1-334/2010 Получение должностным лицом взятки в виде денег за незаконное бездействие в пользу взяткодателя



Дело №1-334/10

Приговор

Именем Российской Федерации

г. Иваново Ивановской области «30» декабря 2010 года

Судья Фрунзенского районного суда г.Иваново Вергазов Н.Т.

с участием государственного обвинителя прокуратуры Ивановской области Денисовой С.В.,

защитника – адвоката Кормилицыной Е.В., представившей удостоверение № 117 и ордер № 47 от 21.09.2010 года, выданный 24 ноября 2010 года,

подсудимого Лютикова В.В.,

при секретаре Столяровой О.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Иваново уголовное дело в отношении

Лютикова В.В., ДД.ММ.ГГГГ рождении, уроженца <данные изъяты>, гражданина РФ, <данные изъяты>, <данные изъяты>, зарегистрированного и проживающего по адресу: г.Тейково, <данные изъяты>, ранее не судимого,

обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных ст.ст.290 ч.2, 290 ч.2, 290 ч.2, 290 ч.2, 290 ч.2, 290 ч.2, 290 ч.2 УК РФ,

у с т а н о в и л:

Лютиков В.В. совершил получение должностным лицом лично взятки в виде денег за незаконное бездействие в пользу взяткодателя, при следующих обстоятельствах.

Приказом начальника Управления Федеральной миграционной службы по Ивановской области (далее – УФМС по Ивановской области) № 4 л/с от 10.01.2008 года Лютиков В.В. назначен на должность инспектора отдела иммиграционного контроля УФМС России по Ивановской области.

В соответствии с должностной инструкцией, утвержденной и.о. начальника УФМС России по Ивановской области 06.06.2006 года, Лютиков В.В. был обязан осуществлять контроль за соблюдением иммиграционных правил иностранными гражданами и лицами без гражданства (п.2.2), принимать меры по предупреждению и пресечению незаконной миграции, иммиграционный контроль в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства (п.2.3), осуществлять производство по делам об административных правонарушениях (п.2.6). В соответствии с должностной инструкцией инспектора отдела иммиграционного контроля Управления федеральной миграционной службы России по Ивановской области майора внутренней службы Лютикова В.В., утвержденной начальником УФМС России по Ивановской области 02.02.2009 года, Лютиков В.В. был обязан проводить проверочные мероприятия самостоятельно, либо под оперативным руководством начальника ОПНМ ОИК Д.Л.Н. или старшего инспектора ОИК П.Е.В. (п.2.1), оформлять протоколы на лиц, совершивших административные правонарушения (п.2.2).

Таким образом, Лютиков В.В. постоянно осуществлял функции представителя власти, то есть являлся должностным лицом.

В марте 2008 года, точная дата следствием не установлена, у Лютикова В.В. возник умысел на получение от коммерческого директора общества с ограниченной ответственностью «РИЧ» (далее – ООО «РИЧ») Б.Э.Ж. взятки в виде денег за незаконное бездействие в виде непринятия мер к выявлению в деятельности ООО «РИЧ» и Б.Э.Ж. нарушений миграционного законодательства Российской Федерации и привлечению ООО «РИЧ» и Б.Э.Ж. к административной ответственности. Лютиков В.В. планировал получать от Б.Э.Ж. денежные средства в качестве взятки в течение всего периода деятельности ООО «РИЧ».

Реализуя свой умысел, в период с 1 по 7 марта 2008 года, точная дата следствием не установлена, в период с 15 по 16 часов, в помещении ООО «РИЧ» по адресу: Ивановская область, г.Кохма, <данные изъяты> Лютиков В.В., из корыстных побуждений, с целью незаконного обогащения, потребовал от Б.Э.Ж. систематически передавать денежные средства в качестве взятки за непринятие мер к выявлению в деятельности ООО «РИЧ» и Б.Э.Ж. нарушений миграционного законодательства Российской Федерации и привлечению ООО «РИЧ» и Б.Э.Ж. к административной ответственности. Лютиков В.В. пообещал Б.Э.Ж., что в случае участия в проверках в ООО «РИЧ» он не будет принимать мер для выявления правонарушений. Б.Э.Ж. согласился передать взятку. В тот же день около 18 часов у здания УФМС России по Ивановской области по адресу: г.Иваново, ул.Ташкентская, <данные изъяты> Лютиков В.В. из корыстных побуждений, с целью незаконного обогащения, лично, из рук в руки, получил от Б.Э.Ж. в качестве взятки 20000 рублей за совершение незаконного бездействия - за непринятие мер к выявлению в деятельности ООО «РИЧ» и Б.Э.Ж. нарушений миграционного законодательства Российской Федерации и привлечению ООО «РИЧ» и Б.Э.Ж. к административной ответственности. Полученные в качестве взятки денежные средства Лютиков В.В. израсходовал на свои личные нужды.

Кроме того, продолжая реализацию своего умысла, в апреле 2008 года, точная дата следствием не установлена, в период с 18 до 19 часов, на перекрестке ул.Ташкентская и ул.Радищева г.Иваново, недалеко от дома № 8 по ул.Радищева г.Иваново, Лютиков В.В. из корыстных побуждений, с целью незаконного обогащения, лично, из рук в руки, получил от Б.Э.Ж. в качестве взятки 5000 рублей за совершение незаконного бездействия - за непринятие мер к выявлению в деятельности ООО «РИЧ» и Б.Э.Ж. нарушений миграционного законодательства Российской Федерации и привлечению ООО «РИЧ» и Б.Э.Ж. к административной ответственности. Полученные в качестве взятки денежные средства Лютиков В.В. израсходовал на свои личные нужды.

Кроме того, продолжая реализацию своего умысла, в мае 2008 года, точная дата следствием не установлена, в период с 12 до 15 часов, у Торгового центра «Полет» по адресу: г.Иваново, ул.Багаева, д.14, Лютиков В.В. из корыстных побуждений, с целью незаконного обогащения, лично, из рук в руки, получил от Б.Э.Ж. в качестве взятки 5000 рублей за совершение незаконного бездействия - за непринятие мер к выявлению в деятельности ООО «РИЧ» и Б.Э.Ж. нарушений миграционного законодательства Российской Федерации и привлечению ООО «РИЧ» и Б.Э.Ж. к административной ответственности. Полученные в качестве взятки денежные средства Лютиков В.В. израсходовал на свои личные нужды.

Кроме того, продолжая реализацию своего умысла, в июне 2008 года, точная дата следствием не установлена, в дневное время, точное время не установлено, у здания, в котором расположено ООО «РИЧ», по адресу: Ивановская область, г.Кохма, <данные изъяты> Лютиков В.В. из корыстных побуждений, с целью незаконного обогащения, лично, из рук в руки, получил от Б.Э.Ж. в качестве взятки 3000 рублей за совершение незаконного бездействия - за непринятие мер к выявлению в деятельности ООО «РИЧ» и Б.Э.Ж. нарушений миграционного законодательства Российской Федерации и привлечению ООО «РИЧ» и Б.Э.Ж. к административной ответственности. Полученные в качестве взятки денежные средства Лютиков В.В. израсходовал на свои личные нужды.

Кроме того, продолжая реализацию своего умысла, в октябре 2008 года, точная дата следствием не установлена, около 18 часов, на перекрестке ул.Ташкентская и ул.Радищева г.Иваново, недалеко от дома № 8 по ул.Радищева г.Иваново, Лютиков В.В. из корыстных побуждений, с целью незаконного обогащения, лично, из рук в руки, получил от Б.Э.Ж. в качестве взятки 7000 рублей за совершение незаконного бездействия - за непринятие мер к выявлению в деятельности ООО «РИЧ» и Б.Э.Ж. нарушений миграционного законодательства Российской Федерации и привлечению ООО «РИЧ» и Б.Э.Ж. к административной ответственности. Полученные в качестве взятки денежные средства Лютиков В.В. израсходовал на свои личные нужды.

Кроме того, продолжая реализацию своего умысла, 5 марта 2009 года около 20 часов, у здания, в котором расположено ООО «РИЧ», по адресу: Ивановская область, г.Кохма, ул.Ивановская, д.18 Б, Лютиков В.В. из корыстных побуждений, с целью незаконного обогащения, лично, из рук в руки, получил от Б.Э.Ж. в качестве взятки 3000 рублей за совершение незаконного бездействия - за непринятие мер к выявлению в деятельности ООО «РИЧ» и Б.Э.Ж. нарушений миграционного законодательства Российской Федерации и привлечению ООО «РИЧ» и Б.Э.Ж. к административной ответственности. Полученные в качестве взятки денежные средства Лютиков В.В. израсходовал на свои личные нужды.

Кроме того, продолжая реализацию своего умысла, в период с 1 по 20 ноября 2009 года, точная дата следствием не установлена, в период с 16 до 17 часов, в своем автомобиле ВАЗ 2112 государственный номер <данные изъяты> недалеко от дома № <данные изъяты> г.Кохмы Ивановского района Ивановской области, Лютиков В.В. из корыстных побуждений, с целью незаконного обогащения, лично, из рук в руки, получил от Б.Э.Ж. в качестве взятки 4000 рублей за совершение незаконного бездействия - за непринятие мер к выявлению в деятельности ООО «РИЧ» и Б.Э.Ж. нарушений миграционного законодательства Российской Федерации и привлечению ООО «РИЧ» и Б.Э.Ж. к административной ответственности. Полученные в качестве взятки денежные средства Лютиков В.В. израсходовал на свои личные нужды.

