; документы территориального планирования муниципальных образований.

Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

В соответствии с фрагментом карты градостроительного зонирования г. Ярославля (границы территориальных зон) в составе Правил землепользования и застройки г. Ярославля, утвержденных решением муниципалитета г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ №, видно, что запрашиваемый земельный участок располагается в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж.4).

Согласно п. 4 ст. 35 Правил землепользования и застройки г. Ярославля инженерно-технические объекты, сооружения и коммуникации, линейные объекты, объекты благоустройства, обеспечивающие реализацию разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленного Правилами, относятся к основным видам разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в каждой территориальной зоне без специального указания на данный вид использования в градостроительных регламентах.

Т.о. размещение автомобильных дорог возможно и в зоне Ж.4.

Кроме того, согласно фрагмента схемы городских магистралей и транспорта в составе Генерального плана города, утвержденного решением муниципалитета г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ № (с изменен. и доп.), запрашиваемый земельный участок расположен в границах зоны перспективной транспортной развязки в проекте планировки жилого района «Коровники», что препятствует его предоставлению для индивидуального жилищного строительства.

Как видно из представленного топографического плана в масштабе 1:500, часть запрашиваемого земельного участка попадает на фруктовый сад, расположенный в границах МОУ школа № 22, которому в 1993 г. на основании и постановления мэра г. Ярославля в постоянное бессрочное пользование был предоставлен земельный участок по фактическому использованию в размере 10000 кв м. Следовательно, запрашиваемый земельный участок не свободен от прав третьих лиц.

Из вышеуказанного топографического плана видно, что по запрашиваемому участку проходят линия связи и канализационный коллектор. Согласно п. 10 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № охранная зона составляет 2 м у линии связи. Согласно СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» нормативное расстояние от фундаментов зданий до канализационных сетей – 3 м. В соответствии со ст. 1 ГрК РФ охранные зоны входят в число территорий с особыми условиями использования и установлены в целях обеспечения экологической безопасности, безопасности населения и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности людей, недопущения причинения вреда объектам капитального строительства и иным хозяйственным объектам. Предположительное место размещения объекта индивидуального жилищного строительства на запрашиваемом земельном участке не указано.

Суд считает, что законное право инвалида требовать первоочередного предоставления земельного участка не означает, что участок может быть предоставлен любой, без учета установленных законом ограничений либо запретов в его использовании. Обратное может привести к нарушению одного из основных принципов земельного законодательства – баланса сочетания интересов общества и законных интересов граждан. В рассматриваемом случае предоставление истице земельного участка, расположенного в зоне инженерно-технических сетей, в их охранной зоне, противоречит принципу разумности.

В связи с вышеизложенным, оснований для предоставления Борисовой Г.С. на праве аренды запрашиваемого земельного участка не имеется, следовательно, и оснований для признания незаконным бездействия мэрии г. Ярославля об отказе в предоставлении ей, как инвалиду, земельного участка на праве аренды для индивидуального жилищного строительства также не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В иске Борисовой Г.С. к мэрии г. Ярославля, УЗР мэрии г. Ярославля о признании приказа не законным, первоочередном предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства – отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения в Ярославский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Ярославля.

Судья Т.В. Афанасьева

-32300: transport error - HTTP status code was not 200