Дело № 2-2390/2011 мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ. РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 18 августа 2011г. г. Ярославль Фрунзенский районный суд г. Ярославля в составе: председательствующего судьи Архипова О.А., при секретаре Климовой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бобылева С.А. к мэрии г. Ярославля, управлению земельных ресурсов мэрии города Ярославля о предоставлении в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства, установил: Бобылев С.А. обратился в суд с иском к мэрии г. Ярославля, управлению земельных ресурсов мэрии г. Ярославля о предоставлении в собственность земельного участка ориентировочной площадью 830 кв.м., расположенного по адресу 1, напротив домов № для индивидуального жилищного строительства. В обоснование исковых требований указал, что является инвалидом второй группы, принят на учет нуждающихся в жилых помещениях на основании распоряжения главы территориальной администрации Заволжского района мэрии г.Ярославля № от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ истец направил в адрес управления земельных ресурсов мэрии г.Ярославля заявление о предоставлении в собственность земельного участка площадью 830 кв.м. для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу 1, напротив домов № в соответствии с Законом Ярославской области от 27 апреля 2007 года № 22-з «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности». Приказом начальника управления земельных ресурсов мэрии г.Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ № в предоставлении земельного участка истцу отказано. Истец Бобылев С.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен судом надлежаще, о причинах не явки суду не сообщил. Представитель истца по доверенности Балдин С.В. в судебное заседание явился, исковые требования поддержал в полном объеме. Ответчик управление земельных ресурсов мэрии г. Ярославля в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежаще, представил в адрес суда отзыв на исковое заявление, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие представителя. По существу заявленных требований сообщил, что ДД.ММ.ГГГГ вступило в силу Положение о бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства, утвержденное постановлением мэрии г.Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ №. Это положение устанавливает механизм реализации закрепленного в ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» права инвалидов на первоочередное предоставление земельных участков. Истцом, по мнению ответчика, не соблюден административный порядок приобретения земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Также сообщил, что запрашиваемый истцом земельный участок, согласно карте градостроительного зонирования в составе Правил землепользования и застройки г. Ярославля, утвержденных решением муниципалитета г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ №, расположен в зоне инженерно-транспортной инфраструктуры (ИТ.1). Согласно ст. 56 Правил землепользования и застройки г. Ярославля индивидуальные жилые дома не входят в перечень видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в данной территориальной зоне. Ответчик Мэрия города Ярославля в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена судом надлежаще, представила в адрес суда отзыв на исковое заявление, в котором просила рассмотреть дело в отсутствие представителя. Третье лицо департамент архитектуры и развития территорий города мэрии города Ярославля в судебное заседание не явился, представил отзыв, в котором департамент просит в удовлетворении требований истца отказать, рассмотреть дело в отсутствие представителя департамента. По существу заявленных требований в отзыве указал, что в соответствии со схемой городских магистралей и транспорта в составе Генерального плана города Ярославля, утвержденного решением муниципалитета г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ №, а также согласно проекту планировки территории, ограниченной улицами 1, 2, 3, утвержденному постановлением мэрии г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ №, часть запрашиваемого земельного участка расположена на территории общего пользования в границах красных линий магистральной улицы районного значения – улица 3. Красные линии указанной улицы разработаны и утверждены в составе проекта детальной планировки территории, ограниченной улицами 1, 2, 3 Согласно карте градостроительного зонирования г. Ярославля в составе Правил землепользования и застройки г. Ярославля, утвержденных решением муниципалитета г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ №, запрашиваемый земельный участок располагается в двух территориальных зонах: зоне инженерно-транспортной инфраструктуры (ИТ.1) и зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж.4.). В соответствии со ст. 56 Правил землепользования и застройки г. Ярославля индивидуальное жилищное строительство не входит в перечень разрешенных видов использования земельных участков в территориальной зоне инженерно-транспортной инфраструктуры. По запрашиваемому земельному участку проходит существующая сеть инженерно-транспортного обеспечения: водопровод d-100 мм. Заслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд установил следующее. Согласно ст. 209 ГК РФ право владения, пользования и распоряжения землей принадлежит собственнику. В силу абз. 2 п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов РФ, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов РФ. Закон Ярославской области от 27.04.2007 № 21-З «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в административном центре Ярославской области – городе Ярославле» в ч. 1 ст. 1 устанавливает, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Ярославской области - городе Ярославле в целях строительства объектов капитального строительства (за исключением жилищного строительства) осуществляется органами исполнительной власти Ярославской области. Органы местного самоуправления городского округа город Ярославль распоряжаются земельными участками в целях, не предусмотренных частью 1 ст. 1 Закона Ярославской области от 27.04.2007 № 21-З. В силу ст. 