Своим незаконным бездействием Лютиков В.В. нарушил требования ст.ст.30 и 32 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», п.1.3 ст.6, а также п.3 раздела II Положения «О федеральной миграционной службе», утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 года № 928, п.п.2.1 и 2.2 Должностной инструкции инспектора отдела иммиграционного контроля Управления федеральной миграционной службы России по Ивановской области майора внутренней службы Лютикова В.В., утвержденной начальником УФМС России по Ивановской области 02.02.2009 года, п.п. 2.2, 2.3, 2.6 Должностной инструкции, утвержденной и.о. начальника УФМС России по Ивановской области 06.06.2006 года, ст.11 Административного регламента по исполнению государственной функции контроля и надзора за соблюдением положений миграционного законодательства Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства и за соблюдением правил привлечения работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников в Российскую Федерацию и использования их труда, утвержденного Приказом МВД России и ФМС России от 30.04.2009 N 338/97.

В соответствии со ст.ст.30 и 32 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», органы исполнительной власти в сфере миграции обязаны осуществлять контроль за проживанием, временным пребыванием в Российской Федерации иностранных граждан, а также за трудовой деятельностью иностранных работников. Положения п.1.3 ст.6, а также п.3 раздела II Положения «О федеральной миграционной службе», утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 года № 928, обязывают сотрудников ФМС России осуществлять контроль и надзор за соблюдением иммиграционных правил иностранными гражданами и лицами без гражданства, а также за соблюдением правил привлечения работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников в Российскую Федерацию и использования их труда, осуществление реализации мер по предупреждению и пресечению незаконной миграции, иммиграционный контроль в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, осуществление производства по делам об административных правонарушениях, миграционный контроль за соблюдением иностранными гражданами, должностными лицами, юридическими лицами правил миграционного учета. Статья 11 Административного регламента по исполнению государственной функции контроля и надзора за соблюдением положений миграционного законодательства Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства и за соблюдением правил привлечения работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников в Российскую Федерацию и использования их труда, утвержденного Приказом МВД России и ФМС России от 30.04.2009 N 338/97, в соответствии с которым результатом исполнения государственной функции контроля и надзора за соблюдением положений миграционного законодательства Российской Федерации являются: обеспечение выполнения требований законодательства в сфере миграции, выявление административных правонарушений в сфере миграции и преступлений, привлечение лиц, виновных в совершении административных правонарушений в сфере миграции к ответственности. В соответствии с должностной инструкцией, утвержденной и.о. начальника УФМС России по Ивановской области 06.06.2006 года, Лютиков В.В. был обязан осуществлять контроль за соблюдением иммиграционных правил иностранными гражданами и лицами без гражданства (п.2.2), принимать меры по предупреждению и пресечению незаконной миграции, иммиграционный контроль в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства (п.2.3),осуществлять производство по делам об административных правонарушениях (п.2.6). В соответствии с должностной инструкцией инспектора отдела иммиграционного контроля Управления федеральной миграционной службы России по Ивановской области майора внутренней службы Лютикова В.В., утвержденной начальником УФМС России по Ивановской области 02.02.2009 года, Лютиков В.В. был обязан проводить проверочные мероприятия самостоятельно, либо под оперативным руководством начальника ОПНМ ОИК Д.Л.Н. или старшего инспектора ОИК П.Е.В. (п.2.1), оформлять протоколы на лиц, совершивших административные правонарушения (п.2.2).

В судебном заседании подсудимый Лютиков В.В. вину признал частично, пояснив, что он не признает ч. 2 ст. 290 УК РФ. Факт получения 20000рублей от Б.Э.Ж. в марте 2008 года он помнит. Факт получения 5000рублей в апреле 2008г. он точно не помнит, но допускает, что все было, как говорит Б.Э.Ж. Он точно помнит получение 5000рублей в мае 2008г. Факты получения 3000рублей в июне 2008 года, 7000рублей в октябре 2008г., 4000рублей в ноябре 2009г., он точно не помнит, но допускает, что он их взял. Факт получения 3000рублей 5 марта 2009г. он также помнит точно. Факты получения денег у Б.Э.Ж. он признает, но эти деньги он получал за то, что консультировал Б.Э.Ж.

В связи с наличием противоречий, по ходатайству стороны обвинения в судебном заседании были оглашены показания подозреваемого и обвиняемого Лютикова В.В.

Из протокола допроса подозреваемого Лютикова В.В. от 16.06.2010. следует, что с Б.Э.Ж. они познакомились около трех лет назад, когда в отношении ООО «РИЧ» проводили первую проверку. На ООО «РИЧ» был наложен штраф в размере 105 тысяч рублей.

После этого, никаких официальных проверок в ООО «РИЧ» он не проводил. Они проводили проверки в помещении фабрики, где расположен цех ООО «РИЧ» и в том числе виделись при этом с Б.Э.Ж.. В 2009 году Б.Э.Ж. стал часто звонить, консультировался по поводу того какие меры можно предпринять к рабочим, которые «перебегали» от него к другим работодателям. Б.Э.Ж. представлял ему информацию о работниках, которые устроились на другие предприятия с просьбой наказать их. Примерно полтора года назад у Ш.Д.В. родился ребенок. В тот период он спросил у Б.Э.Ж. шьет ли он детские одеяла, он, узнав, что это нужно в честь рождения ребенка у Ш.Д.В. сказал, что у него на предприятии сошьют подарок. Где и при каких обстоятельствах он спрашивал у Б.Э.Ж. о возможности приготовить одеяло для ребенка, он не помнит. После этого они встретились с Б.Э.Ж. в г.Кохме на ул.Ивановская и он передал ему комплект детского белья, сказав, что это подарок для Ш.Д.В.. Он ни разу денег от Б.Э.Ж. не получал, ни в долг ни в качестве взятки. В ресторане и кафе с Б.Э.Ж. он ни разу не был. Может быть раз или два Б.Э.Ж. угощал его на своей работе чаем или кофе, но когда это было, не помнит. В феврале этого года он, Ш.Д.В. и М.А.И. стояли около входа в УФМС на ул.Ташкентской. Подошел Б.Э.Ж.. По информации Б.Э.Ж. открыл цех в Фурманове. Они посмеялись над ним, сказав, что все равно будем проверять даже в Фурманове. Б.Э.Ж. говорил, что будет там работать какой-то его брат и спрашивал, что будет, если тот будет работать без разрешения. Он думает, что заявление Б.Э.Ж. вызвано местью. Б.Э.Ж. побоялся, что он снова приедет с проверкой и написал заявление. ( т.1 л.д.216-219).

Из протокола допроса подозреваемого Лютикова В.В. от 17.06.2010г. следует, что Б.Э.Ж. он знает с конца 2007 года, тот являлся директором ООО «РИЧ», оно располагалось в Кохме по ул.Ивановской на 3 этаже. Ранее они составляли на Б.Э.Ж. протоколы. Через какое-то время, примерно в апреле 2008 года, он повторно встретился с Б.Э.Ж.. У них произошел разговор. Б.Э.Ж. высказал просьбу, чтобы его «не трогали» и за это Б.Э.Ж. предлагал деньги. На первый раз Б.Э.Ж. предложил ему 20 тысяч рублей. Он подумал и согласился, хотя от него мало что зависело. Б.Э.Ж. в тот же день сказал, что по мере возможности он будет звонить и оказывать посильную помощь на праздники или по мере необходимости и его возможности, впоследствии он свое обещание выполнял. Он помнит, в мае 2008 года Б.Э.Ж. передал 5 тысяч рублей, после этой передачи Б.Э.Ж. в мае или июне позвонил и предложил встретиться в кафе на ул. Велижской. Между ними произошла беседа, поговорили, поболтали ни о чем. В июне 2008 года, он не помнит точно, но в Кохме Б.Э.Ж. передал ему 3 тысячи рублей, сказал: «возьмите мало ли на что понадобиться на бензин, на проезд». В октябре 2008 года тоже вечером на ул.Ташкентской Б.Э.Ж. предложил ему 7 тысяч рублей, он тоже не отказался. В марте 2009 года Б.Э.Ж. передал ему 3 тысячи рублей и в ноябре 2009 года тоже в Кохме Б.Э.Ж. передал 4 тысячи рублей. В феврале 2010 года Б.Э.Ж. опять позвонил и предложил встретится на ул.Радищева. Они встретились переговорили ни о чем и после этого он Байтеренкова больше уже не видел. 20 тысяч рублей, полученные в марте 2008 года от Б.Э.Ж. он потратил на бензин, на ремонт автомашины. ( т.1 л.д.228-231).

Из протокола допроса обвиняемого Лютикова В.В. от 12.08.10. Лютиков В.В. признал себя виновным и показал, что полностью подтверждает показания данные им в ходе допроса в качестве подозреваемого 17 июня 2010 года. Повторять свои показания и отвечать на вопросы он не желает. (т.2 л.д.51-53).

