Решение об отмене распоряжения главы администрации и постановлении в едином списке по г. Ярославлю граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам соц. найма (вступило в законную силу- 26.06.2012)



Дело № 2-775/2012 Изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ г. Ярославль

Фрунзенский районный суд г. Ярославля в составе председательствующего судьи Егоровой Е.С., при секретаре Панюшкиной А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пушкиной Т.А. к территориальной администрации Фрунзенского района мэрии г. Ярославля и департаменту организации строительства и жилищной политики мэрии г. Ярославля об отмене распоряжения главы администрации и восстановлении в едином списке по г. Ярославлю граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Пушкина Т.А. обратилась в суд с исковым заявлением к территориальной администрации Фрунзенского района мэрии г. Ярославля об отмене и признании незаконным распоряжения главы территориальной администрации Фрунзенского района мэрии г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ и восстановлении в едином списке по г. Ярославлю граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В обоснование иска указала, что является вдовой участника Великой Отечественной войны. С ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована и проживает по адресу: .... Вместе с истицей в указанной квартире зарегистрированы и проживают: Фомин А.Н., Фомина Л.А., Фомин Д.А., Фомина Е.Д., являющиеся собственниками по ... доли в праве общей долевой собственности, и Фомина Ю.С. Указано, что на каждого члена семьи приходится 10,23 кв.м., что меньше учетной нормы. Истица права собственности на данное жилое помещение не имеет. Распоряжением главы территориальной администрации ... мэрии ... от ДД.ММ.ГГГГ истица была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. При обращении в территориальную администрацию для постановки на учет истицей были представлены все необходимые документы, подтверждающие право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении. ДД.ММ.ГГГГ распоряжением территориальной администрации Фрунзенского района мэрии г. Ярославля Пушкина Т.А. была снята с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении по причине выявления в представленных документах сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет. В распоряжении указано, что истица ДД.ММ.ГГГГ произвела отчуждение собственности – подарила жилой дом, находящийся по адресу: ..., и со дня совершения указанных действий не прошло 5 лет, которые предусмотрены ст.53 ЖК РФ. Истица после установления инвалидности в ... г. и ухудшения состояния здоровья не могла проживать в данном доме без постороннего ухода, поэтому переехала в Ярославль к своей дочери и ее семье, зарегистрировалась по месту жительства ДД.ММ.ГГГГ, переезд носил вынужденный характер. Договор дарения дома своему внуку истица оформила ДД.ММ.ГГГГ, когда уже ... года прожила в .... Указано, что оформляя договор дарения, Пушкина Т.А. не преследовала цель ухудшить свои жилищные условия и встать на учет в качестве нуждающейся, о чем свидетельствует факт, что истица подала заявление о постановке на учет только ДД.ММ.ГГГГ, когда узнала о соответствующей программе, т.е. спустя ... года после дарения дома. Нуждающейся в жилом помещении истица стала только в феврале ... г., когда в квартире поселились и зарегистрировались Фомина Ю.С., Фомина Е.Д., но заявление о принятии на учет подала только в октябре ... г.

Департамент организации строительства и жилищной политики мэрии г. Ярославля был привлечен судом к участию в деле в качестве соответчика.

Истица Пушкина Т.А. в судебное заседание не явилась, извещена судом о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Представитель истицы Пушкиной Т.А. по доверенности Фомин Д.А. в судебном заседании исковые требования поддержал и уточнил. Просил восстановить истицу в едином списке по г. Ярославлю граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, с учетом даты принятия решения о принятии на учет, а также с учетом даты подачи заявления. Пояснил, что истица – бабушка представителя, она вдова ветерана войны. На момент постановки на учет, ДД.ММ.ГГГГ, истица была зарегистрирована по адресу: ... декабря ... г. До этого проживала в ... в частном неблагоустроенном доме, который ранее находился в ее собственности. Дом был подарен ее внуку, который там проживает, потому что не имела возможности им пользоваться, т.к. уже .. года жила в Ярославле. С момента отъезда, истица в дом не возвращалась. Указал, что переезд носил вынужденный характер, т.к. в ... за истицей некому было ухаживать, намерения ухудшения жилищных условий со стороны истицы не было. Договор дарения был оформлен до вступления в силу Указа Президента РФ. Представитель истицы пояснил, что его жена после регистрации брака (ДД.ММ.ГГГГ) зарегистрировалась в .. г. в квартире на п... и стала в ней проживать, до этого имела регистрацию у своих родителей в .... Фомина Е.Д., дочь представителя истицы, зарегистрирована в квартире с момента рождения.