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, установленных Земельным кодексом. По общему правилу, установленному ст. 28 Земельного кодекса РФ, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Исключением из общего правила является бесплатное предоставление земельных участков в собственность, в случаях прямо предусмотренных Земельным кодексом РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ. В соответствии со ст. 28 Земельного кодекса РФ, Закон Ярославской области от 27 апреля 2007 года № 22-з «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» в п. 3 ч. 2 ст. 2 устанавливает, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно в случаях, если граждане, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, имеют в соответствии с федеральным законодательством право на внеочередное или первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства. Юридическим фактом, с которым Закон Ярославской области связывает возникновение права на бесплатное предоставление в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства, является принятие гражданина Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающего на территории Ярославской области, на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях и наличие у данного гражданина, в соответствии с федеральным законодательством, права на внеочередное или первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства. Судом установлено, что в соответствии с распоряжением главы территориальной администрации Заволжского района мэрии города Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ № Бобылев С.А. признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма и поставлен на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социально найма. Согласно представленной справке № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной филиалом № Главного бюро МСЭ по Ярославской области, Бобылев С.А. является инвалидом второй группы. В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. Сведений о реализации Бобылевым С.А. права на получение земельного участка в соответствии с Законом Ярославской области от 27 апреля 2007 года № 22-з «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» и Земельным кодексом РФ, суду не представлено. В указанной ситуации суд приходит к выводу, что Бобылев С.А. обладает правом на бесплатное предоставление в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства, в соответствии с Законом Ярославской области от 27 апреля 2007 года № 22-з «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности». Бобылев С.А., являясь инвалидом второй группы, обратился в адрес Управления земельных ресурсов мэрии г. Ярославля с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ с просьбой предоставить земельный участок ориентировочной площадью 830 кв.м. в аренду для индивидуального жилищного строительства по адресу 1, напротив домов №. В силу ст. 31 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Доводы ответчиков о несоблюдении истцом административного порядка приобретения земельного участка для индивидуального жилищного строительства, установленного Положением о бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства, утвержденным постановлением мэрии г.Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ №, судом во внимание не принимаются, т.к. указанное Положение утверждено после обращения истца с заявлением о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Согласно ст. 2 Градостроительного Кодекса РФ законодательство о градостроительной деятельности основывается на принципе обеспечения устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования. В соответствии со ст. 9 Градостроительного Кодекса РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Документы территориального планирования подразделяются на: документы территориального планирования Российской Федерации, документы территориального планирования субъектов Российской Федерации; документы территориального планирования муниципальных образований. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений. Судом установлено, что в соответствии с фрагментом границ территориальных зон в составе Правил землепользования и застройки г. Ярославля, утвержденных решением муниципалитета г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ №, большая часть земельного участка, запрашиваемого истцом, располагается в зоне инженерно-транспортной инфраструктуры (ИТ.1). Согласно фрагменту схемы городских магистралей и транспорта в составе Генерального плана города, утвержденного решением муниципалитета г. Ярославля «Об утверждении генерального плана города Ярославля» от ДД.ММ.ГГГГ №, запрашиваемый истцом земельный участок расположен в зоне магистральной улицы районного значения – улица 3. Согласно ч. 8 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур предназначены для размещения промышленных, коммунальных и складских объектов, объектов инженерной и транспортной инфраструктур, в том числе сооружений и коммуникаций железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, а также для установления санитарно-защитных зон таких объектов в соответствии с требованиями технических регламентов. В соответствии со ст. 56 Правил землепользования и застройки г. Ярославля, утвержденных решением Муниципалитета г. Ярославля № от ДД.ММ.ГГГГ, вступивших в силу ДД.ММ.ГГГГ, градостроительный регламент территориальной зоны ИТ.1 не предусматривает в качестве основных и условно разрешенных видов использования индивидуальную жилую застройку. В соответствии с фрагментом границ территориальных зон в составе Правил землепользования и застройки г. Ярославля, утвержденных решением муниципалитета г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ №, запрашиваемый истцом земельный участок располагается в двух территориальных зонах: зоне инженерно-транспортной инфраструктуры (ИТ.1) и зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж.4). В силу ч. 4 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. По смыслу ст. 28 Земельного кодекса РФ исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления предоставляют гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду свободные земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. По сведениям департамента архитектуры и развития территорий города мэрии г. Ярославля, оснований не доверять котором у суда не имеется, запрашиваемый истцом земельный участок фактически не является свободным: на земельном участке установлена рекламная конструкция. Таким образом, оснований для первоочередного предоставления Бобылеву С.А. в собственность земельного участка ориентировочной площадью 830 кв. м, расположенного по адресу 1, напротив домов № для индивидуального жилищного строительства не имеется. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ суд Р Е Ш И Л : В удовлетворении исковых требований Бобылева С.А. к мэрии г. Ярославля, управлению земельных ресурсов мэрии города Ярославля о предоставлении в собственность земельного участка ориентировочной площадью 830 кв.м., для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу 1, напротив домов № отказать. Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Фрунзенский районный суд г. Ярославля в течение 10 дней со дня со дня вынесения мотивированного решения. Судья О.А.Архипов