После оглашения, Лютиков В.В. пояснил, что такие показания он, действительно, давал, но умысел на получении взятки у него был только, когда договаривались с Б.Э.Ж. в марте 2008 года. В дальнейшем он деньги получал за консультации.

В судебном заседании 29 декабря 2010 года он дополнил, что он действительно по существующей договоренности бездействовал в пользу взяткодателя, но его бездействие не выходило за рамки должностных полномочий. Если отсутствуют нарушения законодательства, то нет повода и оснований для проведения внеплановых проверок. Если были распоряжения о проведении проверок, он вместе с другими должностными лицами проводил проверки и осуществлял контроль.

В подтверждение вины Лютикова В.В. в совершении указанного преступления государственным обвинителем представлены следующие доказательства.

Допрошенный в суде свидетель Б.Э.Ж.. пояснил, что в первый раз он встретился с сотрудником ФМС Лютиковым В.В. в октябре- ноябре 2007 года. Тогда Лютиков приехал на проверку в ООО «РИЧ» вместе с сотрудником ФМС Ш.Д.В. и какой-то женщиной. В ходе проверки были выявлены три работника из Киргизии, в отношении которых уведомления о приеме на работу были направлены не в течение 3 суток, а через пять дней. По каждому факту на него было наложено административное взыскание в виде штрафа по 35 тысяч рублей по каждому постановлению, то есть всего 105 тысяч рублей. Вторая встреча с Лютиковым произошла в марте 2008 года, точную дату он не помнит, но это было точно накануне 8 марта. Тогда Лютиков приехал вместе с Ш.Д.В. в ООО «РИЧ» без какого-либо предварительного звонка. Они приехали на автомобиле Лютикова – ВАЗ 2112. Лютиков и Ш.Д.В. зашли к нему в кабинет. Лютиков в присутствии Ш.Д.В., спросил хочет ли он дружить с ними. Он ответил, что конечно хочет. Он и Лютиков отошли в сторону от Ш.Д.В. и тот не слышал их разговор. Лютиков обещал, что в случае каких-либо проверок он будет сам выезжать на проверки и будет курировать его, то есть закрывать глаза на все нарушения. Он согласился. У него было5 тысяч рублей и он их предложил Лютикову, который сказал, что этого мало. Тогда он спросил у Лютикова, сколько будет стоить их «дружба». Лютиков шепотом сказал, что их четверо, после чего из папки, которая была при нем Лютиков вытащил листок бумаги, ручку и написал 20000рублей. Он согласился, сказав, что с собой у него денег нет, но он может привести деньги позже. Лютиков сказал, что он должен привести эти деньги в управление ФМС на ул.Ташкентской до 18 часов. Лютиков дал ему номера своего рабочего и мобильного телефонов. В тот же день он занял деньги у своего знакомого и около 18 часов он приехал в управление ФМС на ул.Ташкентскую. Он подъехал на машине к зданию и позвонил Лютикову, который попросил его подождать. Лютиков вышел из управления и у дверей главного входа он передал Лютикову 20 тысяч рублей. При этом они с Лютиковым договорились, что он эти деньги отдает, чтобы Лютиков его «курировал», то есть его предприятие не проверяли, а если проверяли, то его не наказывали. Также договорились, что Лютиков будет его консультировать. Но Лютиков его не консультировал. И в дальнейшем все деньги отдавал Лютикову, как и договорились вначале, только, чтобы его не трогали. С того времени с Лютиковым стали встречаться часто, с периодичностью в месяц-полтора. При этом все встречи происходили не по предварительной договоренности. Каждый раз звонил Лютиков, спрашивал, где он и предлагал встретиться. Практически все встречи, кроме одной, происходили на перекрестке улиц Ташкентская, Радищева г. Иванова, или в Кохме недалеко от его работы. Следующая встреча произошла в апреле 2008 года. Лютиков позвонил ему на сотовый телефон и сказал, что им надо встретится. Они договорились встретится на дороге по ул. Ташкентской у поворота на ул. Радищева. Он приехал туда на машине, Лютиков тоже был на своей машине. Лютиков сказал, что ему нужны деньги, сумму не называл. Он взял с собой 5 тысяч рублей, которые отдал Лютикову. В мае 2008 года, дату он не помнит, Лютиков позвонил ему и назначил встречу на пл. Победы у ТЦ «Полет». Они встретились примерно в обеденное время. Он приехал на машине, Лютиков тоже был на машине. Лютиков попросил у него 5 тысяч рублей на лечение. Лютиков сказал, что у него болит спина и на лечение нужно 5 тысяч рублей. Он передал Лютикову 5 тысяч рублей. Также в мае-июне 2008 года, он угощал Лютикова и Ш.Д.В. в кафе на ул. Велижская г.Иваново. Кафе раньше называлось «Бахар». Они встретились по просьбе Лютикова на ул.Ташкентской. Лютиков и Ш.Д.В. предложили поехать в кафе, где они и поужинали. Заказывали еду и спиртное Лютиков и Ш.Д.В.. За ужин он заплатил. После этого в июне 2008 года, дату он не помнит, он передал Лютикову еще 3 тысячи рублей. Лютиков позвонил и сказал, что приедет. Они встретились у ООО «РИЧ». Он подошел к машине Лютикова. Лютиков сказал, что у Ш.Д.В. родилась дочь и нужны деньги. Сумму он не называл. Он отдал Лютикову 3 тысячи рублей. Помимо денег он еще передал для Ш.Д.В. постельное белье для детской коляски. В мае-июне 2008 года Лютиков и Ш.Д.В. приезжали в ООО «РИЧ» с проверкой, но каких-либо нарушений они не обнаружили. В конце лета 2008 года он уезжал из Иваново к себе на Родину и обратно приехал в октябре 2008года. После его приезда из Киргизии Лютиков и Ш.Д.В. были в ООО «РИЧ» с проверкой. Кроме них в проверке принимала участие женщина и высокий мужчина. В ходе проверки были выявлены нарушения и был оставлен протокол. Как позже объяснили Лютиков и Ш.Д.В. они не смогли помочь, так как тот высокий человек, который был с ними в ходе проверки, являлся сотрудником ФСБ. Примерно через неделю после проверки Лютиков позвонил и попросил подъехать на ул.Ташкентскую. Это было в октябре 2008 года, дату он не помнит. Время было после 18 часов. Они встретились у поворота на ул. Радищева. Лютиков был вместе с Ш.Д.В.. Лютиков попросил, чтобы он отвез их в сауну и оплатил все, включая девочек. Он отказался ехать вместе с ними. Он передал Лютикову 7 тысяч рублей и они сказали, что поедут в г.Тейково, где есть сауна, хозяин которой знаком с Лютиковым и там все дешевле. В октябре-ноябре 2008 года, дату он не помнит, он оплатил обед Лютикова, Ш.Д.В. и еще двух сотрудников ФМС в ресторане «Танит», расположенном на ул.П. Коммуны г.Иваново. По просьбе Лютикова он встретился с ним у УФМС на ул.Ташкентской. Время было в конце рабочего дня. Вместе с Лютиковым и Ш.Д.В. там были еще двое сотрудников ФМС. Тех двух сотрудников он видел ранее в кабинетах ФМС, когда приходил туда по поводу привлечения к административной ответственности. Лютиков предложил поужинать, он согласился. Лютиков предложил следовать за ними. Один из сотрудников сел в его машину. Лютиков поехал на своей машине. В ресторане он оплатил общий счет. Там во время ужина Лютиков набирал на экране своего телефона и показывал ему предложения. Он отвечал Лютикову словами. Лютиков набрал на телефоне, что хочет, чтобы он платил Лютикову ежемесячную зарплату в размере 20 тысяч рублей. Он сказал, что посоветуется с начальством. Эта сумма была очень большой для ООО «РИЧ» и они не смогли бы ее предоставлять ежемесячно. Поэтому решил сообщить о вымогательстве взяток со стороны Лютикова в ОСБ УВД по Ивановской области. 5 марта 2009 года он передал Лютикову 3 тысячи рублей. В тот день встретились около 20 часов у него на работе, где он передал Лютикову 3 тысячи рублей на празднование 8 Марта. 10 апреля 2009 года по просьбе Лютикова он встретился с ним на перекрестке Радищева и Ташкентской. Лютиков просил у него деньги для поездки на Бали, сумму он не называл. Он отказался, сославшись на отсутствие денег. В ноябре 2009 года, точную дату не помнит, встретились с Лютиковым на ул.Ивановской г.Кохмы. Там в машине Лютикова около 16-17 часов он передал Лютикову 4 тысячи рублей. В 2009 году сотрудники ФМС в ООО «РИЧ» каких-либо проверок не проводили. В феврале 2010 года он участвовал в оперативных мероприятиях ФСБ. Лютиков назначил встречу и они встретились у перекрестка ул.Ташкентской и Радищева. Лютиков был на своей машине и там же был Ш.Д.В. на своей машине. В ходе разговора он сказал Лютикову, что на выходные уезжает. Тогда Лютиков предложил проехать в кафе. По дороге Лютиков вел себя настороженно, смотрел по сторонам. А затем по ходу движения Лютиков увеличил скорость и стал ездить по городу, упрекая его в том, что он его «подставил». Он полагает, что в ходе той встречи Лютиков заподозрил его в том, что он сообщил о взятках в правоохранительные органы. Затем Лютиков высадил его и больше они не встречались.

