Дело № 2-3061/2011г. Принято в окончательной форме 26.12.2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 19 декабря 2011 года г. Ярославль Фрунзенский районный суд г. Ярославля в составе: председательствующего судьиЖуковой Е.М., при секретаре Котовой О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Заместителя прокурора города Ярославля в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту городского хозяйства мэрии города Ярославля, МКУ «Агентство по муниципальному заказу ЖКХ» города Ярославля о возложении обязанности по установке дорожных знаков, нанесению горизонтальной дорожной разметки и установке искусственной дорожной неровности, УСТАНОВИЛ: Прокурор города Ярославля в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Департаменту городского хозяйства мэрии г. Ярославля, МКУ «Агентство по муниципальному заказу ЖКХ» города Ярославля о возложении обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ совершить следующие действия: установить на <адрес> дорожные знаки 1.23 «Дети», 5.19.1 (2) «Пешеходный переход», нанести горизонтальную дорожную разметку; установить искусственную дорожную неровность в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52605-2006 «Искусственные неровности» и соответствующие дорожные знаки 1.17 «Искусственная неровность», 5.20 «Искусственная неровность» в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52605-2006 «Искусственные неровности». В обоснование иска прокурор ссылается на то, что при проведении проверки прокуратурой города Ярославля соблюдения федерального законодательства установлено, что безопасность дорожного движения должным образом не обеспечена. На участке дороги по ул. Доронина г. Ярославля, в районе МОУ СОШ № в нарушение Правил дорожного движения отсутствуют дорожные знаки 1.23 «Дети», 5.19.1 (2) «Пешеходный переход», отсутствует горизонтальная дорожная разметка, в нарушение ГОСТ Р 52605-2006 «Искусственные неровности» не обустроена искусственная дорожная неровность и не установлены дорожные знаки. Указанные нарушения создают угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних обучающихся. В судебном заседании представитель прокуратуры города Ярославля исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям. Дополнительно указала, что несмотря на представленные ответчиком фотографии, согласно которым искусственные неровности установлены, доказательств их соответствия требованиям ГОСТ не представлено. Считает, что из представленного муниципального контракта на установку искусственных неровностей не следует, что ответчиками будут выполнены работы по установке дорожных знаков 1.23 «Дети», 5.19.1 (2) «Пешеходный переход», нанесению горизонтальной дорожной разметки. Представитель ответчика Департаменту городского хозяйства мэрии города Ярославля по доверенности Виноградова В.С. исковые требования признала частично, пояснив, что департаментом выполнена функция по формированию бюджета по данному виду деятельности, по принятия и осуществлению целевых программ, в том числе программы по обустройству искусственных неровностей. В соответствии с заключенным муниципальным контрактом в районе МОУ СОШ № будет выполнен весь необходимый комплекс работ по обеспечению безопасности дорожного движения по обустройству искусственных неровностей, установке соответствующих дорожных знаков и нанесению дорожной разметки. Представитель ответчика МКУ «Агентство по муниципальному заказу ЖКХ» города Ярославля по доверенности Кукушкина Т.Н. исковые требования признала частично, пояснив, что во исполнение заключенного муниципального контракта на момент рассмотрения дела искусственные неровности около МОУ СОШ № установлены, вместе с тем акты выполненных работ не подписаны. Представитель третьего лица УГИБДД УВД по Ярославской области – по доверенности Ильина Н.В. исковые требования поддержала полностью, просил иск удовлетворить, полагая доводы ответчиков необоснованными. Представитель третьего лица - ОГИБДД УВД по г. Ярославлю в судебном заседании не присутствовал, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. В предыдущем судебном заседании исковые требования поддержал полностью. Представитель третьего лица МОУ СОШ № по доверенности Асафьева Е.Л. исковые требования поддержала, пояснила, что в связи с многочисленными обращениями родителей по поводу отсутствия искусственных дорожных неровностей и пешеходного перехода около школы, руководство образовательного учреждения в течение нескольких лет направляло соответствующие обращения в ГИБДД с требованиями об обеспечении безопасности детей, посещающих школу, установке искусственных дорожных неровностей, обустройстве пешеходного перехода. В настоящее время на участке дороги в районе школы установлены две искусственные неровности, вместе с тем они расположены на очень далеком между собой расстоянии, что позволяет проезжающим водителям не снижать скорость, пешеходный переход не обустроен, соответствующие знаки «Дети», «Пешеходный переход» не установлены. Судом определено рассмотреть дело при данной явке. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, оценив все в совокупности, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели. В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 10.12.1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения; полномочия органов, местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. Согласно пункту первому статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание, дорог на территории РФ, должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Согласно Правилам дорожного движения, утв. Постановлением Правительства от 23.10.1993 № 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии с требованиями стандартов, норм и правил. Пунктом 4.1.1 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» установлено, что автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками. Правилами дорожного движения предусмотрено, что на участке дороги вблизи детского учреждения (школы, оздоровительного лагеря и тому подобного), на проезжей части которого возможно появление детей. Устанавливается предупреждающий знак 1.23 «Дети». В соответствии с требованиями п. 5.2.25 ГОСТ Р 52289-2004 национального стандарта РФ «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» знак 1.23 "Дети" устанавливают перед участками дорог, проходящими вдоль территорий детских учреждений или часто пересекаемыми детьми независимо от наличия пешеходных переходов. Повторный знак устанавливают с табличкой 8.2.1, на которой указывают протяженность участка дороги, проходящего вдоль территории детского учреждения или часто пересекаемого детьми. В населенных пунктах основной знак 1.23 устанавливают на расстоянии 90 - 100 м, повторный - на расстоянии не более 50 м от начала опасного участка. Знак 1.22 "Пешеходный переход" устанавливают вне населенных пунктов перед всеми нерегулируемыми наземными пешеходными переходами, а в населенных пунктах - перед переходами, расстояние видимости которых менее 150 м. В соответствии с п. 5.6.24 ГОСТ Р 52289-2004 знаки 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход» применяют для обозначения мест, выделенных для перехода пешеходов через дорогу. Знак 5.19.1 устанавливают справа от дороги, знак 5.19.2 - слева. На дорогах с разделительной полосой (полосами) знаки 5.19.1 и 5.19.2 устанавливают на разделительной полосе соответственно справа или слева от каждой проезжей части. При отсутствии на переходе разметки 1.14 знак 5.19.1 устанавливают на ближней границе перехода относительно приближающихся транспортных средств, знак 5.19.2 - на дальней. Ширину неразмеченного пешеходного перехода, заключенного между знаками, определяют по 6.2.17. Знаки на размеченном пешеходном переходе устанавливают на расстоянии не более 1 м от границы перехода. Знак 5.19.2 допускается размещать на оборотной стороне знака 5.19.1. Допускается не устанавливать знаки на размеченных пешеходных переходах, расположенных на регулируемых перекрестках. На нерегулируемых перекрестках на размеченных пешеходных переходах при условии, что ближняя к центру перекрестка граница перехода совпадает с краем проезжей части, знаки допускается устанавливать только на дальней границе перехода. В соответствии с п. 5.6.25 ГОСТ Р 52289-2004 знак 5.20 "Искусственная неровность" применяют для обозначения границ искусственной неровности. Знак устанавливают на ближней границе искусственной неровности или разметки 1.25 относительно приближающихся транспортных средств. В соответствии с требованиями ГОСТ р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы благоустройства. Общие требования», конструкция искусственных неровностей и их применение на дорогах должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 52605. Согласно ГОСТ Р 52605-2006 «Искусственные неровности», данные искусственные неровности устанавливают на основе анализа причин аварийности на конкретных участках дороги с учетом состава и интенсивности движения и дорожных условий, в том числе перед детскими и юношескими учебно-воспитательными учреждениями, детскими площадками. В соответствии с п.1.1 Положения «О Департаменте городского хозяйства мэрии города Ярославля» от 07.07.2007 № 492 Департамент городского хозяйства мэрии города Ярославля является структурным подразделением мэрии города Ярославля, осуществляющим