Решение по жалобе на постановление ОР ДПС ГИБДД УВД по г.Ярославлю по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.5.35 КоАП РФ (вступило в законную силу- 07.06.2011г.)



Дело № 12 –143 / 2011

Р Е Ш Е Н И Е

14 апреля 2011 г. г. Ярославль

Фрунзенский районный суд г. Ярославля в составе судьи Тарасовой Е.В., при секретаре Пыстиной Л.В. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по протесту прокурора Фрунзенского района г. Ярославля на постановление от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, вынесенное комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав территориальной администрации Фрунзенского района мэрии г. Ярославля в отношении гражданки РФ Калинской А.В.,

У С Т А Н О В И Л:

Указанным постановлением Калинская А.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 5.35 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ), и подвергнута административному наказанию в виде предупреждения.

Из постановления следует, что Калинская А.В., имея на иждивении несовершеннолетних детей Калинскую Л.В., Калинского И.В., ненадлежащим образом занимается их воспитанием, содержанием, не работает, не соблюдает режим дня детям, дети после наступления ночного времени, установленного законодательством Ярославской области, гуляют на улице без сопровождения взрослых, что является нарушением ст.19,52 Закона от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании".

С вынесенным в отношении Калинской А.В. постановлением прокурор Фрунзенского района г. Ярославля не согласился и обратился с протестом в суд. В обоснование протеста указал, что в постановлении не конкретизированы действия (бездействие) Калинской А.В., свидетельствующие о ненадлежащем выполнении ею обязанностей по воспитанию детей, не указано, имело ли место безответственное отношение к его воспитанию и неосуществление должного надзора за ним (попустительство или поощрение озорства, хулиганских и иных противоправных действий, отсутствие к нему внимания и т.п.). Отсутствие работы у гражданина само по себе не образует состав административного правонарушения, а за отсутствие детей в общественных местах в ночное время образует состав другого административного правонарушения.

В судебном заседании старший помощника прокурора Ковальская О.А. доводы протеста поддержала, дополнительно указала, что в протоколе об административном правонарушении не содержится сведений о времени совершения правонарушения, что является основанием для возвращения протокола лицу, его составившему, так как указанные обстоятельства не могут быть восполнены при рассмотрении дела.

Представитель Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Фрунзенского района г. Ярославля, Калинская А.В. в судебное заседание не явились, о дате и времени его проведения извещены надлежащим образом.

Судом определено рассмотреть дело при имеющейся явке.

Выслушав старшего помощника прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В ч. 2 ст. 30.10 КоАП РФ указано, что протест прокурора на постановление по делу об административном правонарушении, рассматривается в порядке и в сроки, установленные статьями 30.4-30.8 настоящего Кодекса.

Согласно ч. 2 ст. 30.6. КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления.

По смыслу нормативных положений, закрепленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, в котором приводятся основания для привлечения лица к административной ответственности (п. 3 ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ).

Согласно ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

В силу абз. 2 п. 4 постановления Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении.

Абзацами 3, 4 п. 4 приведенного постановления предусмотрено, что несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу.

За неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних ст. 5.35 КоАП РФ установлена административная ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от одного до пяти минимальных размеров оплаты труда.

В силу положений ст.63, п. 1 ст. 80 Семейного кодекса РФ - родители ребенка имеют право и обязаны воспитывать своих детей, они несут ответственность за воспитание и развитие своих детей, они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей, обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования, а также содержать своих несовершеннолетних детей.

Ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего - это действие и бездействие, выражающиеся в некачественном и не в полном объеме выполнения обязанностей по воспитанию, в применении запрещенных законом способов и методов воспитания, эксплуатации несовершеннолетнего, в формировании асоциальной направленности личности несовершеннолетнего.

Ненадлежащее исполнение обязанностей выражается в нечетком, нерадивом, формальном, несвоевременном, неправильном, преднамеренно неполном их выполнении, в злоупотреблении правами по воспитанию несовершеннолетнего.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 11 своего Постановления от 27 мая 1998 г. N 10 "О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей", разъясняя вопрос о пределах осуществления родителями своих прав, указал, что "под злоупотреблением родительскими правами следует понимать использование этих прав в ущерб интересам детей, например создание препятствий в обучении, склонение к попрошайничеству, воровству, проституции, употреблению спиртных напитков или наркотиков и т.п.".

Диспозиция ст. 5.35 КоАП РФ предусматривает обязательное описание действий лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Из протокола об административном правонарушении , составленного ОДН ОМ №5 УВД по городу Ярославля, следует, что гр. Калинская А.В., имея на своем иждивении несовершеннолетних детей Калинскую Л.В. , Калинского И.В. , ненадлежащим образом занимается их воспитанием и содержанием, не работает, не соблюдает режим дня, дети после наступления камендантского часа гуляют по улице без взрослых. Действия Калинской А.В. квалифицированы по ст. 5.35 КоАп РФ.

Анализ содержания протокола об административном правонарушении позволяет сделать вывод о том, что он содержит лишь указание признаков правонарушений, предусмотренных ст. 5.35 КоАП РФ, при этом событие административного правонарушения в нем надлежащим образом не описано, а именно не конкретизировано, какие действия по ненадлежащему исполнению обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего совершены Калинской А.В., в чем заключается их противоправность. Также в протоколе не указано, когда имело место правонарушение.

Указанное свидетельствует о том, что протокол об административном правонарушении в отношении Калинской А.В. не соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, а неполнота представленных материалов не может быть восполнена при рассмотрении дела в суде.

Кроме того, нахождение детей в общественных местах в ночное время образует состав другого административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 13 <1> Закона Ярославской области от 3 декабря 2007 г. N 100-з "Об административных правонарушениях".

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7. КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ.

Поскольку при рассмотрении дела не был установлен состав административного правонарушения, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7. КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Постановление от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, вынесенное комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав территориальной администрации Фрунзенского района мэрии г. Ярославля в отношении гражданки РФ Калинской А.В., отменить, производство по делу прекратить.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 10 суток со дня получения копии решения.

Судья Е.В. Тарасова