В суде свидетель Ш.Д.В. пояснил, что он работал вместе с Лютиковым. Б.Э.Ж. он узнал в 2007 году в ходе проверки в ООО «РИЧ». Тогда они составили два протокола. После этого еще дважды участвовал в проверках в отношении ООО «РИЧ», были ли обнаружены нарушения при этом, он не помнит. Практически, всегда при проверках участвовал Лютиков. По просьбе Б.Э.Ж. они дважды встречались в кафе. Первый раз в кафе «Бахар», где они были только с Лютиковым. И второй раз были в ресторане «Танит», где был весь их отдел. Он не помнит были ли проверки РИЧ между этими встречами в кафе. Встречались с Б.Э.Ж., чтобы у него выяснить нарушения миграционного законодательства, которые допускали знакомые Б.Э.Ж..

В связи с наличием противоречий, по ходатайству стороны обвинения, были оглашены показания Ш.Д.В.

Из протокола допроса свидетеля Ш.Д.В. следует, что первый раз он встретился с Б.Э.Ж. в 2007 году во время проверки в ООО РИЧ. В дальнейшем он участвовал еще в двух или трех проверках. Нарушения миграционного законодательства выявлялись там всего два раза. При последней проверке, которая была в 2008 году, им сказали, что Б.Э.Ж. уже не является директором. После первой проверки он и Лютиков несколько раз встречались с Б.Э.Ж.. В основном вместе с Лютиковым они встречались с Б.Э.Ж. в его цехе. Было всего около пяти встреч. Около двух раз он присутствовал при встречах Лютикова и Б.Э.Ж. на перекрестке Ташкентской и Радищева. Он присутствовал на встречах по просьбе Лютикова. На встречах на перекрестке Ташкентской и Радищева Лютиков иногда отходил в сторону от него вместе с Б.Э.Ж.. Сам Б.Э.Ж. просил Лютикова отойти в сторону, наверно Б.Э.Ж. ему не доверял. С Б.Э.Ж. обедали два раза. Один раз в кафе «Бункер» на ул.Велижской, один раз в «Таните». В Бункере обедали летом 2008 года. Обстоятельств встречи он точно не помнит. Б.Э.Ж. сказал, что он угощает, все за его счет. По его мнению, ему позвонил Лютиков и сказал, что Б.Э.Ж. хочет что-то рассказать и приглашает в ресторан покушать. Лютиков попросил его присутствовать при их разговоре. Он не помнит, на какую сумму они поели. Он за обед не платил, за обед заплатил Б.Э.Ж., какую именно сумму он не помнит. Осенью 2008 года ужинали в ресторане «Танит». Он точно не помнит, как именно решили ехать в «Танит». Было известно, что ужин оплатит Б.Э.Ж., при каких обстоятельствах это стало известно, он не помнит. Поехали в ресторан после работы он, Лютиков, М.А.И. и П.Е.В.. Б.Э.Ж. был на ужине, он рассказывал, что у него какая-то проблема. Он помнит, что в ходе разговора Б.Э.Ж. просил, чтобы ему оказали покровительство( т.1 л.д.150-153).

После оглашения, Ш.Д.В. пояснил, что эти показания правдивые, поскольку он был допрошен «ближе» к описываемым событиям.

На основании ст.281 ч. 2 УПК РФ по ходатайству государственного обвинителя в суде оглашались показания свидетелей З.Е.А., Ф.Н.В., М.А.И., М.П.А., П.Е.В.

Из оглашенных показаний свидетеля З.Е.А. следовало, что она помнит всего один раз, когда она участвовала в проверке в ООО «РИЧ» - 23 сентября 2008 года, когда была выявлена гражданка Киргизии Б.Ч.К. Кто был инициатором той проверки она не помнит, но обычно они проводили проверки совместно с ОИК УФМС России по Ивановской области, когда проводятся обязательные областные мероприятия «Незаконный мигрант» и т.д. Кто из ОИКа участвовал в ходе той проверки она не помнит, но чаще всего сотрудники ОИК выезжали на проверки всем составом: Лютиков, Ш.Д.В., П.Е.В. и М.А.И.. В ходе указанной проверки ею были оставлены протоколы об административном правонарушении в отношении Б.Э.Ж. за допуск к трудовой деятельности Б.Ч.К. без соответствующего разрешения на работу и протокол на саму Б.Ч.К.. На основании указанных материалов на Б.Э.Ж. был наложен штраф в размере 25 тысяч рублей. После вынесения постановления об административном правонарушении Б.Э.Ж. меры по оплате штрафа не предпринял, они вызвали Б.Э.Ж. с целью выяснения причин неуплаты им штрафа, но он заявил, что денег у него нет и что фирму он будет закрывать. Б.Э.Ж. принес квитанцию только об оплате 3 тысяч рублей и в отношении него они направили сообщение в службу судебных приставов. Это единственный административный материал в отношении Б.Э.Ж., который она помнит. С самим Б.Э.Ж. она познакомилась тогда, когда он оформлял временную регистрацию по месту жительства. Затем у них оформляла гражданство его жена. С Б.Э.Ж. у них отношения были только официальные( т.1 л.д.188-191)

Из оглашенных показаний свидетеля Ф.Н.В. следовало, что они с З.Е.А. проводили всего одну проверку. Это было в 2008 году и каких-либо нарушений они не выявили. Других проверок она не проводила. Участвовала ли З.Е.А. в проведении проверок совместно с УФМС России по Ивановской области, ей не известно. В отношении Б.Э.Ж. и ООО «РИЧ» она никаких проверок сама не проводила и в проведении таких проверок не участвовала. В делопроизводстве по г.Кохме имеется всего один материал в отношении ООО «РИЧ», состоящий из рапорта З.Е.А. о привлечении к ответственности гражданки Кыргызстана Б.Ч.К., которая осуществляла трудовую деятельность в ООО «РИЧ» без разрешения, протокол об административном правонарушении № 382, составленный З.Е.А. в отношении Б.Э.Ж. по факту допуска к работе Б.Ч.К., свидетельство о постановке на учет в налогом органе в отношении ООО «РИЧ», свидетельство о внесении записи в реестр в отношении ООО «РИЧ», свидетельство о государственной регистрации юридического лица в отношении ООО «РИЧ», приказ о приеме на работу Б.Э.Ж. от 17.04.2007 г., объяснение от Б.Э.Ж. от 01.10.08 г., в котором не указано от чьего имени оно составлено, но записи сделаны почерком З.Е.А., рапорт П.Е.В. от 23.09.2008 года о проведении проверки, копия паспорта Б.Э.Ж., копия паспорта Б.Ч.К., объяснение Б.Н.К. Обстоятельства указанной проверки ей не известны. В соответствии с журналом регистрации протоколов об административных правонарушениях Б.Э.Ж. оплачено всего 3 тысячи рублей из назначенного штрафа. В делопроизводстве имеется также обращение в адрес судебного пристава-исполнителя по поводу взыскания штрафа с Б.Э.Ж., но каких-либо сведений об исполнении этого обращения нет.( т.1 л.д.171-174)

