Изготовлено ДД.ММ.ГГГГ. Дело №2-1074/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 13 апреля 2011 года г. Ярославль Фрунзенский районный суд г. Ярославля в составе председательствующего судьи Пискуновой В.А., при секретаре Климовой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Махотиной С.К. к Мэрии г. Ярославля, Управлению земельных ресурсов мэрии г. Ярославля о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства на праве аренды, УСТАНОВИЛ: Махотина С.К. обратилась в суд с иском об обязании мэрии г. Ярославля предоставить в первоочередном порядке земельный участок ориентировочной площадью 700 кв. м., расположенный по адресу: 1, напротив дома №, для индивидуального жилищного строительства на праве аренды. В обоснование иска ссылается на то, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась в УЗР мэрии г. Ярославля с заявлением о предоставлении в аренду без проведения торгов для индивидуального жилищного строительства вышеуказанного земельного участка, поскольку является инвалидом 2 группы и в соответствии с ФЗ «О социальной защите инвалидов» ей такое право предоставлено. Ответа на заявление не получила. В судебное заседание истица не явилась, извещена надлежаще, об уважительных причинах неявки суд не уведомила, ее интересы по доверенности представляет Рипли А.А., которая исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным выше основаниям. Пояснила, что доводы ДАРТГ несостоятельны. Реестр – это документ, который указывает на способ подготовки к предоставлению земельного участка. Само распоряжение о включении земельного участка в реестр еще не утверждено. Довод о невозможности подключения жилого дома к сетям и отсутствии согласований не соответствует действующему законодательству, т.к. земельный участок предоставляется ориентировочной площадью, это противоречит ст. 30.1 ЗК РФ. Запрашиваемый земельный участок расположен в зоне Ж 4. ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» напрямую не связывает предоставление земельного участка с нуждаемостью в улучшении жилищных условий. Полагает, что на сегодняшний день, запрашиваемый земельный участок является свободным. Представитель ответчика мэрии г. Ярославля и третьего лица УЗР мэрии г. Ярославля в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. В письменном отзыве указал, что исковые требования не признает, поддерживает позицию ДА РТГ. Представитель третьего лица Департамента архитектуры и развития территорий города мэрии г. Ярославля в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Против удовлетворения исковых требований возражает. В ранее представленном письменном отзыве указал, что в отношении запрашиваемого земельного участка принято решение о включении его в реестр № 7 Реестр составляется с целью определения возможности размещения на запрашиваемой территории индивидуального жилого дома и формирования запрашиваемой территории как земельного участка. Кроме того, не представлено доказательств того, что имеется предмет спор – земельный участок, что запрашиваемый участок пригоден для ИЖС, необходимо выяснять не удовлетворялись ли ранее потребности инвалида в улучшении жилищных условий, является ли инвалид признанным в установленном порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий. Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования удовлетворению не подлежат. Согласно ст.17 Федерального закона от 24 ноября 1995г. N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. Таким образом, истица имеет право на предоставление ей во внеочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства, поскольку имеет инвалидность 2 группы бессрочно, что подтверждено справкой серии № от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с п. 4.1, 4.2 Положения о порядке взаимодействия структурных подразделений мэрии г. Ярославля при предоставлении и изъятии земельных участков на территории города Ярославля, утвержденного Постановлением мэра г. Ярославля от 23 апреля 2007 г. N 1227 (далее Положение), гражданин вправе обратиться в УЗР мэрии с заявлением о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства. На основании копии заявления ДАРТГ определяет возможность размещения предполагаемого объекта строительства. В случае если размещение объекта возможно, ДАРТГ включает земельный участок в реестр земельных участков для последующего предоставления без предварительного согласования места размещения объекта (путем проведения аукциона) и обеспечивает его утверждение в пятидневный срок после определения возможности размещения объекта. В случае невозможности размещения объекта ДАРТГ в недельный срок направляет в УЗР соответствующее заключение. На земельные участки, предназначенные для включения в реестр, ДАРТГ составляет топографические планы земельного участка в масштабах 1:500 и 1:5000 с указанием границ, ориентировочной площади и видов разрешенного использования, а также заключения о принадлежности земельных участков либо отсутствии прав на них. Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась с заявлением в УЗР мэрии г.Ярославля о предоставлении ей на праве аренды для индивидуального жилищного строительства земельного участка площадью ориентировочной площадью 700 кв. м. по вышеуказанному адресу. В соответствии со ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам или юридическим лицам в собственность или аренду. Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, содержатся в ст.30.1 Земельного кодекса Российской Федерации. На основании ст. 1 Закона Ярославской области № 21-з от 27.04.2007 г. «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Ярославской области – городе Ярославле» органы местного самоуправления распоряжаются земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Ярославской области - городе Ярославле в целях строительства (за исключением жилищного строительства и строительства объектов, не являющихся объектами капитального строительства). В силу ст. 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Распоряжением первого зам. мэра г. Ярославля по вопросам социально-экономического развития города от 08.04.2011 г. № 42-рз был утвержден реестр № 7 земельных участков, предоставляемых для строительства без предварительного согласования места размещения объекта. В указанный реестр включен земельный участок площадью 550 кв. м. по адресу1, (напротив дома №), который должен предоставляться путем проведения аукциона по продаже или права на заключение договора аренды земельного участка для строительства индивидуального жилого дома. Из анализа приложения к вышеуказанному распоряжению и ориентировочной схемы места расположения запрашиваемого земельного участка видно, что запрашиваемый истицей земельный участок входит в участок, который включен в реестр. Таким образом, на сегодняшний день спорный участок не являлся свободным, т.к. в отношении него была начата процедура предоставления путем аукциона – он включен в реестр земельных участков, предоставляемых без предварительного согласования места размещения объекта. Исходя из смысла положений ст. 28 ЗК РФ предоставлению гражданам, имеющим право на первоочередное предоставление земельных участков, подлежат лишь свободные земельные участки. Испрашиваемый Махотиной С.К. земельный участок не является свободным, муниципалитет указанным участком распорядился, т.к. процедура его предоставления путем аукциона уже начата – участок сформирован и включен в реестр земельных участков, предоставляемых без предварительного согласования места размещения объекта. В связи с вышеизложенным, оснований для его предоставления не имеется. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Махотиной С.К. оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Фрунзенский районный суд г. Ярославля. Судья В.А. Пискунова (решением Яр. обл. суда решение оставлено без изменения, кас. жалоба без удовлетворения).а