Дело № 2-1748/2011 мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ. РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 11 июля 2011г. г. Ярославль Фрунзенский районный суд г. Ярославля в составе: председательствующего судьи Архипова О.А., при секретаре Киселевой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алхимовой И.Б., по доверенности Емельянова А.К., к мэрии г. Ярославля, управлению земельных ресурсов мэрии города Ярославля о предоставлении земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства, установил: Алхимова И.Б. в лице представителя по доверенности Емельянова А.К., обратилась в суд с иском к мэрии г. Ярославля, Управлению земельных ресурсов мэрии г. Ярославля о предоставлении земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства. В обоснование своих требований истец указала, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес Управления земельных ресурсов мэрии г. Ярославля от истца поступило заявление о предоставлении земельного участка примерной площадью 702 кв.м. в аренду для индивидуального жилищного строительства, предполагаемое место размещения индивидуального жилого дома 1, в районе д. №, с приложением соответствующих документов, в том числе и справки об инвалидности. Согласно ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. В соответствии с п. 17 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 № 901 инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного, дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления. Истцом данные документы были предоставлены в Управление земельных ресурсов мэрии г. Ярославля. Истец считает, что ответчики обязаны предоставить земельный участок в аренду без проведения торгов. Истец Алхимова И.Б. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежаще, о причинах не явки суду не сообщила. Представитель истца по доверенности Емельянов А.К. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен судом надлежаще. Ответчик мэрия города Ярославля в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена судом надлежаще. Ответчик Управление земельных ресурсов в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен судом надлежаще. Третье лицо департамент архитектуры и развития территорий города мэрии города Ярославля в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен судом надлежаще, представил отзыв на исковое заявление, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие представителя департамента. По существу заявленных требований сообщил, что при предоставлении земельного участка не соблюдается нормативное расстояние от сооружений для хранения легкового автотранспорта (133 гаража для индивидуального автотранспорта кооператива «Металлист») до фасадов предполагаемого к размещению жилого дома – не менее 35 метров, а также минимально допустимое расстояние от границы соседнего приквартирного участка до предполагаемого к размещению усадебного дома – 3 метра. Также сообщил, что в соответствии с проектом двухэтажного индивидуального жилого дома по адресу 1, согласованным приказом начальника управления планировки и застройки г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ № подъезд на территорию смежного земельного участка предусмотрен через запрашиваемый участок. Часть земельного участка находится в границах территории, для которой оформлен приказ директора департамента архитектуры и развития территорий города мэрии г.Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении списков организаций, осуществляющих выдачу технических условий, органов и организаций, осуществляющих проведение процедур согласования» с целью предоставления в аренду для размещения здания бытового обслуживания (парикмахерская, фотосалон). По запрашиваемому земельному участку проходит воздушная линия электропередачи, согласование с владельцами которой отсутствует. Дело рассмотрено судом при имеющейся явке. Исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему. Согласно ст. 209 ГК РФ право владения, пользования и распоряжения землей принадлежит собственнику. В силу абз. 2 п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов РФ, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов РФ. Закон Ярославской области от 27.04.2007 № 21-З «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в административном центре Ярославской области – городе Ярославле» в ч. 1 ст. 1 устанавливает, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Ярославской области - городе Ярославле в целях строительства объектов капитального строительства (за исключением жилищного строительства) осуществляется органами исполнительной власти Ярославской области. Органы местного самоуправления городского округа город Ярославль распоряжаются земельными участками в целях, не предусмотренных частью 1 ст. 1 Закона Ярославской области от 27.04.2007 № 21-З. В соответствии со ст. 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам или юридическим лицам в собственность или аренду. Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, содержатся в ст.30.1 Земельного кодекса Российской Федерации. Алхимова И.Б., являясь инвалидом второй группы, обратилась в адрес Управления земельных ресурсов мэрии г. Ярославля с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ с просьбой предоставить земельный участок примерной площадью 702 кв.м. в аренду для индивидуального жилищного строительства по адресу 1, в районе д. №. В силу ст. 31 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. В соответствии с п. 11.25. СП 42.13330.2011 «Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*», утвержденного приказом Минрегиона РФ от 28.12.2010 N 820, расстояние от наземных и наземно-подземных гаражей, открытых стоянок, предназначенных для постоянного и временного хранения легковых автомобилей, и станций технического обслуживания до жилых домов следует принимать не менее 35 метров от гаражей и открытых стоянок при числе легковых автомобилей 101 – 300. Согласно информации департамента архитектуры и развития территорий города мэрии г. Ярославля нормативное расстояние от сооружений для хранения легкового автотранспорта (133 гаража для индивидуального автотранспорта кооператива «Металлист») до фасада предполагаемого к размещению истцом жилого дома не соблюдается. Нарушение требований СНиП 2.07.01-89* при размещении индивидуального жилого дома на запрашиваемом истцом земельном участке, ввиду не соблюдения нормативного расстояния от сооружений для хранения легкового автотранспорта, подтверждается и топографическим планом земельного участка (л.д. 46). По смыслу ст. 28 Земельного кодекса РФ исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления предоставляют гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду свободные земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Судом установлено, что по заявлению ФИО4 о выборе земельного участка для строительства и предварительном согласовании места размещения объекта – здания бытового обслуживания (парикмахерская, фотосалон) с инженерными коммуникациями, расположенного во Фрунзенском районе, между д. № по адресу 1 и гаражно-строительным кооперативом, приказом директора департамента архитектуры и развития территорий города мэрии г.Ярославля от 25.04.2011 № СПР/44 утвержден список организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, в которые должен быть направлен запрос о получении технических условий подключения к сетям инженерно-технического обеспечения, органов и организаций, осуществляющих проведение процедур согласования при проведении мероприятий по выбору земельного участка. Таким образом, на момент обращения истца в управление земельных ресурсов мэрии г.Ярославля с заявлением о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, земельный участок не был свободен, по заявлению заинтересованного лица органами местного самоуправления начата процедура предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта. Суд также учитывает, что по информации департамента архитектуры и развития территорий города мэрии г. Ярославля, оснований не доверять которой у суда не имеется, в соответствии с проектом двухэтажного индивидуального жилого дома по адресу 1, согласованным приказом начальника управления планировки и застройки города Ярославля от 27.08.2003 № 276, подъезд на территорию смежного земельного участка предусмотрен через запрашиваемый истцом земельный участок. Необходимость проезда подтверждается схемой проезда , из которой видно, что подъезд на смежный земельный участок предусмотрен непосредственно по запрашиваемому истцом земельному участку. Суд отмечает, что право инвалида на первоочередное предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства неразрывно связано с нуждаемостью в улучшении жилищных условий. Истец основывает свои требования на ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В соответствии с указанной статьей Закона инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством РФ и законодательством субъектов РФ, а также им предоставляется право на первоочередное предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. Закон Ярославской области от 27.04.2007 № 22-З «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» в качестве основания предоставления земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства устанавливает наличие права на внеочередное или первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства и принятие на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Пункт 5 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ предусматривает основание для снятия с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях факт предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства. В соответствии с информацией территориальной администрации Кировского района мэрии г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ № Алхимова И.Б. на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях не состоит. Таким образом, основания для первоочередного предоставления Алхимовой И.Б. земельного участка площадью 702 кв.м. в аренду для индивидуального жилищного строительства по адресу 1, в районе д. №, отсутствуют. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : В удовлетворении исковых требований Алхимовой И.Б. об обязании мэрии г. Ярославля, управления земельных ресурсов мэрии города Ярославля предоставить земельный участок площадью 702 кв.м. в аренду для индивидуального жилищного строительства по адресу 1, в районе д. № с координатами согласно схеме и ведомости расчета площади земельного участка отказать. Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Фрунзенский районный суд г. Ярославля в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения. Судья О.А.Архипов