Дело № 2-1913/2011 мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ. РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 11 июля 2011г. г. Ярославль Фрунзенский районный суд г. Ярославля в составе: председательствующего судьи Архипова О.А., при секретаре Киселевой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Борисовой Г.С. к мэрии г. Ярославля, управлению земельных ресурсов мэрии города Ярославля, департаменту культуры Ярославской области о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства, установил: Борисова Г.С. обратилась в суд с иском к мэрии г. Ярославля, управлению земельных ресурсов мэрии г. Ярославля, департаменту культуры Ярославской области об обязании предоставить земельный участок в аренду для индивидуального жилищного строительства. В обоснование своих требований истец, с учетом уточненного искового заявления, указала, что 05 апреля 2011 года обратилась в Управление земельных ресурсов мэрии г. Ярославля с заявлением о предоставлении земельного участка по адресу 1 площадью 800 кв.м. в аренду для индивидуального жилищного строительства. Истец является инвалидом 3 группы и считает, что в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства. Испрашиваемый земельный участок, по информации истца, находится в подзоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности ЗРЗ.3.1., которая в силу ст. 34 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» является зоной охраны объектов культурного наследия. В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. На территории зон регулирования застройки и хозяйственной деятельности действует общий регламент с особыми требованиями для подзон и участков. Общий регламент в границах зон регулирования застройки и хозяйственной деятельности разрешает размещение жилой застройки. Истец Борисова Г.С. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена судом надлежаще, о причинах не явки суду не сообщила. Представители истца по доверенностям Романцов Ю.В., Скобелев С.Н. в судебное заседание явились, исковые требования, с учетом уточненного искового заявления, поддержали в полном объеме. Представили правовую позицию, в соответствии с которой указали, что строительство индивидуального жилого дома на данном земельном участке соответствует градостроительным нормам и правилам. Представили фрагмент схемы границ зон с особыми условиями использования территорий и границ территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в составе Генерального плата г.Ярославля, утвержденного решением муниципалитета г. Ярославля от 06.04.2006 № 226, а также фрагмент карты градостроительного зонирования с указанием границ зон с особыми условиями использования территорий, границ территорий объектов всемирного наследия в составе Правил землепользования и застройки города Ярославля, утвержденных решением муниципалитета от 17.09.2009 № 201 . В соответствии с представленными документами представители истца считают, что запрашиваемый земельный участок не входит в санитарно-защитные зоны. Ответчик мэрия города Ярославля в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена судом надлежаще, о причинах не явки суду не сообщила. Ответчик Управление земельных ресурсов мэрии г. Ярославля в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен судом надлежаще, о причинах не явки суду не сообщил. Ответчик департамент культуры Ярославской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще. Третье лицо департамент архитектуры и развития территорий города мэрии города Ярославля в судебное заседание не явилось, представило отзыв на исковое заявление, просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. В отзыве на исковое заявление департамент просит в удовлетворении требований истца к мэрии г. Ярославля отказать. В обоснование возражений департамент указывает, что согласно карте градостроительного зонирования города Ярославля (границы территориальных зон) в составе Правил землепользования и застройки города Ярославля, утвержденных решением муниципалитета города Ярославля от 17.09.2009 № 201, запрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне городских парков, садов, скверов (Р.1). В соответствии со ст. 52 Правил землепользования и застройки города Ярославля, индивидуальные жилые дома не входят в перечень разрешенных видов использования земельных участок в данной территориальной зоне. Запрашиваемый истцом земельный участок находится в санитарно-защитной зоне авторынка МУП «Старый город», по <адрес>. Данное предприятие, согласно п. 7.1.12 СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий сооружений и иных объектов. Новая редакция», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ № имеет санитарно-защитную зону 50 м. Заслушав представителей истца, исследовав письменные материалы дела, суд установил следующее. Согласно ст. 209 ГК РФ право владения, пользования и распоряжения землей принадлежит собственнику. В силу абз. 2 п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов РФ, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов РФ. Закон Ярославской области от 27.04.2007 № 21-З «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в административном центре Ярославской области – городе Ярославле» в ч. 1 ст. 1 устанавливает, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Ярославской области - городе Ярославле в целях строительства объектов капитального строительства (за исключением жилищного строительства) осуществляется органами исполнительной власти Ярославской области. Органы местного самоуправления городского округа город Ярославль распоряжаются земельными участками в целях, не предусмотренных частью 1 ст. 1 Закона Ярославской области от 27.04.2007 № 21-З. В соответствии со ст. 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам или юридическим лицам в собственность или аренду. Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, содержатся в ст.30.1 Земельного кодекса Российской Федерации. Борисова Г.С., являясь инвалидом третьей группы, обратилась в адрес Управления земельных ресурсов мэрии г. Ярославля с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельного участка по адресу: г. Ярославль, в районе д. № по адресу 1, площадью 800 кв.