Из оглашенных в суде показаний свидетеля М.П.А. следовало, что в их отделе работает 8 сотрудников. В отделе имеется отделение по противодействию незаконной иммиграции, которое возглавляет Д.Л.Н. Это отделение организует проведение проверок. В это отделение входит Ш.Д.В., "Д", "С". Остальные сотрудники отдела подчиняются непосредственно начальнику отдела. Основной задачей отдела является выявление нарушений в сфере миграции. Четкого разделения обязанностей по направлением деятельности в отделе нет. В отделении четыре сотрудника мужчин: П.Е.В., Лютиков, Ш.Д.В., М.А.И. и они в основном занимаются проведением проверок для выявления незаконных иммигрантов. По специфике работы для проведения проверок сотрудники на проверки направлялись в паре. Лютиков на проверки в основном ездил с Ш.Д.В.. Сотрудницы женщины в основном занимаются оформлением документов. Проверки бывает плановые и неплановые. Плановые проверки производятся раз в месяц на основании плана, который составляется на год и согласуется с прокуратурой. Этот план открытый, информация о нем размещается в Интернете. Об этих проверках они обязаны заранее уведомить проверяемую организацию. В связи с осведомленностью проверяемых такие проверки не эффективны, поэтому основной формой работы является проведение внеплановых проверок. Внеплановые проверки проводятся на основании информации о работе иностранных граждан. Такая информация может поступать из милиции, по телефону доверия, а также самими нашими сотрудниками. Оперативно-розыскной деятельностью их сотрудники заниматься не вправе, соответственно лица, которые предоставляют сотрудникам информацию о нарушениях закона не рассматриваются официально как лица сотрудничающие с ФМС. Информация получаемая сотрудниками от их знакомых не оплачивается. Порядок проверки регулируется административных регламентом. Составления какого-либо рапорта о поступившей информации как основания для проведения проверки не требуется. Сотрудник, получивший информацию докладывает ее начальнику отдела и за подписью начальника отдела выносится распоряжение о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица или индивидуального предпринимателя. Такое распоряжение подписывает он. Бланки распоряжений печатаются на компьютере в соответствии с формой, установленной Приказом Министерством экономического развития РФ от 30 апреля 2009 года № 141. До принятия указанного Приказа с 2007 года руководствовались положением Приказа ФМС России, который содержал основные требования к данному документу и на основании него в произвольной форме был разработан бланк распоряжения. Распоряжения с присвоением номера регистрируется в специальном журнале. Форма данного журнала ни чем не регламентирована. Записи в указанном журнале делаются в том числе сотрудниками, которые инициируют проверку. В распоряжении указывается объект проверки, состав проверяющих, период проверки и проверочные мероприятия. В распоряжении не указывается кто именно из сотрудников является старшим в ходе проверки, это определяется устным указанием начальника отдела. При проведении проверки каждый из сотрудников вправе составить протокол об административных правонарушениях и получить объяснения. Проверка заканчивается либо составлением протокола об административных правонарушениях либо составлением акта об отсутствии нарушений. Материалы проверок остаются на хранении в их отделе. До принятия Административного регламента акты об отсутствии выявленных нарушений не составлялись. На основании материалов проверки начальник отдела вправе вынести постановление по делу об административном правонарушении. В тех случаях, когда требуется приостановление деятельности предприятия либо выдворение иностранных граждан материал направляется в суд. При проведении проверок их отделом к проверкам привлекаются сотрудники районных подразделений ФМС. До 2010 года материалы проверок для регистрации и принятия решения они направляли в районное подразделение ФМС. С 2010 года по наиболее значимым материалам они принимают решения самостоятельно. Лютиков занимался в основном проведением выездных проверок. В ходе обыска в УФМС были обнаружены незаполненные бланки распоряжений о проведении проверок с его подписями и оттисками печати «Для документов». Подписи на них выполнены им. Данные бланки находились на рабочем столе Лютикова, поскольку стол был свободен, в связи с его отпуском. Эти бланки им подписаны для того, чтобы обеспечить оперативность проверки. В ходе выезда для проверки информации в удаленное место, когда нет точных данных о наличии нарушений миграционного законодательства, сотрудник на месте мог сам заполнить распоряжение сообщив ему об этом по телефону. В таких случаях после возвращения с проверки распоряжение обязательно бы регистрировалось. Эти подписанные им незаполненные бланки выдавались им не какому-то конкретному сотруднику, а находились в кабинете, который занимал их отдел. У него отдельный кабинет, а все остальные сотрудники, в том числе и Лютиков занимали общий кабинет. О проведении проверок в ООО «РИЧ» он ничего пояснить не может. В ходе обыска он выдал рапорта имеющие отношения к проверкам в ООО «РИЧ», но в настоящее время не может пояснить обстоятельства тех проверок, а также не может сказать сколько всего проверок было проведено и какие решения по ним приняты.( т.1 л.д.166-170)

Из оглашенных в суде показаний свидетеля М.А.И. следовало, что в первый раз он увидел Б.Э.Ж., когда его привезли в УФМС после проверки в Кохме, это было или в 2007 или 2008 году. Сам он участия в той проверке не принимал. Лично он участвовал в проверках ООО «РИЧ» два раза. Один раз он был там вместе с "Т", второй раз с Ш.Д.В.. В обоих случаях они каких-либо нарушений там не выявляли. Осенью 2008 года, когда именно он не помнит, в один из рабочих дней Лютиков предложил ему поехать вместе с ними посидеть в ресторане. Он сказал, что у него нет денег. Лютиков сказал, чтобы он об этом не беспокоился, так как за все быдет заплачено. Обстоятельства как они добирались, он не помнит. Они приехали в ресторан «Танит» на ул.П. Коммуны. Там они заказали водку. Когда они ужинали, приехал Б.Э.Ж.. Как именно закончился вечер, он точно не помнит. Он за этот ужин никому не платил. Кто именно платил за ужин ему не известно. ( т.1 л.д.158-161)

Из оглашенных в суде показаний свидетеля П.Е.В. следовало, что в ресторане «Танит» на ул.П.Коммуны г. Иваново он бывал всего два раза. Первый раз он там был в 2008 году, месяц и дату он не помнит. Поехать туда предложили Лютиков или Ш.Д.В., они сказали, что поедет Эдик из ООО «РИЧ». Из разговора он понял, что вопрос с оплатой ужина будет решен с ним. Это был рабочий день, они поехали туда после работы, то есть после 17 часов 30 минут. В ресторане находились около двух часов. Он помнит, что приезжал молодой мужчина азиатской внешности. Он сел за стол и ужинал вместе с ними. При каких обстоятельствах и в каком размере было оплачено за ужин он не помнит. Он точно помнит, что он за свой ужин не платил и точно помнит, что они между собой деньги на оплату не собирали. Указанного Эдика он тогда видел в первый раз. В проверке ООО «РИЧ» он участвовал всего один раз. Это было 23 сентября 2008 года он участвовал в проверке швейных цехов, расположенных в здании по адресу: г.Кохма, <данные изъяты>, в том числе в ООО «РИЧ». Обстоятельства проверки там он точно не помнит. ( т.1 л.д.154-157)

Кроме того, государственным обвинителем представлены следующие доказательства.

Заявление Б.Э.Ж. о согласии на участие в «оперативном эксперименте» в отношении Лютикова В.В. В соответствии с заявлением Б.Э.Ж. сообщает о получении Лютиковым В.В. денежных средств за не проведение проверок соблюдения миграционного законодательства РФ в ООО «РИЧ»(т.1 л.д.16).

В протоколе явки с повинной от 17 июня 2010 года Лютиков В.В. указал, что весной 2008 года он встретился с Б.Э.Ж. в его цехе в г.Кохме. Б.Э.Ж. попросил его помощи при проведении проверок миграционного законодательства. Он согласился помочь, но пояснил, что сможет помочь только в том, что зависит от него и не может отвечать за других сотрудников. За помощь Б.Э.Ж. предложил ему взятку. Он точно не помнит обстоятельств разговора, как именно определялась сумма взятка, но они договорились о том, что Б.Э.Ж. передаст 20 тысяч рублей. Он не помнит были ли указанные деньги у Б.Э.Ж. при себе или нет, а также не помнит, где именно он получил деньги. Деньги он потратил на личные нужды, производя из них личные расходы на питание, на бензин и ремонт для автомобиля, никаких покупок он по его мнению, не совершал. В постановлении о возбуждении уголовного дела указанно, что он в апреле 2008 года получил от Б.Э.Ж. 5 тысяч рублей на перекрестке ул.Ташкентская и Радищева. Он не помнит обстоятельств той встречи, но допускает, что они встречались и он получил эти деньги. Он запомнил встречу у ТЦ Полет. Это было в 2008 году, когда именно не помнит. Он встретил там Б.Э.Ж. случайно и попросил оказать финансовую помощь на лечение спины. У него шейный остеохондроз. В феврале 2008 года по поводу остеохондроза и гипертонии он был на амбулаторном лечении. От остеохондроза ему были выписаны дорогостоящее лекарства, названия их не помнит. Б.Э.Ж. согласился оказать помощь и передал 5 тысяч рублей. Он приобрел на эти деньги для себя лекарства. Он помнит, что Б.Э.Ж. платил за ужин в ресторане «Бахар». Б.Э.Ж. попросил поговорить с ним и пригласил в ресторан. В ресторан пошли втроем: он, Ш.Д.В. и Б.Э.Ж.. Это было после работы. Во время ужина Б.Э.Ж. просил дать консультацию по поводу рабочих своего цеха. От Б.Э.Ж. постоянно уходили иностранные рабочие и он спрашивал о мерах, которые можно было к ним применять. Ш.Д.В. на ужин пригласил он. Какую сумму потратил Б.Э.Ж. на оплату ужина ему не известно.В постановлении о возбуждении уголовного дела указанно, что в июне 2008 года он получил от Б.Э.Ж. 5 тысяч рублей в ООО «РИЧ». Он не помнит обстоятельств той встречи, но допускает, что они встречались и он получил эти деньги. Также в постановлении о возбуждении уголовного дела указанно, что он в октябре 2008 года получил от Б.Э.Ж. 7 тысяч рублей на перекрестке ул.Ташкентская и Радищева г.Иваново. Он не помнит обстоятельств той встречи, но допускает, что они встречались и он получил эти деньги. Он не помнит, чтобы Б.Э.Ж. оплачивал ужин в ресторане «Танит» на ул.П.Коммуны, но допускает, что это могло быть. Сумму оплаченного счета, он не помнит. Он помнит, что в марте 2009 года он получил от Б.Э.Ж. 3 тысячи рублей, но обстоятельства данной встречи и получения им денег точно не помнит, наверное он брал деньги на празднование 8 марта. Он помнит, что в ноябре 2009 года он получил от Б.Э.Ж. 4 тысячи рублей. Кто именно назначил встречу, не помнит. Обстоятельства встречи, не помнит, не помнит где именно встретились и сколько было времени. Он помнит, что Б.Э.Ж. передал ему 4 тысячи рублей и он потратил их на личные нужды, как конкретно он потратил деньги, не помнит. (т.1 л.д.225-227)