полномочия мэрии города Ярославля по решению вопросов местного значения в сфере городского хозяйства, в том числе дорожной деятельности. В соответствии п. 2.2 указанного Положения основными задачами является осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности. В соответствии с возложенными на него задачами, при осуществлении полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности к основным функциям Департамента отнесено обеспечение подготовки нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размере ассигнований бюджета города на указанные цели. Сторонами не оспаривалось в суде, что предметом деятельности МКУ «Агентство по муниципальному заказу» города Ярославля является реализация принятых в установленном порядке решений по вопросам, связанным с организацией и выполнением работ по строительству, содержанию и ремонту автомобильных дорог общего пользования…, находящихся в муниципальной собственности. Данное казенное учреждение ведет свою деятельность по обеспечению безопасности дорожного движения в городе. Согласно Постановлению мэра г. Ярославля от 19.11.2003 г. № 4041 «О мерах по повышению безопасности дорожного движения в г. Ярославле», Департаменту городского хозяйства мэрии г. Ярославля необходимо организовать работу по размещению искусственных неровностей на улицах города Ярославля, определить места размещения искусственных неровностей, учитывая рекомендации городского отдела ГИБДД. Как установлено в суде в соответствии с предложениями ОГИБДД УВД по г. Ярославлю рекомендовано было установить искусственные дорожные неровности на участке дороги по адресу: г. Ярославль, ул. Доронина, в районе МОУ СОШ №. При проведении проверки прокуратурой города установлено, что на указанном участке дороги искусственная дорожная неровность до настоящего времени не установлена. В нарушение требования действующего законодательства отсутствуют дорожные знаки 1.23 «Дети», 5.19.1 (2) «Пешеходный переход», отсутствует горизонтальная дорожная разметка, что также подтверждено актом специальной проверки комиссии в составе сотрудников ОГИБДД УВД по г. Ярославлю, УГИБДД УМВД по ЯО от 29.06.2011 г. В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Согласно представленному муниципальному контракту №, заключенному между МКУ «Агентство по муниципальному заказу ЖКХ» города Ярославля и ООО «Интех» подрядчик принял на себя обязательства по выполнению работ по устройству искусственных неровностей на улицах города Ярославля, окончание выполнения работ ДД.ММ.ГГГГ. В связи с представлением данного контракта слушание по делу откладывалось, ответчику предоставлялось время для представления актов выполненных работ. Вместе с тем, акты выполненных работ не представлены суду, из содержания условий указанного муниципального контракта не следует, что одновременно с установкой искусственных дорожных неровностей будут установлены дорожные знаки «Дети», «Пешеходный переход», нанесена горизонтальная дорожная разметка. Фотографии, представленные в подтверждение факта установки искусственных дорожных неровностей не позволяют с безусловностью установить достаточность количества установленных искусственных неровностей, их соответствие ГОСТу. На основании изложенного, суд полагает, что поскольку указанные выше нарушения оказывают значительное влияние на безопасность дорожного движения, а также нарушают право граждан на безопасность из жизни и здоровья ввиду возможности создания такой опасности, то на ответчиков должна быть возложена обязанность по установке указанных дорожных знаков, нанесению горизонтальной разметки и установке искусственных неровностей в соответствии с требованиями ГОСТ. Руководствуясь ст.ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Заместителя прокурора города Ярославля удовлетворить. Обязать Департамент городского хозяйства мэрии города Ярославля, МКУ «Агентство по муниципальному заказу ЖКХ» города Ярославля в срок ДД.ММ.ГГГГ совершить следующие действия: Установить на <адрес> дорожные знаки 1.23 «Дети», 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход», нанести горизонтальную дорожную разметку 1.14.1; установить искусственную дорожную неровность в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52605-2006 «Искусственные неровности» и соответствующие дорожные знаки 1.17 «Искусственная неровность», 5.20 «Искусственная неровность» в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52605-2006 «Искусственные неровности». Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд путем подачи жалобы через Фрунзенский районный суд г.Ярославля в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения. Судья Е.М.Жукова