Решение о предоставлении земельного участка (вступило в законную силу-27.06.2011г.)



Дело № 2-1538/2011

мотивированное решение

изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 мая 2011г. г. Ярославль

Фрунзенский районный суд г. Ярославля в составе:

председательствующего судьи Архипова О.А.,

при секретаре Климовой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Запольской Н.А. к Управлению земельных ресурсов мэрии г.Ярославля, мэрии г.Ярославля о предоставлении земельного участка,

установил:

Запольская Н.А. обратилась в суд с иском к Управлению земельных ресурсов мэрии г. Ярославля, мэрии г. Ярославля об обязании предоставить земельный участок в аренду для индивидуального жилищного строительства.

В обоснование своих требований истец указала, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Управление земельных ресурсов мэрии г. Ярославля с заявлением о предоставлении земельного участка по адресу 1, за домом площадью 800 кв.м. в аренду для индивидуального жилищного строительства.

Истец является инвалидом 2 группы и считает, что в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Пунктом 17 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 № 901 указывается, что инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления. Истцом данные документы были предоставлены в Управление земельных ресурсов мэрии г. Ярославля, к заявлению была приложена схема предоставления земельного участка.

Истец считает, что в соответствии с ч. 3 ст. 30.1 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка. При этом орган государственной власти обязан провести соответствующие процедуры в целях последующего предоставления гражданину земельного участка.

В соответствии со ст. 31 Земельного кодекса РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении указывается: назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.

Как считает истец, все установленные законодательством РФ о земле процедуры заявителем осуществлены, земельный участок должен быть предоставлен истцу без проведения торгов.

Истец Запольская Н.А. в судебное заседание явилась, требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель истца Запольский А.Н. в судебном заседании требования поддержал, пояснил, что предоставление земельного участка необходимо для строительства индивидуального жилого дома его матери, местоположение и границы земельного участка определяли самостоятельно, рядом с запрашиваемым земельным участком располагаются индивидуальные жилые дома.

Ответчик мэрия города Ярославля в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена судом надлежаще, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Ответчик Управление земельных ресурсов мэрии г. Ярославля в судебное заседание не явилось, о времени и месте рассмотрения дела извещено судом надлежаще, просило рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Третье лицо департамент архитектуры и развития территорий города мэрии города Ярославля в судебное заседание не явилось, представило возражения на исковое заявление, просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

В возражениях на исковое заявление департамент просит в удовлетворении требований истца к мэрии г. Ярославля отказать. В обоснование возражений департамент указывает, что запрашиваемый истцом земельный участок не может быть предоставлен в силу градостроительных условий использования территории.

Считает, что вопрос 2 «Обзора законодательства и судебной практики Верховного суда РФ за второй квартал 2008 года», утвержденный постановлением Президиума Верховного суда РФ от 17.09.2008, относится к возможности заключения с инвалидом без торгов договора купли-продажи земельного участка, а не договора аренды.

Также указал, что норма, содержащаяся в абзаце 14 статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» о праве инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства, должна толковаться системно в контексте всей статьи 17, направленной на правовое регулирование отношений по обеспечению инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилой площадью. Целью ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» является создание условий для удовлетворения потребности инвалида в жилище, в ведении подсобного и дачного хозяйства. Однако данным правом согласно ст. 10 ГК РФ нельзя злоупотреблять.

Заслушав истца, представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.

Согласно ст. 209 ГК РФ право владения, пользования и распоряжения землей принадлежит собственнику. В силу абз. 2 п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов РФ, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов РФ.

Закон Ярославской области от 27.04.2007 № 21-З «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в административном центре Ярославской области – городе Ярославле» в ч. 1 ст. 1 устанавливает, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Ярославской области - городе Ярославле в целях строительства объектов капитального строительства (за исключением жилищного строительства) осуществляется органами исполнительной власти Ярославской области.

Органы местного самоуправления городского округа город Ярославль распоряжаются земельными участками в целях, не предусмотренных ч. 1 ст. 1 Закона Ярославской области от 27.04.2007 № 21-З.

В соответствии со ст. 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам или юридическим лицам в собственность или аренду. Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, содержатся в ст.30.1 Земельного кодекса Российской Федерации.

Запольская Н.А., являясь инвалидом второй группы, обратилась в адрес Управления земельных ресурсов мэрии г. Ярославля с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельного участка по адресу 1, за домом площадью 800 кв.м. в аренду для индивидуального жилищного строительства.

В силу ст. 31 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Согласно ст. 2 Градостроительного Кодекса РФ законодательство о градостроительной деятельности основывается на принципе обеспечения устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования.

В соответствии со ст. 9 Градостроительного Кодекса РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Документы территориального планирования подразделяются на: документы территориального планирования Российской Федерации, документы территориального планирования субъектов Российской Федерации; документы территориального планирования муниципальных образований. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

Судом установлено, что в соответствии с фрагментом карты градостроительного зонирования территории в составе Правил землепользования и застройки г. Ярославля, утвержденных решением муниципалитета г. Ярославля от 17.09.2009 г. № 201, земельный участок, запрашиваемый Запольской Н.А., располагается в зоне охраняемого природного ландшафта (ЗОЛ.1).

В силу п. 4 ст. 99 Земельного кодекса РФ в целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия. Использование земельных участков, не отнесенных к землям историко-культурного назначения и расположенных в указанных зонах охраны, определяется правилами землепользования и застройки в соответствии с требованиями охраны памятников истории и культуры.

В соответствии со ст. 10 Закона Ярославской области от 05.06.2008 № 25-з «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Ярославской области» границы зон охраны объектов культурного наследия, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются Правительством Ярославской области.

В соответствии со ст. 64 Правил землепользования и застройки г. Ярославля, утвержденных решением муниципалитета г. Ярославля от 17.09.2009 г. № 201, территории объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) города Ярославля установлены постановлением Правительства Ярославской области от 10.12.2008 N 660-п «Об утверждении проекта зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) города Ярославля и границ территорий объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) города Ярославля».

В соответствии с постановлением Правительства Ярославской области от 10.12.2008 № 660-п в зонах охраняемого природного ландшафта, являющихся составной частью зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) города Ярославля, запрещается строительство объектов капитального строительства и реконструкция существующих объектов с изменением их габаритов.

Судом установлено, что запрашиваемый Запольской Н.А. земельный участок по адресу 1, за домом , площадью 800 кв.м., как находящийся в зоне охраняемого природного ландшафта, утвержденной в соответствии с требованиями федерального и регионального законодательства уполномоченным органом государственной власти, в аренду для индивидуального жилищного строительства предоставлен быть не может, т.к. на данном участке запрещено строительство объектов капитального строительства.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Запольской Н.А. к мэрии г. Ярославля, управлению земельных ресурсов мэрии города Ярославля об обязании предоставить земельный участок площадью 800 кв.м. в аренду для индивидуального жилищного строительства по адресу 1 за д. отказать.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Фрунзенский районный суд <адрес> в течение 10 дней со дня со дня вынесения мотивированного решения.

Судья О.А.Архипов

-32300: transport error - HTTP status code was not 200