Согласно протоколу обыска в помещении УФМС России по Ивановской области обнаружено и изъято «Журнал № 308 регистрации распоряжений на проведение проверок хозяйствующих субъектов на территории Ивановской области»; скоросшиватель « переписка с ТО УФМС»; скоросшиватель «Сведения о проведении ОПМ УФМС России по Ивановской области, а так же осуществление взаимодействия с ТО УФМС России по Ивановской и подразделениями УВД Ивановской области по выявлению ИГ и ЛБГ, пребывающих и осуществляющих трудовую деятельность на территории Ивановской области с нарушением действующего законодательства за 2008 год», скоросшиватель «Контрольно-накопительное дело «Материалы о проведении проверочных мероприятий»»; скоросшиватель «Проверки иностранных граждан, получивших разрешение на работу и их работодатели»; скоросшиватель «№ 19 Сведения о проведении ОПМ УФМС России по Ивановской области, а так же осуществление взаимодействия с ТО УФМС России по Ивановской области и подразделениями УВД Ивановской области по выявлению ИГ и ЛБГ, пребывающих и осуществляющих трудовую деятельность на территории Ивановской области с нарушением действующего законодательства за 2009 год»; скоросшиватель «Сведения о проведении ОПМ УФМС России по Ивановской области, а так же осуществление взаимодействия с ТО УФМС России по Ивановской и подразделениями УВД Ивановской области по выявлению ИГ и ЛБГ, пребывающих и осуществляющих трудовую деятельность на территории Ивановской области с нарушением действующего законодательства за 2007 год»; скоросшиватель «Переписка с ТО УФМС 2007 г.»; скоросшиватель «Контрольно-накопительное дело «Материалы о проведении плановых ( внеплановых) выездных проверок»; докладная записка ст.специалиста оВТМ УФМС России по Ивановской области М.Н.С. от 25.07.2008 года на 2 листах; ксерокопия рапорта старшего инспектора ОУФМС России по Ивановской области в Ивановском районе З.Е.А.; рапорт П.Е.В. Семь бланков «Распоряжение ( приказ» органа государственного контроля ( надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой, выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя».(т.1 л.д.43-47)

Согласно протоколу осмотра предметов и документов, аудиозапись разговора между Лютиковым В.В. и Б.Э.Ж. подтверждает пояснения Б.Э.Ж. о том, что Лютиков В.В. обещал не принимать мер по выявлению нарушений законодательства. В ходе разговора 10 апреля 2009 года в период с 15-50 по 16-00 у здания УФМС по адресу: г.Иваново, ул.Ташкентская, д.86-Г, Лютиков В.В. также просит Б.Э.Ж. передать ему денежные средства в качестве взятки ( файл «VOICE 30005»). Также были осмотрены документы, изъятые в ходе обыска в помещении УФМС России по Ивановской области». (т.1 л.д.87-99).

Рапорт старшего оперуполномоченного ОСБ УВД по Ивановской области Г.С.Н. В соответствии с рапортом на диске, представленном УВД по Ивановской области имеются следующие записи. В файле «VOICE 10015» содержится аудиозапись «наблюдения» разговора между Лютиковым В.В. и Б.Э.Ж., состоявшегося 5 марта 2009 года около 15 часов 40 минут у автозаправочной станции «Лукойл» на ул.Кохомское шоссе г.Иваново. В файле «VOICE 20016» содержится аудиозапись «наблюдения» разговора между Лютиковым В.В. и Б.Э.Ж., состоявшегося 5 марта 2009 года около 20 часов по адресу: Ивановская область, Ивановский район, г. Кохма, ул. Ивановская, д.18 Б. В файле «VOICE 30005» содержится аудиозапись «наблюдения» разговора между Лютиковым В.В. и Б.Э.Ж., состоявшегося 10 апреля 2009 года в период с 15-50 по 16-00 у здания УФМС по адресу: г. Иваново, ул.Ташкентская, д.86-Г. ( т.1 л.д.101)

Выписка из приказа о назначении на должность. В соответствии с выпиской 10 января 2008 года Лютиков В.В. назначен на должность инспектора отдела иммиграционного контроля УФМС России по Ивановской области ( т.1 л.д.253).

Копия должностной инструкции Лютикова В.В., утвержденной 06.06.2006 года. В соответствии с должностной инструкцией Лютиков В.В. был обязан осуществлять контроль за соблюдением иммиграционных правил иностранными гражданами и лицами без гражданства

( п.2.2), принимать меры по предупреждению и пресечению незаконной миграции, иммиграционный контроль в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства

( п.2.3),осуществлять производство по делам об административных правонарушениях ( п.2.6).

( т.1 л.д.251-252).

Копия должностной инструкции Лютикова В.В., утвержденной 02.02.2009 года. В соответствии с должностной инструкцией Лютиков В.В. был обязан проводить проверочные мероприятия самостоятельно, либо под оперативным руководством начальника ОПНМ ОИК Д.Л.Н. или старшего инспектора ОИК П.Е.В. ( п.2.1), оформлять протоколы на лиц, совершивших административные правонарушения ( п.2.2).( т.1 л.д.254-256)

Таким образом, вина подсудимого установлена в суде. К такому выводу суд пришел исходя из анализа как показаний подсудимого, так и других исследованных в ходе судебного заседания доказательств.

Органами предварительного расследования подсудимому вменялось в вину совершение преступлений, предусмотренных ст. 290 ч. 2, 290 ч. 2, 290 ч. 2, 290 ч. 2, 290 ч. 2, 290 ч. 2, 290 ч. 2 УК РФ/ семь эпизодов/, то есть по каждому факту получения денег от Б.Э.Ж. действия Лютикова квалифицировались по вышеуказанной статье УК РФ.

Однако, в ходе судебных прений представитель государственного обвинения предложила квалифицировать действия по ст. 290 ч. 2 УК РФ, мотивируя это тем, что действия подсудимого охватываются единым умыслом.

Заявленное государственным обвинителем ходатайство следует признать мотивированным, обоснованным конкретными доводами. Ссылка на предусмотренные законом основания государственным обвинителем приведена.

Суд соглашается с тем, что с 1.03.2008 г. по 20.11.2009 г. Лютиков В.В. совершил ряд тождественных преступлений, образующих продолжаемое преступление.

При таких обстоятельствах, суд согласен с мнением государственного обвинителя и квалифицирует действия Лютикова В.В. по ст. 290 ч. 2 УК РФ, как получение должностным лицом лично взятки в виде денег за незаконное бездействие в пользу взяткодателя.

В суде установлено, что приказом начальника Управления Федеральной миграционной службы по Ивановской области (далее – УФМС по Ивановской области) № 4 л/с от 10.01.2008 года Лютиков В.В. назначен на должность инспектора отдела иммиграционного контроля УФМС России по Ивановской области.

В соответствии с должностной инструкцией, утвержденной и.о. начальника УФМС России по Ивановской области 06.06.2006 года, Лютиков В.В. был обязан осуществлять контроль за соблюдением иммиграционных правил иностранными гражданами и лицами без гражданства (п.2.2), принимать меры по предупреждению и пресечению незаконной миграции, иммиграционный контроль в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства (п.2.3), осуществлять производство по делам об административных правонарушениях (п.2.6). В соответствии с должностной инструкцией инспектора отдела иммиграционного контроля Управления федеральной миграционной службы России по Ивановской области майора внутренней службы Лютикова В.В., утвержденной начальником УФМС России по Ивановской области 02.02.2009 года, Лютиков В.В. был обязан проводить проверочные мероприятия самостоятельно, либо под оперативным руководством начальника ОПНМ ОИК Д.Л.Н. или старшего инспектора ОИК П.Е.В. (п.2.1), оформлять протоколы на лиц, совершивших административные правонарушения (п.2.2).

Таким образом, Лютиков В.В. постоянно осуществлял функции представителя власти, то есть являлся должностным лицом.

В марте 2008 года, точная дата следствием не установлена, у Лютикова В.В. возник умысел на получение от коммерческого директора общества с ограниченной ответственностью «РИЧ» (далее – ООО «РИЧ») Б.Э.Ж. взятки в виде денег за незаконное бездействие в виде непринятия мер к выявлению в деятельности ООО «РИЧ» и Б.Э.Ж. нарушений миграционного законодательства Российской Федерации и привлечению ООО «РИЧ» и Б.Э.Ж. к административной ответственности. Лютиков В.В. планировал получать от Б.Э.Ж. денежные средства в качестве взятки в течение всего периода деятельности ООО «РИЧ». Реализуя свой умысел, как установлено в суде, в период с марта 2008г. по ноябрь 2009 года, Лютиков В.В. из корыстных побуждений, с целью незаконного обогащения, лично, из рук в руки, 7 раз получал от Б.Э.Ж. в качестве взятки различные денежные суммы за совершение незаконного бездействия - за непринятие мер к выявлению в деятельности ООО «РИЧ» и Б.Э.Ж. нарушений миграционного законодательства Российской Федерации и привлечению ООО «РИЧ» и Б.Э.Ж. к административной ответственности. Полученные в качестве взятки денежные средства Лютиков В.В. израсходовал на свои личные нужды.

