Дело № 2-1866/2011 мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ. РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 20 июня 2011г. г. Ярославль Фрунзенский районный суд г. Ярославля в составе: председательствующего судьи Архипова О.А., при секретаре Брантовой К.В, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Загоскиной Т.И. к мэрии г. Ярославля об обязании предоставить земельный участок для индивидуального жилищного строительства на праве аренды без проведения торгов, установил: Загоскина Т.И. обратилась в суд с иском к мэрии г. Ярославля об обязании предоставить земельный участок для индивидуального жилищного строительства в аренду без проведения торгов. В обоснование заявленных требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес Управления земельных ресурсов мэрии г. Ярославля от истца поступило заявление о предоставлении земельного участка примерной площадью 1200 кв.м. в аренду для индивидуального жилищного строительства, предполагаемое место размещения индивидуального жилого дома по адресу 1, напротив д. №, с приложением соответствующих документов, в том числе и справки об инвалидности, однако, до настоящего времени вышеуказанный земельный участок в аренду не предоставлен. Истец полагает, что согласно ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. Истец Загоскина Т.И. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена судом надлежаще, о причинах не явки суду не сообщила. Представитель истца по доверенности Буров И.А. в судебное заседание явился, исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Ответчик Мэрия города Ярославля в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена судом надлежаще. Третье лицо управление земельных ресурсов мэрии г. Ярославля в судебное заседание не явилось, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежаще. Направило в адрес суда ходатайство, в котором сообщило, что согласно п. 4.3. раздела 4 постановления мэра г. Ярославля от 23.04.2007 № 1227 «О порядке взаимодействия структурных подразделений мэрии г. Ярославля при предоставлении и изъятии земельный участков на территории города Ярославля» департамент архитектуры и развития территорий города мэрии г.Ярославля готовит предварительное заключение о возможности размещения предполагаемого объекта строительства. Заключение департамента архитектуры и развития территорий города мэрии г.Ярославля в управление земельных ресурсов не поступало. Третье лицо департамент архитектуры и развития территорий города мэрии города Ярославля в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще. Представил отзыв на исковое заявление, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие представителя департамента, также представил заключение по результатам рассмотрения обращения управления земельных ресурсов мэрии г.Ярославля о предоставлении земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства. По существу заявленных требований сообщил, что согласно схеме планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения (объекты дошкольного, общего (начального, полного, среднего) и дополнительного образования детей) в составе Генерального плана г. Ярославля, утвержденного решением муниципалитета г. Ярославля от 06.04.2006 № 226 запрашиваемый истцом земельный участок расположен в границах зоны планируемого размещения дошкольного образовательного учреждения. В отзыве департамент указал, что запрашиваемый земельный участок располагается на сложившейся территории с зелеными насаждениями общего пользования (зона отдыха жителей близлежащих домов) – ландшафтно-рекреационной территории – парковая зона судостроительного завода. При подготовке заключения специалистами отдела регулирования застройки департамента выездом на место запрашиваемого земельного участка установлено, что на земельном участке расположена благоустроенная детская площадка, спортивная площадка, разворотная площадка, произрастают взрослые деревья ценных пород и кустарников (березы, липы). Территория зеленой зоны отдыха благоустраивается самими жителями района. Заслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему. Согласно ст. 209 ГК РФ право владения, пользования и распоряжения землей принадлежит собственнику. В силу абз. 2 п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов РФ, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов РФ. Закон Ярославской области от 27.04.2007 № 21-З «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в административном центре Ярославской области – городе Ярославле» в ч. 1 ст. 1 устанавливает, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Ярославской области - городе Ярославле в целях строительства объектов капитального строительства (за исключением жилищного строительства) осуществляется органами исполнительной власти Ярославской области. Органы местного самоуправления городского округа город Ярославль распоряжаются земельными участками в целях, не предусмотренных частью 1 ст. 1 Закона Ярославской области от 27.04.2007 № 21-З. В соответствии со ст. 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам или юридическим лицам в собственность или аренду. Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, содержатся в ст.30.1 Земельного кодекса Российской Федерации. Загоскина Т.И., являясь инвалидом второй группы, обратилась в адрес управления земельных ресурсов мэрии г. Ярославля с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ с просьбой предоставить земельный участок примерной площадью 1200 кв.м. в аренду для индивидуального жилищного строительства по адресу 1, напротив дома №. В силу ст. 31 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Согласно ст. 2 Градостроительного Кодекса РФ законодательство о градостроительной деятельности основывается на принципе обеспечения устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования. В соответствии со ст. 9 Градостроительного Кодекса РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Документы территориального планирования подразделяются на: документы территориального планирования Российской Федерации, документы территориального планирования субъектов Российской Федерации; документы территориального планирования муниципальных образований. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений. Судом установлено, что в соответствии с фрагментом схемы планируемого размещения капитального строительства местного значения (объекты дошкольного, общего (начального, полного, среднего) и дополнительного образования детей) в составе Генерального плана г. Ярославля, утвержденного решением муниципалитета г. Ярославля от 06.04.2006 № 226 запрашиваемый истцом земельный участок расположен в границах зоны планируемого размещения дошкольного образовательного учреждения. Таким образом, запрашиваемый истцом земельный участок для индивидуального жилищного строительства предоставлен быть не может, т.к. органы местного самоуправления г. Ярославль, утверждая Генеральный план г. Ярославля, запланировали на данном земельном участке размещение дошкольного образовательного учреждения. В силу ч. 3 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений. Суд принимает во внимание, что согласно заключению департамента архитектуры и развития территорий города мэрии г.Ярославля запрашиваемый истцом земельный участок располагается на сложившейся территории с зелеными насаждениями общего пользования, ландшафтно-рекреационной территории, а также то, что на земельном участке расположена благоустроенная детская площадка, спортивная площадка, разворотная площадка, произрастают взрослые деревья ценных пород и кустарников. В соответствии с ч. 11 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ в состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом. Согласно п.п. 2.4.1.1, 2.4.1.2. постановления Администрации Ярославской области от 13 февраля 2008 г. N 33-а «Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования Ярославской области» рекреационные зоны предназначены для организации массового отдыха населения, улучшения экологической обстановки городских округов и поселений и включают парки, городские сады, скверы, городские леса, лесопарки, озелененные территории общего пользования, пляжи, водоемы и иные объекты. Рекреационные зоны формируются на землях общего пользования. Учитывая положения п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, в соответствии с которыми территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, запрашиваемый истцом земельный участок, входящий в земли общего пользования, не может быть передан по договору аренды для индивидуального жилищного строительства. Таким образом, основания для предоставления Загоскиной Т.И. на праве аренды земельного участка ориентировочной площадью 1200 кв. м, расположенного по адресу 1, напротив дома № ориентировочной площадью 1200 кв.м. для индивидуального жилищного строительства на праве аренды отсутствуют. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ суд Р Е Ш И Л : В удовлетворении исковых требований Загоскиной Т.И. к мэрии г. Ярославля об обязании предоставить земельный участок, расположенный по адресу 1, напротив дома № ориентировочной площадью 1200 кв.м. для индивидуального жилищного строительства на праве аренды без проведения торгов отказать. Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Фрунзенский районный суд г. Ярославля в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения. Судья О.А.Архипов