Решение об обязании предоставить земельный участок в аренду для индивидуального жилищнорго строительства (вступило в законную силу- 21.06.2011 г.)



Дело № 2-1783/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 июня 2011г. г. Ярославль

Фрунзенский районный суд г. Ярославля в составе:

председательствующего судьи Архипова О.А.,

при секретаре Климовой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сенчагова В.В. к мэрии г. Ярославля, Управлению земельных ресурсов мэрии города Ярославля об обязании предоставить земельный участок в аренду для индивидуального жилищного строительства,

установил:

Сенчагов В.В. обратился в суд с иском к Управлению земельных ресурсов мэрии г. Ярославля об обязании предоставить земельный участок в аренду для индивидуального жилищного строительства. Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечена мэрия г. Ярославля, в качестве третьего лица департамент архитектуры и развития территорий города мэрии г. Ярославля.

В обоснование своих требований истец указал, что является инвалидом 2 группы, ДД.ММ.ГГГГ обратился в Управление земельных ресурсов мэрии г. Ярославля с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес> К заявлению истец приложил копию справки об инвалидности и схему расположения земельного участка, который свободен от прав третьих лиц, на нем нет объектов недвижимости. Земельный участок много лет находится в бесхозном состоянии, зарастает крапивой и закидывается мусором.

Как указывает истец, ДД.ММ.ГГГГ он получил приказ Управления земельных ресурсов мэрии г. Ярославля с отказом в предоставлении земельного участка по следующим причинам: истец не состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, запрашиваемый участок предоставляется только путем проведения аукциона.

Истец указывает, что согласно ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. Истец считает, что ответчик обязан предоставить земельный участок в аренду без проведения торгов.

Ответчик мэрия г. Ярославля в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена судом надлежаще, представила отзыв на исковое заявление, в котором просила отказать в удовлетворении исковых требований.

Ответчик Управление земельных ресурсов Мэрии г. Ярославля в судебное заседание не явилось, о времени и месте рассмотрения дела извещено судом надлежаще. Представило отзыв на исковое заявление. По существу заявленных требований в отзыве указало, что запрашиваемый истцом земельный участок находится в границах территории, включенной в реестр земельных участков, предоставляемых для строительства без предварительного согласования места размещения объекта, утвержденный распоряжением заместителя мэра города Ярославля по вопросам градостроительства от 25.10.2010 № 158-рз.

По мнению Управления ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» касается только тех инвалидов, которые нуждаются в улучшении жилищных условий, согласно информации территориальной администрации Фрунзенского района г. Ярославля от 04.02.2011 № 189/01-22 Сенчагов В.В. на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий не состоит.

Третье лицо департамент архитектуры и развития территорий города мэрии г. Ярославля в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен судом надлежаще, представил в суд отзыв на исковое заявление, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

По существу заявленных требований указал, что нормативными и иными правовыми актами, определяющими полномочия органов местного самоуправления на органы местного самоуправления не возложено обязанности по обеспечению в первоочередном порядке инвалидов земельными участками для индивидуального жилищного строительства. Меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации, в соответствии с законодательством РФ.

Истец Сенчагов В.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен судом надлежаще, о причинах не явки суду не сообщил.

Представитель истца по доверенности Сенчагова А.П. в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала в полном объеме, дала пояснения, аналогичные тексту искового заявления. Дополнительно пояснила, что указание в исковом заявлении площади земельного участка в размере ... кв.м. является технической ошибкой, намерение истца на предоставление земельного участка были направлены на площадь в ... кв.м.

Заслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.

Согласно ст. 209 ГК РФ право владения, пользования и распоряжения землей принадлежит собственнику. В силу абз. 2 п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов РФ, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов РФ.

Закон Ярославской области от 27.04.2007 № 21-З «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в административном центре Ярославской области – городе Ярославле» в ч. 1 ст. 1 устанавливает, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Ярославской области - городе Ярославле в целях строительства объектов капитального строительства (за исключением жилищного строительства) осуществляется органами исполнительной власти Ярославской области.

Органы местного самоуправления городского округа город Ярославль распоряжаются земельными участками в целях, не предусмотренных частью 1 ст. 1 Закона Ярославской области от 27.04.2007 № 21-З.

В соответствии со ст. 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам или юридическим лицам в собственность или аренду. Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, содержатся в ст.30.1 Земельного кодекса Российской Федерации.

Сенчагов В.В. , являясь инвалидом второй группы, обратился в адрес Управления земельных ресурсов мэрии г. Ярославля с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ с просьбой предоставить земельный участок примерной площадью ...кв.м. в аренду для индивидуального жилищного строительства по адресу: <адрес>

Распоряжением заместителя мэра г. Ярославля по вопросам градостроительства от 25.10.2010 № 158-рз утвержден реестр № 19 земельных участков, предоставляемых для строительства без предварительного согласования места размещения объекта. В указанный реестр включен земельный участок площадью ... кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.

Предоставление указанного земельного участка должно осуществляться путем проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка для строительства индивидуальных, блокированных, 2-6-квартирных жилых домов. При этом, согласно п. 10 приложения к распоряжению заместителя мэра г. Ярославля по вопросам градостроительства от 25.10.2010 № 158-рз запрашиваемый истцом земельный участок своим местоположением и границами полностью входит в площадь земельного участка, площадью ... кв.м., представляемого путем проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка для строительства индивидуальных, блокированных, 2-6-квартирных жилых домов.

С исковым заявлением к Управлению земельных ресурсов мэрии г. Ярославля об обязании предоставить земельный участок в аренду Сенчагов В.В. обратился ДД.ММ.ГГГГ , т.е. после включения запрашиваемого земельного участка по адресу: <адрес> в реестр № 19 земельных участков, предоставляемых для строительства без предварительного согласования места размещения объекта, утвержденного распоряжением заместителя мэра г. Ярославля по вопросам градостроительства от 25.10.2010 № 158-рз.

Таким образом, судом установлено, что на момент предъявления иска спорный земельный участок не являлся свободным, т.к. в отношении его собственником начата процедура предоставления путем аукциона – он включен в реестр земельных участков, предоставляемых без предварительного согласования места размещения объекта.

Исходя из смысла положений ст. 28 Земельного кодекса РФ предоставлению гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду подлежат только свободные земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Испрашиваемый Сенчаговым В.В. земельный участок не является свободным, органы местного самоуправления г. Ярославля указанным участком распорядились, т.к. процедура его предоставления путем аукциона уже начата.

Иные доводы ответчиков, изложенные в отзыве на исковое заявление, правового значения для разрешения спора не имеют.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Сенчагова В.В. к мэрии г. Ярославля, Управлению земельных ресурсов мэрии города Ярославля о предоставлении на праве аренды земельного участка площадью .... кв.м., расположенного по адресу: <адрес> для индивидуального жилищного строительства отказать.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Фрунзенский районный суд г. Ярославля в течение 10 дней со дня со дня вынесения мотивированного решения.

Судья О.А.Архипов

-32300: transport error - HTTP status code was not 200