Представитель ответчика территориальной администрации Фрунзенского района мэрии г. Ярославля по доверенности Черная Л.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований. Указала, что в части требований о восстановлении истицы в едином списке по г. Ярославлю граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, ТА является ненадлежащим ответчиком. Пояснила, что истица обратилась в территориальную администрацию с заявлением о постановке на учет ДД.ММ.ГГГГ, при этом договор дарения дома в ... не представлялся. В случае его представления, истица не была бы признана нуждающейся, поскольку не прошло 5 лет с момента отчуждения дома. В ... у истицы нет жилья в собственности. ДД.ММ.ГГГГ было принято распоряжение о признании истицы нуждающейся. Территориальной администрацией был сделан запрос в ..., в ответе на который было указано, что до ДД.ММ.ГГГГ истица была зарегистрирована в ... и проживала там. Одновременно поступили сведения о том, что Пушкина Т.А. подарила жилой дом ДД.ММ.ГГГГ Распоряжением главы территориальной администрации Фрунзенского района мэрии г. Ярославля истица была снята с учета в качестве нуждающейся, копия распоряжения была направлена в департамент организации строительства и жилищной политики мэрии г. Ярославля.

Представитель ответчика департамента организации строительства и жилищной политики мэрии г. Ярославля по доверенности Сафонова А.И. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований. Пояснила, что в департаменте ведется единый список граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. По участникам ВОВ списки формируются ежемесячно. Указала, что в случае удовлетворения иска истица будет восстановлена в едином списке без потери ее места в очереди.

Представитель третьего лица департамента строительства по Ярославской области в судебное заседание не явился, извещен о дате и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Судом дело рассмотрено при имеющейся явке.

Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено судом, Пушкина Т.А. является вдовой участника Великой Отечественной войны Пушкина А.Д., умершего ДД.ММ.ГГГГ (справка, л.д. 9).

Истица зарегистрирована по месту жительства в квартире, принадлежащей на праве общей долевой собственности Фомину А.Н. (..), Фоминой Л.А. (...), Фомину Д.А. (..), Фоминой Е.Д. (.. по адресу: .... Помимо указанных лиц в квартире зарегистрирована Фомина Ю.С. (выписка, л.д. 10).

Распоряжением главы территориальной администрации Фрунзенского района мэрии г.Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ истица была признана нуждающейся в жилых помещениях и принята на учет (л.д. 7).

Согласно ст. 15 ФЗ «О ветеранах» от 12.01.1995 N 5-ФЗ, мерами социальной поддержки участников Великой Отечественной войны являются, в том числе обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Оно осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 данного ФЗ.

В силу ч.1 ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению ветеранов Великой Отечественной войны жильем.

Пунктом 1 Указа Президента РФ № 714 от 07.05.2008 г. «Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ 1941-1945 годов» постановлено завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».

Форма предоставления мер социальной поддержки ветеранам ВОВ по обеспечению жильем определяется нормативными правовыми актами субъекта РФ.

Постановлением Правительства Ярославской области № 1-п от 11.01.2010 г. утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан за счет средств федерального бюджета на территории Ярославской области, который определяет форму и условия обеспечения жильем отдельных категорий граждан за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральными законами от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" и от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Порядок распространяется на следующие категории граждан:

- инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, вставшие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года;

- граждане, указанные в статьях 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий;

- граждане, указанные в статье 16 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", вставшие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года.

В соответствии с п. 1 указанного Порядка меры социальной поддержки за счет средств федерального бюджета предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Распоряжением главы территориальной администрации Фрунзенского района мэрии г.Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ Пушкина Т.А. была снята с учета в качестве нуждающейся в жилых помещениях, в связи с выявлением в представленных документах сведений не соответствующих действительности и послуживших основанием для принятия на учет. В распоряжении указано, что истица ДД.ММ.ГГГГ произвела отчуждение собственности по адресу: ..., общей площадью ... кв.м., со дня совершения указанных действий не прошло 5 лет (л.д. 11).

Доводы представителя ответчика территориальной администрации Фрунзенского района мэрии г. Ярославля сводятся к тому, что истица намеренно ухудшила свои жилищные условия для того, чтобы встать на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, с чем суд согласиться не может по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 53 ЖК РФ граждане, которым с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Исходя из смысла ст. 53 ЖК РФ, и принимая во внимание положения ч. 3 ст. 10 ГК РФ, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного намеренного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем, т.е. действия, выходящие за рамки разумного и добросовестного осуществления прав участниками гражданских правоотношений.

Из материалов по делу следует, что истица ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировалась по адресу: ..., переехав из ... (выписка из домовой книги, л.д. 10). Суд принимает во внимание пояснения представителя истицы о том, что переезд носил вынужденный характер, поскольку Пушкиной Т.А. требовался уход со стороны родственников, т.к. на тот момент истице было .. лет, она является инвалидом ... группы с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждено справкой об инвалидности (л.д. 8).

ДД.ММ.ГГГГ истица оформила договор дарения жилого дома по адресу: ..., принадлежащего ей на праве собственности (копия договора, л.д. 12-14), поскольку, исходя из объяснений Фомина Д.А. следует, что истица не имела намерения им пользоваться, т.к. на момент совершения сделки она проживала в ... уже .. года. Указанный договор дарения был заключен до вступления в законную силу Указа Президента РФ № 714 от 07.05.2008 г. «Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ 1941-1945 годов».

После отчуждения истицей жилого дома в ... на одного члена семьи Пушкиной Т.А. приходилось по ... кв.м., то есть более учетной нормы – 12 кв.м., установленной постановлением мэра г. Ярославля от 28.02.2005 г. № 761 «О мерах реализации ЖК РФ в части предоставления жилых помещений по договорам социального найма». Таким образом, истица не могла быть отнесена к категории нуждающихся в жилых помещениях, заключая договор дарения дома, намерения искусственного ухудшения жилищных условий не имела. Действия по оформлению договора дарения были вызваны тем, что истица не имела намерения возвращаться в указанный дом в силу возраста и здоровья.

ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в квартире по адресу: ... были зарегистрированы Фомина Ю.С. (жена внука истицы) и Фомина Е.Д. (дочь внука истицы), и лишь ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в территориальную администрацию Фрунзенского района мэрии г. Ярославля о признании ее нуждающейся в жилом помещении, т.к. на каждого члена семьи стало приходится менее 12 кв.м.

При указанных обстоятельствах, суд находит заслуживающими внимания доводы о том, что действия Пушкиной Т.А. сами по себе не привели к искусственному ухудшению жилищных условий, не повлекли принятия истицы на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, не совершались умышленно с целью обеспечения жильем со стороны государства.

Таким образом, имеются правовые основания для удовлетворения требований истицы.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Пушкиной Т.А. удовлетворить.

Отменить распоряжение главы территориальной администрации Фрунзенского района мэрии г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ. о снятии Пушкиной Т.А. с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Восстановить Пушкину Т.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., вдову участника Великой Отечественной войны, в едином списке по г. Ярославлю граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, с учетом даты и времени подачи ею заявления и даты принятии решения о постановке на учет.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Фрунзенский районный суд г. Ярославля в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е.С. Егорова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200