м. в аренду для индивидуального жилищного строительства. В силу ст. 31 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Согласно фрагменту схемы границ территориальных зон в составе Правил землепользования и застройки города Ярославля, утвержденных решением муниципалитета города Ярославля от 17.09.2009 № 201, запрашиваемый истцом земельный участок расположен в территориальной зоне городских парков, садов, скверов (Р.1). В силу ч. 1 и ч. 9 ст. 85 Земельного кодекса РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами. Статья 52 Правил землепользования и застройки г. Ярославля, утвержденных решением муниципалитета г. Ярославля № 201 от ДД.ММ.ГГГГ, устанавливая градостроительный регламент территориальной зоны городских парков, садов, скверов и определяя виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в качестве основных и условно разрешенных видов использования не предусматривает строительство индивидуальных жилых домов. Судом установлено, что согласно топографической съемке земельного участка запрашиваемый истцом земельный участок находится в санитарно-защитной зоне авторынка МУП «Старый город» по <адрес>, которая, в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» составляет 50 м. Суд критически относится к представленному представителями истца фрагменту схемы границ зон с особыми условиями использования территорий и границ территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в составе Генерального плата г.Ярославля, утвержденного решением муниципалитета г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ №, а также фрагменту карты градостроительного зонирования с указание границ зон с особыми условиями использования территорий, границ территорий объектов всемирного наследия в составе Правил землепользования и застройки города Ярославля, утвержденных решением муниципалитета от ДД.ММ.ГГГГ №. Представленные фрагменты не содержат отображения и границ санитарно-защитной зоны авторынка МУП «Старый город» по <адрес> и поэтому не принимаются судом во внимание. В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ зонами с особыми условиями использования территорий являются охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), водоохранные зоны, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации. В силу п. 1 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Согласно п. 5 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ применительно к зонам с особыми условиями использования территорий градостроительные регламенты устанавливаются в соответствии с законодательством РФ. В силу п. 5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ № в санитарно-защитной зоне не допускается размещать жилую застройку, включая отдельные жилые дома. Статья 64 Правил землепользования и застройки г. Ярославля, утвержденных решением муниципалитета г. Ярославля № от ДД.ММ.ГГГГ определяя содержание ограничений использования земельных участков и объектов капитального строительства в зонах с особыми условиями использования территорий, в п. 5, также как и в п. 5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 устанавливает, что в санитарно-защитной зоне не допускается размещать жилую застройку, включая отдельные жилые дома. Согласно п. 2.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ № санитарно-защитная зона устанавливается в целях обеспечения безопасности населения вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. Таким образом, наличие в территориальной зоне городских парков, садов, скверов (Р.1) защитного барьера, обеспечивающего уровень безопасности населения при эксплуатации в штатном режиме авторынка МУП «Старый город», определяет общий градостроительный регламент территориальной зоны городских парков, садов, скверов с учетом наличия специальной территории с особым режимом использования. Градостроительный регламент территориальной зоны городских парков, садов, скверов, также как и санитарно-защитная зона не допускает размещать жилую застройку, включая отдельные жилые дома. Суд отмечает, что право инвалида на первоочередное предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства неразрывно связано с нуждаемостью в улучшении жилищных условий. Истец основывает свои требования на ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В соответствии с указанной статьей Закона инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством РФ и законодательством субъектов РФ, а также им предоставляется право на первоочередное предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. Закон Ярославской области от 27.04.2007 № 22-З «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» в качестве основания предоставления земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства устанавливает наличие права на внеочередное или первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства и принятие на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Пункт 5 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ предусматривает основание для снятия с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях факт предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства. В соответствии с информацией территориальной администрации Красноперекопского района мэрии г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ № Борисова Г.С. на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях не состоит. Таким образом, основания для первоочередного предоставления Борисовой Г.С. земельного участка площадью 800 кв.м. в аренду для индивидуального жилищного строительства по адресу: г. Ярославль, в районе д. № по адресу 1 отсутствуют. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : В удовлетворении исковых требований Борисовой Г.С. к мэрии г. Ярославля, управлению земельных ресурсов мэрии города Ярославля, департаменту культуры Ярославской области о предоставлении в аренду земельного участка площадью 800 кв.м. в соответствии с межевым планом от ДД.ММ.ГГГГ, выполненным ООО «Регион-гео», расположенного по адресу: г. Ярославль, в районе д. № по адресу 1 для индивидуального жилищного строительства отказать. Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Фрунзенский районный суд г. Ярославля в течение 10 дней со дня со дня вынесения мотивированного решения. Судья О.А.Архипов