Своим незаконным бездействием Лютиков В.В. нарушил требования ст.ст.30 и 32 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», п.1.3 ст.6, а также п.3 раздела II Положения «О федеральной миграционной службе», утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 года № 928, п.п.2.1 и 2.2 Должностной инструкции инспектора отдела иммиграционного контроля Управления федеральной миграционной службы России по Ивановской области майора внутренней службы Лютикова В.В., утвержденной начальником УФМС России по Ивановской области 02.02.2009 года, п.п. 2.2, 2.3, 2.6 Должностной инструкции, утвержденной и.о. начальника УФМС России по Ивановской области 06.06.2006 года, ст.11 Административного регламента по исполнению государственной функции контроля и надзора за соблюдением положений миграционного законодательства Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства и за соблюдением правил привлечения работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников в Российскую Федерацию и использования их труда, утвержденного Приказом МВД России и ФМС России от 30.04.2009 N 338/97.

В соответствии со ст.ст.30 и 32 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», органы исполнительной власти в сфере миграции обязаны осуществлять контроль за проживанием, временным пребыванием в Российской Федерации иностранных граждан, а также за трудовой деятельностью иностранных работников. Положения п.1.3 ст.6, а также п.3 раздела II Положения «О федеральной миграционной службе», утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 года № 928, обязывают сотрудников ФМС России осуществлять контроль и надзор за соблюдением иммиграционных правил иностранными гражданами и лицами без гражданства, а также за соблюдением правил привлечения работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников в Российскую Федерацию и использования их труда, осуществление реализации мер по предупреждению и пресечению незаконной миграции, иммиграционный контроль в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, осуществление производства по делам об административных правонарушениях, миграционный контроль за соблюдением иностранными гражданами, должностными лицами, юридическими лицами правил миграционного учета. Статья 11 Административного регламента по исполнению государственной функции контроля и надзора за соблюдением положений миграционного законодательства Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства и за соблюдением правил привлечения работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников в Российскую Федерацию и использования их труда, утвержденного Приказом МВД России и ФМС России от 30.04.2009 N 338/97, в соответствии с которым результатом исполнения государственной функции контроля и надзора за соблюдением положений миграционного законодательства Российской Федерации являются: обеспечение выполнения требований законодательства в сфере миграции, выявление административных правонарушений в сфере миграции и преступлений, привлечение лиц, виновных в совершении административных правонарушений в сфере миграции к ответственности. В соответствии с должностной инструкцией, утвержденной и.о. начальника УФМС России по Ивановской области 06.06.2006 года, Лютиков В.В. был обязан осуществлять контроль за соблюдением иммиграционных правил иностранными гражданами и лицами без гражданства (п.2.2), принимать меры по предупреждению и пресечению незаконной миграции, иммиграционный контроль в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства (п.2.3),осуществлять производство по делам об административных правонарушениях (п.2.6). В соответствии с должностной инструкцией инспектора отдела иммиграционного контроля Управления федеральной миграционной службы России по Ивановской области майора внутренней службы Лютикова В.В., утвержденной начальником УФМС России по Ивановской области 02.02.2009 года, Лютиков В.В. был обязан проводить проверочные мероприятия самостоятельно, либо под оперативным руководством начальника ОПНМ ОИК Д.Л.Н. или старшего инспектора ОИК П.Е.В. (п.2.1), оформлять протоколы на лиц, совершивших административные правонарушения (п.2.2).

К показаниям Лютикова В.В., данные им в ходе судебного заседания, суд относится критически, поскольку опровергаются совокупностью доказательств, исследованных в суде и приведенных выше.

Кроме того, в ходе предварительного расследования и в судебном заседании Лютиков В.В. давал противоречивые показания, которые подробно приведены выше.

Так, будучи допрошенным в качестве подозреваемого 16.06.2010г. Лютиков В.В. отрицал получение каких-либо денег от Б.Э.Ж.. При этом он утверждал, что Б.Э.Ж. оговаривает его.

Будучи допрошенным в качестве подозреваемого 17.06.2010г. Лютиков В.В. факт получения взятки от Б.Э.Ж. признал, подробно изложил, когда и сколько денег Б.Э.Ж. передал ему в качестве взяток.

В судебном заседании Лютиков В.В. факты получения денег от Б.Э.Ж. признал, пояснив, при этом, что эти деньги он получал за дачу консультаций Б.Э.Ж.

После оглашения признательных показаний, Лютиков В.В. пояснил, что такие показания он, действительно, давал, но умысел на получении взятки у него был только, когда договаривались с Б.Э.Ж. в марте 2008 года. В дальнейшем он деньги получал за консультации.

В судебном заседании 29 декабря 2010 года он дополнил, что он действительно по существующей договоренности бездействовал в пользу взяткодателя, но его бездействие не выходило за рамки должностных полномочий. Если отсутствуют нарушения законодательства, то нет повода и оснований для проведения внеплановых проверок. Если были распоряжения о проведении проверок, он вместе с другими должностными лицами проводил проверки и осуществлял контроль.

Суд основывает обвинительный приговор на показаниях свидетеля Б.Э.Ж., которые стабильны и непротиворечивы и подтверждаются другими доказательствами. А именно показаниями свидетелей Ш.Д.В., П.Е.В. и М.А.И.

Оснований для оговора подсудимого свидетелем Б.Э.Ж. судом не установлено.

Виновность Лютикова В.В. в совершенном преступлении также подтверждают и его собственные признательные показания, данные им в период следствия по делу в качестве подозреваемого 17.06.2010 года и в качестве обвиняемого и оглашенные в судебном заседании по ходатайству государственного обвинителя, протокол его явки с повинной. Из оглашенных показаний следовало, что во время разговора Б.Э.Ж. высказал просьбу, чтобы его «не трогали» и за это Б.Э.Ж. предлагал деньги. На первый раз Б.Э.Ж. предложил ему 20 тысяч рублей. Он подумал и согласился, хотя от него мало что зависело. Б.Э.Ж. в тот же день сказал, что по мере возможности он будет звонить и оказывать посильную помощь на праздники или по мере необходимости и его возможности, впоследствии он свое обещание выполнял.

Этим показаниям суд доверяет, поскольку они подтверждаются совокупностью доказательств, исследованных в суде и приведенных выше.

Доводы адвоката Кормилицыной Е.А. о том, что «Лютиков, как должностное лицо, получил взятку, за бездействие в пользу взяткодателя, не выходящие за рамки его служебных полномочий», не состоятельны.

Как следует из показаний начальника отдела иммиграционного контроля УФМС России по Ивановской области М.П.А. Проверки бывают плановые и неплановые. Плановые проверки производятся раз в месяц на основании плана, который составляется на год и согласуется с прокуратурой. Этот план открытый, информация о нем размещается в Интернете. Об этих проверках они обязаны заранее уведомить проверяемую организацию. В связи с осведомленностью проверяемых такие проверки не эффективны, поэтому основной формой работы является проведение внеплановых проверок. Внеплановые проверки проводятся на основании информации о работе иностранных граждан. Такая информация может поступать из милиции, по телефону доверия, а также самими сотрудниками УФМС. Сотрудник, получивший информацию докладывает ее начальнику отдела и за подписью начальника отдела выносится распоряжение о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица или индивидуального предпринимателя. Такое распоряжение подписывает он. В ходе обыска в УФМС были обнаружены незаполненные бланки распоряжений о проведении проверок с его подписями и оттисками печати «Для документов». Подписи на них выполнены им. Данные бланки находились на рабочем столе Лютикова. Эти бланки им подписаны для того, чтобы обеспечить оперативность проверки. В ходе выезда для проверки информации в удаленное место, когда нет точных данных о наличии нарушений миграционного законодательства, сотрудник на месте мог сам заполнить распоряжение сообщив ему об этом по телефону. В таких случаях после возвращения с проверки распоряжение обязательно бы регистрировалось. Эти подписанные им незаполненные бланки выдавались им не какому-то конкретному сотруднику, а находились в кабинете, который занимал их отдел.

Таким образом, сотрудник УФМС Лютиков В.В. не был ничем ограничен при производстве проверок и выявления нарушений иммиграционного законодательства. Для выявления нарушений необходимо было проводить внеплановые проверки.

По мнению суда, «договоренность» между Лютиковым и Б.Э.Ж. «не трогать» последнего выполнялось обоими. Б.Э.Ж. передавал Лютикову деньги, за что на предприятии Б.Э.Ж., за этот период, были произведены всего две проверки.

При этом, как установлено в суде, было выявлено только одно нарушение. И то, как пояснил в суде Б.Э.Ж., показаниям которого суд доверяет, после проверки Лютиков и Ш.Д.В. оправдывались, что они ничего не могли сделать, поскольку с ними был сотрудник ФСБ и поэтому они были вынуждены составить протокол.

Таким образом, налицо незаконное бездействие со стороны Лютикова в пользу взяткодателя Б.Э.Ж..

