Решение об обязании предоставить земельный участок в аренду для индивидуального жилищного строительства (вступило в законную силу- 12.07.2011г.)



Дело № 2-1549/2011

мотивированное решение

изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 июня 2011г. г. Ярославль

Фрунзенский районный суд г. Ярославля в составе:

председательствующего судьи Архипова О.А.,

при секретаре Брантовой К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Борисовой Т.Г. к управлению земельных ресурсов мэрии г. Ярославля, мэрии г. Ярославля об обязании предоставить земельный участок в аренду для индивидуального жилищного строительства,

установил:

Борисова Т.Г. обратилась в суд с иском к управлению земельных ресурсов мэрии г. Ярославля, мэрии г. Ярославля об обязании предоставить земельный участок в аренду для индивидуального жилищного строительства.

В обоснование своих требований истец указала, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Управление земельных ресурсов мэрии г. Ярославля с заявлением о предоставлении земельного участка по адресу 1, у дома по адресу 2 площадью 1000 кв.м. в аренду для индивидуального жилищного строительства.

Истец является инвалидом 3 группы и считает, что в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства.

Указывает, что пунктом 17 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 № 901 предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления. Истцом данные документы были предоставлены в Управление земельных ресурсов мэрии г. Ярославля. Истец считает, что ответчики обязаны предоставить земельный участок в аренду без проведения торгов.

Истец Борисова Т.Г. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена судом надлежаще, о причинах не явки суду не сообщила.

Представитель истца по доверенности Емельянов А.К. в судебное заседание явился, с учетом заявления об уменьшении размера исковых требований просил обязать ответчиков предоставить земельный участок площадью 555 кв.м. в аренду для индивидуального жилищного строительства по адресу 1, у дома по адресу 2 с координатами согласно схеме и ведомости расчета площади земельного участка.

Пояснил, что местоположение индивидуального жилого дома на запрашиваемом земельном участке не входит в санитарно-защитную зону, предоставление земельного участка в запрашиваемых границах обеспечивает существующий проезд к домовладениям по адресу 2.

Ответчик мэрия города Ярославля в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена судом надлежаще, направила в адрес суда отзыв, в котором просила рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Ответчик Управление земельных ресурсов мэрии г. Ярославля в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен судом надлежаще, направил в адрес суда отзыв, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Третье лицо департамент архитектуры и развития территорий города мэрии города Ярославля в судебное заседание не явилось, представило возражения на исковое заявление, просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

В возражениях на исковое заявление департамент просит в удовлетворении требований истца к мэрии г. Ярославля отказать. В обоснование возражений департамент указывает, что в соответствии со схемой планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения, границ земельных участков существующих и предоставленных для размещения объектов капитального строительства местного значения «Детские образовательные учреждения» в составе утвержденного решением муниципалитета города Ярославля от 06.04.2006 № 226 Генерального плана города Ярославля большая часть запрашиваемого земельного участка расположена в границах зоны планируемого размещения детского дошкольного образовательного учреждения.

Кроме того, запрашиваемый истцом земельный участок находится в санитарно-защитной зоне авторынка МУП «Старый город», по адресу 1. Данное предприятие, согласно п. 7.1.12 СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий сооружений и иных объектов. Новая редакция», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 06.10.2009 № 61 имеет санитарно-защитную зону 50 м.

На части запрашиваемого земельного участка не соблюдается нормативное расстояние – не мене 10 м. требования региональных нормативов градостроительного проектирования, утвержденных постановлением правительства Ярославской области от 13.02.2008 № 33-а «Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования Ярославской области», а также противопожарное расстояние – не менее 8 метров требования п. 12 ст. 69 Федерального закона от 22.06.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от существующих временных сооружений (металлический гараж на территории домовладения по адресу 2 наб., киоск по адресу 1) до планируемого к размещению жилого дома.

Кроме того, департамент указал, что через запрашиваемый земельный участок осуществляется подход и проезд к домовладениям по адресу 2.

Заслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд установил следующее.

Согласно ст. 209 ГК РФ право владения, пользования и распоряжения землей принадлежит собственнику. В силу абз. 2 п. 10 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов РФ, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов РФ.

Закон Ярославской области от 27.04.2007 № 21-З «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в административном центре Ярославской области – городе Ярославле» в ч. 1 ст. 1 устанавливает, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Ярославской области - городе Ярославле в целях строительства объектов капитального строительства (за исключением жилищного строительства) осуществляется органами исполнительной власти Ярославской области.

Органы местного самоуправления городского округа город Ярославль распоряжаются земельными участками в целях, не предусмотренных частью 1 ст. 1 Закона Ярославской области от 27.04.2007 № 21-З.

В соответствии со ст. 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам или юридическим лицам в собственность или аренду. Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, содержатся в ст.30.1 Земельного кодекса Российской Федерации.

Борисова Т.Г., являясь инвалидом третьей группы, обратилась в адрес Управления земельных ресурсов мэрии г. Ярославля с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельного участка по адресу 1, у дома по адресу 2 площадью 1000 кв.м. в аренду для индивидуального жилищного строительства.

В силу ст. 31 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Судом установлено, что согласно топографической съемке земельного участка запрашиваемый истцом земельный участок (с учетом уменьшения исковых требований до площади 555 кв.м.) находится в санитарно-защитной зоне авторынка МУП «Старый город» по адресу 1, которая, в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» составляет 50 м.

Суд критически относится к схеме расположения земельного участка с отображенной санитарно-защитной зоной, представленной представителем истца . Указанная схема, выполненная ООО «ЯрГеоЦентр», не содержит границы санитарно-защитной зоны авторынка МУП «Старый город» по адресу 1, в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» и поэтому не может быть принята судом во внимание.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ зонами с особыми условиями использования территорий являются охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), водоохранные зоны, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу п. 1 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

Согласно п. 5 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ применительно к зонам с особыми условиями использования территорий градостроительные регламенты устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу п. 5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2005 № 74 в санитарно-защитной зоне не допускается размещать жилую застройку, включая отдельные жилые дома.

Статья 64 Правил землепользования и застройки г. Ярославля, утвержденных решением Муниципалитета г. Ярославля № 201 от 17.09.2009 определяя содержание ограничений использования земельных участков и объектов капитального строительства в зонах с особыми условиями использования территорий, в п. 5 устанавливает, что в санитарно-защитной зоне не допускается размещать жилую застройку, включая отдельные жилые дома.

Представителем истца представлена схема расположения земельного участка в соответствии с которой, по мнению представителя истца, обеспечивается проезд к домовладениям по адресу 2. Ширина проезда, в соответствии со схемой расположения земельного участка составляет 3 метра.

Согласно заключению департамента архитектуры и развития территорий города мэрии г. Ярославля от 26.05.2011 № 4170 часть запрашиваемого земельного участка попадает на существующий основной проезд, по которому осуществляется подход и подъезд к домовладениям по адресу 2.

В соответствии с п. 3.5.3.39 Региональных нормативов градостроительного проектирования Ярославской области, утвержденных постановлением Администрации Ярославской области от 13.02.2008 № 33-а для обеспечения подъездов к группам жилых зданий и иных объектов, а также к отдельным зданиям в кварталах предусмотрены проезды шириной проезжей части не менее 5,5 метров.

В силу п. 1.1.2. Региональных нормативов градостроительного проектирования Ярославской области, нормативы представляют собой нормативно-технический документ, который содержит минимальные расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека (в том числе обеспечения объектами социального и коммунально-бытового назначения, объектами инженерно-транспортной инфраструктуры, благоустройства и озеленения территории) направленный на устойчивое развитие территорий городских округов и поселений, структур населенных пунктов.

Не соблюдение минимальных расчетных показателей обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, установленных Региональными нормативами градостроительного проектирования Ярославской области является основанием для отказа в предоставлении земельного участка площадью 555 кв.м., расположенного по адресу 1, у дома по адресу 2 для индивидуально жилищного строительства.

Суд отмечает, что право инвалида на первоочередное предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства неразрывно связано с нуждаемостью в улучшении жилищных условий.

Истец основывает свои требования на ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В соответствии с указанной статьей Закона инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством РФ и законодательством субъектов РФ, а также им предоставляется право на первоочередное предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Закон Ярославской области от 27.04.2007 № 22-З «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» в качестве основания предоставления земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства устанавливает наличие права на внеочередное или первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства и принятие на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Пункт 5 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ предусматривает основание для снятия с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях факт предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

В соответствии с информацией территориальной администрации Ленинского района мэрии г. Ярославля от 26.04.2011 № 01-14/1646 Борисова Т.Г. на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях не состоит.

Таким образом, основания для первоочередного предоставления Борисовой Т.Г. земельного участка площадью 555 кв.м. в аренду для индивидуального жилищного строительства по адресу 1, у дома по адресу 2 отсутствуют.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Борисовой Т.Г. к Управлению земельных ресурсов мэрии г. Ярославля, мэрии г. Ярославля об обязании предоставить земельный участок площадью 555 кв.м. в аренду для индивидуального жилищного строительства по адресу 1 по адресу 2 с координатами согласно схеме и ведомости расчета площади земельного участка отказать.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Фрунзенский районный суд г. Ярославля в течение 10 дней со дня со дня вынесения мотивированного решения.

Судья О.А.Архипов

-32300: transport error - HTTP status code was not 200