Дело №2-516/2011 Изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 февраля 2011 года г. Ярославль
Фрунзенский районный суд г.Ярославля в составе председательствующего судьи Пискуновой В.А., при секретаре Панюшкиной А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Пегановой И.Х. к Мэрии г.Ярославля, Управлению земельных ресурсов мэрии г.Ярославля о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства,
УСТАНОВИЛ:
Пеганова И.Х. обратилась в суд с иском об обязании УЗР мэрии г. Ярославля предоставить земельный участок ориентировочной площадью ... кв м, расположенный по адресу: <адрес>, для индивидуального жилищного строительства.
В обоснование иска ссылается на то, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась в УЗР мэрии г. Ярославля с заявлением о предоставлении в первоочередном порядке в аренду для индивидуального жилищного строительства вышеуказанного земельного участка, поскольку является инвалидом 2 группы и в соответствии с ФЗ «О социальной защите инвалидов» ей такое право предоставлено. Ответа на заявление не получила.
В судебном заседании истец Пеганова И.Х. исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в иске основаниям, пояснила, что испрашиваемый земельный участок не состоит на кадастровом учете, является свободным, в соответствии с Генеральным планом находится в зоне Ж 4.
Представитель истца по устному ходатайству Соломатина А.М. исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в иске основаниям. Пояснила, что истица проживает у родственницы, на учете по предоставлению жилья не состоит, поскольку данное жилье не подходит истице для проживания по состоянию ее здоровья.
Представитель ответчика мэрии г. Ярославля и УЗР мэрии г. Ярославля в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В письменном отзыве указал, что исковые требования не признает, поскольку испрашиваемый земельный участок расположен в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии в соответствии с постановлением мэра г. Ярославля от 20.03.2008 г. № 720 « О развитии застроенной территории, ограниченной ул. Ямской, Большой Луговой, Заовинной, Малой Московской во Фрунзенском районе г. Ярославля». Согласно решениям Фрунзенского районного суда г. Ярославля от 18.02.2010 исковые заявления о первоочередном предоставлении земельных участков, расположенных по <адрес>, для строительства индивидуального жилого дома, были оставлены без удовлетворения, так как вышеуказанные земельные участки не могут быть предоставлены для испрашиваемых целей. Согласно постановлению мэра г. Ярославля от 23.04.2007 №1227 с ДД.ММ.ГГГГ предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства осуществляется путем проведения аукционов. Земельным кодексом Российской Федерации предусмотрен исчерпывающий перечень случаев, когда предоставление земельного участка для жилищного строительства осуществляется без проведения аукциона. Наличие инвалидности таким случаем не является. В качестве нуждающейся в жилых помещениях Пеганова И.Х. не состоит на учете.
Представитель третьего лица Департамента архитектуры и развития территорий города мэрии г. Ярославля в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В письменном отзыве указал, что против удовлетворения исковых требований возражает. ДД.ММ.ГГГГ в Департамент из УЗР мэрии г. Ярославля поступило обращение от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельного участка по заявлению Пегановой И.А. Департаментом было подготовлено заключение о невозможности размещения объекта на запрашиваемом земельном участке, поскольку испрашиваемый земельный участок располагается на территории, ограниченной ул. Ямской, Большой Луговой, Заовинной, Малой Московской, в отношении которой на основании постановления мэра г. Ярославля от 20.03.2008 г. № 720 принято решение о развитии застроенной территории. На органы местного самоуправления не возложено обязанности по обеспечению в первоочередном порядке инвалидов земельными участками для индивидуального жилищного строительства. Полагает, что для правильного рассмотрения дела следует необходимым выяснить: является ли инвалид признанным в установленном порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий, не были ли удовлетворены потребности инвалида в жилище ранее в первоочередном порядке либо наравне с другими гражданами. Поскольку отсутствует объект земельных отношений - земельный участок, требование о предоставлении земельного участка противоречит закону. Кроме того, согласно решениям Фрунзенского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ исковые заявления других граждан о первоочередном предоставлении земельных участков по <адрес> для строительства индивидуальных жилых домов были оставлены без удовлетворения.
Выслушав явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования удовлетворению не подлежат.
Согласно ст.17 Федерального закона от 24 ноября 1995г. N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Таким образом, истец имеет право на предоставление ей во внеочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства, поскольку имеет инвалидность 2 группы бессрочно, что подтверждено справкой серии МСЭ-2004 № 2240025 от 27.01.2005 года.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась с заявлением в УЗР мэрии г.Ярославля о предоставлении ей на праве аренды для индивидуального жилищного строительства земельного участка ориентировочной площадью ... кв м по вышеуказанному адресу, направив его по почте заказным письмом с уведомлением.
Как следует из письменного отзыва ДА РТ города мэрии г. Ярославля ДД.ММ.ГГГГ в Департамент из УЗР мэрии г. Ярославля поступило обращение от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельного участка по заявлению Пегановой И.А.
В соответствии с п. 4.1, 4.2 Положения о порядке взаимодействия структурных подразделений мэрии г. Ярославля при предоставлении и изъятии земельных участков на территории города Ярославля, утвержденного Постановлением мэра г. Ярославля от 23 апреля 2007 г. N 1227 (далее Положение), гражданин вправе обратиться в УЗР мэрии с заявлением о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства. На основании копии заявления ДАРТГ определяет возможность размещения предполагаемого объекта строительства. В случае если размещение объекта возможно, ДАРТГ включает земельный участок в реестр земельных участков для последующего предоставления без предварительного согласования места размещения объекта (путем проведения аукциона) и обеспечивает его утверждение в пятидневный срок после определения возможности размещения объекта. В случае невозможности размещения объекта ДАРТГ в недельный срок направляет в УЗР соответствующее заключение.
На земельные участки, предназначенные для включения в реестр, ДАРТГ составляет топографические планы земельного участка в масштабах 1:500 и 1:5000 с указанием границ, ориентировочной площади и видов разрешенного использования, а также заключения о принадлежности земельных участков либо отсутствии прав на них.
Департаментом было подготовлено заключение по результатам обращения Пегановой И.Х., из которого следует, что размещение объекта индивидуального жилищного строительства на указанном земельном участке невозможно, поскольку испрашиваемый земельный участок располагается на территории, ограниченной улицами Ямской, Большой Луговой, Заовинной, Малой Московской, в отношении которой постановлением мэра г. Ярославля от 20.03.2008 г. № 720 принято решение о развитии застроенной территории.
В соответствии с вышеуказанным заключением ДД.ММ.ГГГГ был вынесен приказ начальника УЗР мэрии г. Ярославля об отказе в предоставлении земельного участка по адресу: <адрес>.
В соответствии со ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам или юридическим лицам в собственность или аренду.
Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, содержатся в ст.30.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
На основании ст. 1 Закона Ярославской области № 21-з от 27.04.2007 г. «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Ярославской области – городе Ярославле» органы местного самоуправления распоряжаются земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Ярославской области - городе Ярославле в целях строительства (за исключением жилищного строительства и строительства объектов, не являющихся объектами капитального строительства).
В силу ст. 46.1 Градостроительного Кодекса РФ развитие застроенных территорий осуществляется в границах элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона) или его части (частей), в границах смежных элементов планировочной структуры или их частей. Решение о развитии застроенной территории принимается органом местного самоуправления по инициативе органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, физических или юридических лиц при наличии градостроительного регламента, а также местных нормативов градостроительного проектирования (при их отсутствии - утвержденных органом местного самоуправления расчетных показателей обеспечения такой территории объектами социального и коммунально-бытового назначения, объектами инженерной инфраструктуры).
Решение о развитии застроенной территории может быть принято, если на такой территории расположены:
1) многоквартирные дома, признанные в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу;
2) многоквартирные дома, снос, реконструкция которых планируются на основании муниципальных адресных программ, утвержденных представительным органом местного самоуправления.
На застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, могут быть расположены иные объекты капитального строительства, вид разрешенного использования и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту.
На застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, не могут быть расположены иные объекты капитального строительства, за исключением указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи.
В решении о развитии застроенной территории должны быть определены ее местоположение и площадь, перечень адресов зданий, строений, сооружений, подлежащих сносу, реконструкции.
Развитие застроенных территорий осуществляется на основании договора о развитии застроенной территории в соответствии со статьей 46.2 настоящего Кодекса.
Предоставление для строительства в границах территории, в отношении которой принято решение о развитии, земельных участков, которые находятся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена и которые не предоставлены в пользование и во владение гражданам и юридическим лицам, осуществляется лицу, с которым органом местного самоуправления заключен договор о развитии застроенной территории, без проведения торгов в соответствии с земельным законодательством.
В соответствии с Постановлением мэра г. Ярославля № 720 от 20.03.2008 г. «О развитии застроенной территории, ограниченной ул. Ямской, ул. Б.Луговой, ул. Заовинной, ул. Малой Московской во Фрунзенском районе г. Ярославля» было принято решение о развитии указанной застроенной территории. Из Постановления следует, что на вышеуказанной территории будут находиться в т.ч. различные объекты инфраструктуры (п. 2). Индивидуальная жилищная застройка на вышеуказанном участке не предусмотрена.
В соответствии со ст. 37 Правил землепользования и застройки г. Ярославля, утвержденных решением Муниципалитета г. Ярославля № 201 от 17.09.2009 г. градостроительный регламент территориальной зоны застройки среднеэтажными жилыми домами (Ж. 2) включает в себя виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства
1) основные виды разрешенного использования:
- многоквартирные дома (4 - 8 надземных этажей), в том числе со встроенными, пристроенными и встроенно-пристроенными объектами, связанными с проживанием и не оказывающими негативного воздействия на окружающую среду.
Испрашиваемый земельный участок находится в зоне Ж2, что видно из Карты градостроительного зонирования.
Исходя из смысла положений ст. 28 ЗК РФ предоставлению гражданам, имеющим право на первоочередное предоставление земельных участков, подлежат лишь свободные земельные участки. По мнению суда испрашиваемый Пегановой И.Х. земельный участок не является свободным, т.к. собственник участка принял решение о его развитии, определил границы развития территории, объем развития, т.е. определил целевое назначение земельного участка. Предоставление земельного участка для строительства в границах территории, в отношении которой принято решение о развитии, иному лицу, кроме указанного в ч. 8 ст. 46.1 Градостроительного Кодекса РФ, противоречит закону.
В связи с вышеизложенным оснований для предоставления Пегановой И.Х. на праве аренды земельного участка ориентировочной площадью ... кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, не имеется.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Пегановой И.Х. оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Фрунзенский районный суд г.Ярославля в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.
Судья В.А.Пискунова