Вместе с тем, суд полагает, что обвинение Лютикова подлежит уточнению. Органами предварительного расследования вменяется, что продолжая реализацию своего умысла, в период с 1 по 20 ноября 2009 года, точная дата следствием не установлена, в период с 16 до 17 часов, в своем автомобиле ВАЗ 2112 государственный номер <данные изъяты>, недалеко от дома № 18 Б г.Кохмы Ивановского района Ивановской области, Лютиков В.В. из корыстных побуждений, с целью незаконного обогащения, лично, из рук в руки, получил от Б.Э.Ж. в качестве взятки 4000 рублей, то есть не указана улица, где были переданы деньги.

Однако в судебном заседании бесспорно установлено, что деньги были переданы на ул. Ивановская г. Кохма. В связи с этим суд уточняет обвинение в части места передачи денег Б.Э.Ж. Лютикову. При этом суд полагает, что уточнение обвинения в данной части не влечет нарушение прав Лютикова, поскольку суд не выходит за пределы предъявленного обвинения.

При назначении наказания суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного преступления, личность виновного, обстоятельства смягчающие наказание Лютикова В.В., влияние назначенного наказания на исправление осужденного, на условия жизни его семьи.

Подсудимым совершено умышленное преступление, относящиеся к категории тяжких.

Лютиков В.В. ранее к уголовной ответственности не привлекался/т.1 л.д.267/, на учете у нарколога, под наблюдением психиатра в Тейковской ЦРБ Ивановской области не состоит/т.2 л.д.6/

Согласно представленной участковым уполномоченным милиции характеристике подсудимый зарегистрирован и проживает по адресу г.Тейково, ул. <данные изъяты>, по месту жительства Лютиков В.В. зарекомендовал себя с положительной стороны, жалоб на его поведение от жильцов соседних квартир не поступало, в конфликтных ситуациях с жильцами дома замечен не был, к административной ответственности ОВД г.Тейково не привлекался/т.2 л.д.7/

Согласно сообщению зам. начальника ОВД по Тейковскому муниципальному району Б.А.И., Лютиков В.В. к административной ответственности в ОВД по Тейковскому муниципальному району не привлекался и по учету в базе данных АИПС БД «Административная практика» не значится/т.2 л.д.8/

В представленной начальником отдела иммиграционного контроля УФМС России по Ивановской области М.П.А. служебной характеристике отмечается, что Лютиков В.В. в органах внутренних дел проходит службу с 28.11.1990 г., в должности инспектора отдела иммиграционного контроля УФМС России по Ивановской области с 1.01.2008 г. За время прохождения службы в отделе иммиграционного контроля зарекомендовал себя как исполнительный сотрудник, принимает участие во всех проверочных мероприятиях, проводимых отделом иммиграционного контроля, в ходе которых проявил себя профессионально грамотным сотрудником, указания руководства выполняет точно и в срок, по характеру общителен, в обращении с гражданами и коллегами по службе вежлив и тактичен, в строевом отношении подтянут, правила ношения формы одежды соблюдает./т.1 л.д.266/

Лютиков В.В. за период с 12.06.2001 г. по 5.11.2003 г. награжден нагрудными знаками «За отличие в службе» первой степени, «Участник боевых действий», «За службу на Кавказе», «За службу России», «За отличие в службе» второй степени, награжден именным холодным оружием, медалью «За отличие в службе»./т.1,л.д.270, 271, 272, 273, 274, 275,276/

Имеет благодарственное письмо за добросовестное и профессиональное выполнение служебно-боевых задач на территории Чеченской Республики; почетную грамоту за смелость, самоотверженность и высокий профессионализм, проявленные при исполнении служебного долга, образцовое, добросовестное выполнение служебных обязанностей./т.1,л.д.277,278/

Согласно приобщенной к материалам дела справки председателя Совета Тейковского райпо Ф.А.В.. от 10.10.2010 г. Лютиков В.В. трудоустроен с 01.10.2010 г. в должности водителя- экспедитора, с испытательным сроком три месяца.

Как следует из представленной стороной защиты характеристики по месту работы в <данные изъяты>, Лютиков В.В. осуществляет трудовую деятельность в Тейковском райпо с октября 2010 г. в качестве водителя- экспедитора. За время работы в указанной должности зарекомендовал себя с положительной стороны: добросовестный, уважительный, исполнительный работник. Нарушений трудовой дисциплины не допускает, производственные задания выполняет в срок и с высоким качеством, в коллективе пользуется заслуженным авторитетом.

Стороной защиты также представлены личные поручительства председателя Совета Тейковского райпо Ф.А.В.. и депутата Муниципального Городского Совета г. Тейково Ивановской области пятого созыва Х.Р.М.., а также ходатайство председателя Совета Ветеранов ОВД Тейковского муниципального района Ивановской области, в соответствии с которыми Лютиков В.В. характеризуется с положительной стороны, просят применить к Лютикову В.В. максимально мягкое из возможных наказаний и ручаются, что в случае условного осуждения Лютиков В.В. не допустит в дальнейшем противоправных действий, будет добросовестно выполнять возложенные на него приговором суда обязанности.

Обстоятельством, смягчающим наказание подсудимого Лютикова В.В. на основании п. «и» ч.1 ст.61 УК РФ, суд признаёт наличие протокола явки с повинной (т. 1 л.д.225-227)

К обстоятельствам, смягчающим наказание Лютикова В.В., на основании ч. 2 ст. 61 УК РФ, суд относит первое привлечение к уголовной ответственности, наличие у него заболеваний, положительные характеристики, а также то, что Лютиков В.В. был неоднократно награжден нагрудными знаками, именным оружием, медалью, почетными грамотами.

В соответствии со ст. 63 УК РФ, обстоятельств, отягчающих наказание подсудимого Лютикова В.В., судом не установлено.

Согласно ч.1 ст.61 УК РФ, к которым, в том числе, отнесена явка с повинной, активное способствование раскрытию преступления, при отсутствии отягчающих обстоятельств, суд считает возможным назначить подсудимому Лютикову В.В. наказание, не превышающее двух третей максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного за совершённое им преступление.

Уголовный закон относит преступление, предусмотренное частью 2 статьи 290 УК РФ, к категории тяжких, иного наказания, чем лишение свободы, санкция ст.290 ч.2 УК РФ не предусматривает.

Таким образом, суд считает, что с учетом тяжести совершенного преступления, его общественной опасности, данных о личности Лютикова В.В. наказание подсудимому должно быть назначено за совершение преступления, предусмотренного ст.290 ч.2 УК РФ, в виде лишения свободы, с назначением дополнительного наказания в виде лишения права занимать руководящие должности в государственных и муниципальных органах.

Соглашаясь с позицией государственного обвинителя, суд полагает, что для достижения целей наказания, предусмотренных ст.64 УК РФ, предусматривающей назначение более мягкого наказания, чем предусмотрено законом. Смягчающие наказание подсудимого обстоятельства не являются исключительными и не свидетельствуют о возможности достижения целей наказания в отношении Лютикова В.В. в случае его условного осуждения либо назначения ему более мягкого наказания, чем назначено настоящим приговором суда. Смягчающие наказание обстоятельства учитываются судом при определении размера наказания.

Вместе с тем установленная по уголовному делу совокупность смягчающих наказание Лютикова В.В. обстоятельств при отсутствии отягчающих, а также исследованные в судебном заседания сведения, характеризующие личность подсудимого исключительно с положительной стороны, позволяют суду согласиться с мнением государственного обвинителя о возможности назначения Лютикову В.В. наказания в виде лишения свободы в размерах, близким к минимальным, предусмотренным санкцией ч.2 ст.290 УК РФ.

В соответствии со ст.58 ч.1 п. «б» УК РФ отбывать наказание Лютикову В.В. суд назначает в исправительной колонии общего режима.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.303-304,307-309 УПК РФ,

п р и г о в о р и л:

Лютикова В.В. признать виновным в совершении преступления, предусмотренного ст.290 ч.2 УК РФ и за совершение данного преступления назначить ему наказание в виде лишения свободы на срок 3 (три) года, с лишением права занимать руководящие должности в государственных и муниципальных органах на срок 1 (один) год.

Отбывать Лютикову В.В. наказание суд назначает в исправительной колонии общего режима.

До вступления приговора суда в законную силу избранную в отношении Лютикова В.В. меру пресечения в виде подписки о невыезде изменить на заключение под стражу. Взять под стражу в зале суда. До вступления приговора в законную силу содержать в ФБУ ИЗ-37/1 УФСИН России по Ивановской области.

Срок отбывания наказания Лютикову В.В. исчислять с 30.12.2010 года, дня провозглашения приговора. Зачесть Лютикову В.В. в срок отбытия наказания время задержания в период с 16.06.2010 года по 17.06.2010 года включительно.

Приговор может быть обжалован в кассационном порядке и на него может быть внесено кассационное представление в Ивановский областной суд через Фрунзенский районный суд г.Иваново в течение 10 суток со дня провозглашения, а осужденным Лютиковым В.В. в тот же срок и том же порядке со дня вручения ему копии приговора. В случае подачи кассационной жалобы осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции. Осужденный, содержащийся под стражей и заявивший о своем желании присутствовать при рассмотрении жалобы или представления на приговор, вправе изложить свою позицию путем использования систем видеоконференцсвязи между Ивановским областным судом и ФБУ ИЗ-37/1 УФСИН России по Ивановской области.

Судья: