Дело № 2-1078/2012 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 30 августа 2012 года г. Ярославль Фрунзенский районный суд г. Ярославля в составе: председательствующего судьи Архипова О.А., при секретаре Никитиной Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ярославского транспортного прокурора к ОАО «Ярославский речной порт» об обеспечении проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, разработке, утверждении и введении в действие плана обеспечения транспортной безопасности, У С Т А Н О В И Л: Ярославский транспортный прокурор обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с иском к ОАО «Ярославский речной порт» об обязании ответчика в течении пяти месяцев со дня вынесения решения суда провести оценку уязвимости и получить результаты оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры: Центрального грузового района, Перевалочного грузового района, Отстойно-ремонтного пункта, Спецпричала; разработать на основании результатов категорирования и оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры план обеспечения транспортной безопасности, утвердить его в компетентном органе в области обеспечения транспортной безопасности и ввести его в действие. В обоснование исковых требований указал, что в ходе проведенной Ярославской транспортной прокуратурой проверки ОАО «Ярославский речной порт» установлено, что ответчик эксплуатирует следующие объекты транспортной инфраструктуры: <адрес>. По мнению истца, ответчиком нарушены требования Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», а именно: не проведена оценка уязвимости и не получены результаты оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры; на основании результатов категорирования и оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры не разработан, не утвержден в компетентном органе в области обеспечения транспортной безопасности и не введен в действие план обеспечения транспортной безопасности. Указанные нарушения Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» и послужили причиной обращения Ярославского транспортного прокурора в суд с иском к ОАО «Ярославский речной порт». Помощник Ярославского транспортного прокурора Спиридонова К.А. в судебное заседание явилась, представила уточненные исковые требования, в соответствии с которыми истец просил: обязать ответчика обеспечить проведение оценки уязвимости и получить результаты оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры: Центрального грузового района, Перевалочного грузового района, Отстойно-ремонтного пункта, Спецпричала в сроки, установленные законом; разработать на основании результатов категорирования и оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры план обеспечения транспортной безопасности, направить его в компетентный орган в области обеспечения транспортной безопасности для его утверждения и обеспечить введение данного плана в действие (л.д. 119-125). Представители ответчика ОАО «Ярославский речной порт» по доверенностям Афанасьев М.А., Березкина О.В. в судебное заседание явились, исковые требования не признали, пояснили, что отчет об оценке уязвимости объектов транспортной инфраструктуры ОАО «Ярославский речной порт», с учетом изменения категорий объектов транспортной инфраструктуры, в настоящее время разработан специализированной организацией и находится в стадии корректировки. Утверждение отчета об оценке уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, будет произведено федеральным агентством морского и речного транспорта в порядке, установленном законом. По мнению представителей ответчика, нарушение действующего законодательства по стороны ОАО «Ярославский речной порт» не допущено, в связи с чем, по мнению представителей ответчика, отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований Ярославского транспортного прокурора. Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд установил следующее. Согласно п. 5 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» к объектам транспортной инфраструктуры относятся, в том числе: внутренние водные пути, мосты, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование. В соответствии с п. 9 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» субъектами транспортной инфраструктуры являются юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании. Судом установлено, что ОАО «Ярославский речной порт» является собственником объектов транспортной инфраструктуры: <адрес> В силу ст. 4 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством РФ. В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» требования по обеспечению транспортной безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта. Указанные требования являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры. Приказом Минтранса РФ от 08.02.2011 № 41 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта. В соответствии с п.п. 5.7 Требований, субъект транспортной инфраструктуры обязан обеспечить проведение оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении объектов транспортной инфраструктуры в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и о присвоенной категории объектов транспортной инфраструктуры. В соответствии с п.п. 5.8 Требований, субъект транспортной инфраструктуры обязан разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры в течение трех месяцев и реализовать его в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры. Таким образом, для ОАО «Ярославский речной порт», как субъекта транспортной инфраструктуры, приказом Минтранса РФ от 08.02.2011 № 41 установлена обязанность проведения оценки уязвимости <адрес>, как объектов транспортной инфраструктуры, в течение трех месяцев с момента получения уведомления о присвоенной категории объектов транспортной инфраструктуры. Ответчиком не оспаривалось, что ДД.ММ.ГГГГ от федерального агентства морского и речного транспорта ответчиком получено уведомление о категорировании объектов транспортной инфраструктуры: <адрес> присвоена категория №, <адрес> присвоена категория №, <адрес> присвоена категория №, <адрес> присвоена категория №. Категорирование объектов транспортной инфраструктуры ОАО «Ярославский речной порт» было осуществлено федеральным агентством морского и речного транспорта на основании Порядка установления количества категорий и критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21 февраля 2011 г. № 62. В соответствии с ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 9 февраля 2007г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности, организациями и подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности РФ и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Истцом не оспаривалось, что ответчик не вправе самостоятельно проводить оценку уязвимости объектов транспортной инфраструктуры. Для выполнить работы по проведению оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, ОАО «Ярославский речной порт» заключен договор № Б 19 от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «Конструктивное бюро услуг» Приказом Минтранса России от 24.04.2012 № 105 в Порядок установления количества категорий и критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности, утвержденный приказом Министерства транспорта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, внесены изменения. В связи с изменением Порядка установления количества категорий и критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры, федеральным агентством морского и речного транспорта изменены категории объектов транспортной инфраструктуры ОАО «Ярославский речной порт»: <адрес> присвоена категория №, <адрес> присвоена категория №, <адрес> присвоена категория №, <адрес> присвоена категория №, т.е. категории объектов транспортной инфраструктуры ОАО «Ярославский речной порт» федеральным агентством морского и речного транспорта понижены. Уведомление от федерального агентства морского и речного транспорта о присвоении категорий объектам транспортной инфраструктуры получено ОАО «Ярославский речной порт» ДД.ММ.ГГГГ В соответствии с положениями п. 5.8. Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающими уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта, утвержденных приказом Минтранса РФ от 08.02.2011 № 41, ОАО «Ярославский речной порт» обязано провести оценку уязвимости объектов транспортной инфраструктуры в течении трех месяцев с момента получения уведомления федерального агентства морского и речного транспорта о присвоении категорий объектам транспортной инфраструктуры: <адрес> – категория №, <адрес> – категория №, <адрес> – категория №, <адрес> – категория №, т.е. начиная с ДД.ММ.ГГГГ (момент получения уведомления) до ДД.ММ.ГГГГ На момент рассмотрения дела срок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры ответчиком не нарушен, в связи с чем, отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований Ярославского транспортного прокурора об обязании ответчика обеспечить проведение оценки и получение результатов оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры. В соответствии с п. 6 Порядка проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденного приказом Минтранса РФ от 12.04.2010 № 87 результаты проведенной оценки уязвимости оформляются в виде текстового документа с графическими план-схемами в трех экземплярах (первый и второй экземпляр на бумажном носителе, третий - на магнитном) и направляется в компетентный орган для рассмотрения и принятия решения об утверждении либо об отказе в утверждении. Истцом не оспаривалось, что отчет об уязвимости объектов транспортной инфраструктуры ОАО «Ярославский речной порт» должен рассматриваться и утверждаться федеральным агентством морского и речного транспорта с дальнейшим возвращением специализированной организации, выполнившей отчет. Обязанность по разработке и утверждению плана обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, в соответствии с п. 5.8. Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 08.02.2011 № 41, возникает у субъекта транспортной инфраструктуры с момента утверждения результатов оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры. Именно на основании утвержденных результатов оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры разрабатывается план обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры. Указанная обязанность по разработке и утверждению плана обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, должна быть реализована ответчиком: в отношении разработки плана обеспечения транспортной безопасности – в течение трех месяцев, в отношении его реализации – в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры. На момент рассмотрения дела отсутствуют основания для разработки плана обеспечения транспортной безопасности ОАО «Ярославский речной порт». Принимая во внимание, что разработка плана обеспечения транспортной безопасности, утверждение его в компетентном органе в области обеспечения транспортной безопасности, введение его в действие возможна только на основании утвержденного федеральным агентством морского и речного транспорта отчета уязвимости объектов транспортной инфраструктуры: <адрес>, учитывая отсутствие, на момент рассмотрения дела, нарушения в данной части ответчиком требований Федерального закона от 9 февраля 2007г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», исковые требования Ярославского транспортного прокурора об обязании ответчика разработать на основании результатов категорирования и оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры план обеспечения транспортной безопасности, направить его в компетентный орган в области обеспечения транспортной безопасности для его утверждения и обеспечить введение данного плана в действие, удовлетворению не подлежат. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении исковых требований Ярославского транспортного прокурора отказать. Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Фрунзенский районный суд г. Ярославля в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья подпись О.А.Архипов