Защита пенсионного права



Дело № 2- 1303\10Р Е Ш Е Н И Е

                                                                              Именем Российской Федерации

16 июня 2010 года г. Иваново

Фрунзенский районный суд г. Иваново

в составе председательствующего судьи Добыш Т.Ф.

при секретаре Камановой Т.Н.

с участием представителя истца  - Заботлиной Л.В.

представителя ответчика Мухтдиновой Т.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Афанасьевой Е.Н. к  Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области о защите пенсионного права,

У С Т А Н О В И Л:

               

Истица обратилась в суд с иском к ответчику о включении в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, предусмотренной п.п.20 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», период работы с 17.05.1982 г. по 31.10.1999 г. в должности медицинской сестры участковой, с 04.07.1988 г. – в должности медсестры педиатрического кабинета, с 02.03.1998 г. – в должности старшей медицинской сестры в больнице с поликлиникой Медицинского отдела УВД Ивоблисполкома, с 01.07.1996 г. – медицинского отдела УВД Ивановской области, с 18.10.1996 г. – в поликлинике личного состава Медицинского отдела УВД Ивановской области, в том числе период нахождения в отпуске по уходу за ребенком, 03.01.1987 г.р., в возрасте от полутора до трех лет - -3.07.1988 г., в том числе курсы повышения квалификации с 01.12.1992 г. по 31.12.1992 г., с 28.09.1998 г. по 28.10.1998 г., за исключением периодов административных отпусков с 01.09.1988 г. по 14.09.1988 г., с 01.09.1989 г. по 08.09.1989 г., с 15.01.1991 г. по 19.01.1991 г., с 24.06.1991 г. по 30.06.1991 г., с 25.10.1993 г. по 07.11.1993 г.. с 05.09.1994 г. по 18.09.1994 г., с 10.07.1996 г. по 12.07.1996 г., с 09.04.1997 г. по 11.04.1997 г., с 14.04.1997 г. по 18.04.1997 г., с 22.04.1997 г. по 25.04.1997 г.,- курсы повышения квалификации с 03.11.2003 г. по 01.12.2003 г., с 22.09.2008 г. по 17.10.2008 г., о назначении пенсии с момента возникновения права.

Иск мотивирован тем что при обращении в УПФР с заявлением о назначении пенсии ей в этом было отказано из – за отсутствия требуемого специального стажа. Указанные периоды не были включены в специальный стаж, с чем она не согласна, поскольку в указанные периоды выполняла работу в должности и в учреждении здравоохранения, поименованных в списке, с учетом которого оценивается право на досрочное пенсионное обеспечение.

Курсы повышения квалификации подлежат зачету в специальный стаж на основании п.п. 4 и 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ № 516 от 11.06.2002 г.

Отпуск по уходу за ребенком в возрасте от полутора до трех лет подлежит включению в специальный стаж по нормам действующего в то время трудового законодательства.

В судебном заседании представитель истицы исковые требования поддержала.

Представитель ответчика иск не признала по мотивам письменного отзыва, из которого следует, что номенклатурой учреждений здравоохранения Министерства внутренних дел, утвержденной приказом МВД России от 19.03.1999 г. № 206. ни медицинские отделы, ни больницы с поликлиникой не предусматривались.

Поликлиники в данной номенклатуре указаны, но, начиная с 19.08.1993 г. лечебная деятельность по охране здоровья населения в учреждениях, поименованных в списке, засчитывалась в специальный стаж до 01.11.1999 г. только при подтверждении правового статуса учреждения.

Поликлиника личного состава являлась структурным подразделением Медицинского отдела УВД Ивановской области, то есть не обладала статусом юридического лица.

Отпуск по уходу за ребенком в возрасте от полутора до трех лет не подлежит включению в специальный стаж в соответствии с правилами. Утвержденными постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516.

                Суд, выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, считает, что иск подлежит удовлетворению.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами пенсионного дела, решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан управления ПФР в городах Иванове, Кохме и Ивановском районе от 01.02.2010 года истице было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, предусмотренной п.п.20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», из-за отсутствия требуемого специального 30-летнего стажа.

По мнению комиссии, специальный стаж истицы составил 12 лет 7 месяцев 5 дней.

Спорные периоды не были включены в специальный стаж по основаниям, изложенным в возражениях на иск.

Суд считает возможным включить спорные периоды в специальный стаж истицы.

Согласно п.п.20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», действующего в настоящее время, сохраняется право на досрочное назначение трудовых пенсий лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах независимо от их возраста.

Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия при необходимости утверждаются Правительством РФ.

В соответствии со ст. 81 Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ» № 340-1 от 20 ноября 1990 года пенсия в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения устанавливалась при выслуге не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах.

В соответствии со ст. 1 Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ» № 340-1 от 20 ноября 1990 года в случаях, предусмотренных настоящим законодательством, Правительство РФ определяет порядок реализации прав на пенсионное обеспечение и условия пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан.

В соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464, в редакции Постановления РФ от 27 августа 1992 г. № 634, Постановления Правительства РФ от 23 июля 1993 года № 701, об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно- эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, право на пенсию за выслугу лет имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066 был утвержден «Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения». Этим списком предусматривалась медицинская сестра палатная. В соответствии с Правилами исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденными этим же постановлением Правительства с изменениями, внесенными Постановлением Правительства РФ от 19 февраля 2001 года, в выслугу лет засчитывается работа в соответствующих должностях, предусмотренных Списком должностей, и учреждениях, Правила могли распространяться на период до 1 ноября 1999 года по желанию заявителя.

Должность, в которой истица работала в спорные периоды, поименована и в Списке, утвержденном постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781.

В соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п.20 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке, в стационарах, являющихся структурными подразделениями организаций.

Из справки руководителя МСЧ УВД по Ивановской области от 09.03.2010 г. № 27\191, из приказа министра МВД РФ от 30.12.2005 г. № 1095 об утверждении устава ФГУЗ «Медико – санитарная часть Управления внутренних дел Ивановской области», из Устава ФГУЗ «Медико – санитарная часть Управления внутренних дел Ивановской области» от 30.12.2005 г., следует, что учреждение здравоохранения, в котором осуществляла истица медицинскую деятельность, являлись медицинскими подразделениями Управления внутренних дел Ивановской области, основная деятельность которых была направлена на охрану здоровья прикрепленного контингента.

Изложенное подтверждено Уставом ФГУЗ «Медико – санитарная часть Управления внутренних дел Ивановской области» от 30.12.2005 г.

Таким образом, указанные периоды подлежат включению в специальный стаж истицы.

Кроме того, в Постановлении от 03.06.2004 г. № 11- П Конституционный Суд РФ признал норму п.п. 11 п. 1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» противоречащей Конституции РФ, ее статьям 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2), 55 (части 2 и 3) лишь в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения данная норма не позволяет засчитывать в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, занимавшимся лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения периоды осуществления ими этой деятельности в учреждениях, не являющихся государственными или муниципальными, которые включались в соответствующий стаж ранее действующим законодательством.

                Ни ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», ни Налоговый Кодекс РФ не содержат понятия «медицинское учреждение», «учреждение», поэтому в данном случае в соответствии с положениями п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины следует применять в том значении, в каком они используются в иных отраслях права.

                Согласно ст. 14 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993 г. № 5487-1 дано понятие частной системы здравоохранения, включающей, в частности, лечебно – профилактические учреждения, аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности, создаваемые и финансируемые частными предприятиями, общественными объединениями, физическими лицами.

                В силу ст. 2 Закона РФ от 28.06.1991 г. № 1499 – 1 «О медицинском страховании граждан в РФ» медицинскими учреждениями в  системе медицинского страхования являются имеющие лицензии лечебно – профилактические учреждения, научно – исследовательские и медицинские институты, другие учреждения, оказывающие медицинскую помощь, а также лица, осуществляющие медицинскую деятельность как индивидуально, так и коллективно.

                Из приведенных правовых норм, регулирующих деятельность системы здравоохранения, следует, что термин «учреждение здравоохранения» применяется ко всем объектам здравоохранения, включая, в том числе, и те учреждения, в которых истица работала в спорные периоды.

Так, в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ (Постановление Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года № 2-П, Постановление Конституционного Суда РФ от 3 июня 2004 года № 11-П, Определение Конституционного Суда РФ от 15 июля 2004 года № 285-О) льготные условия назначения трудовой пенсии могут устанавливаться в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.). Это должно осуществляться с соблюдением требований Конституции РФ, в том числе вытекающих из принципа равенства (ст.19, ч.1 и 2), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.

В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).

То есть вопросы, связанные с пенсионным обеспечением лиц, работающих в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям, должны разрешаться одинаковым образом.

В соответствии с п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Таким образом, исходя из требований пенсионного законодательства, с учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ, Пленума Верховного Суда РФ, спорные периоды работы подлежат включению в специальный стаж.

Далее, в соответствии со ст. 27 п.1 п.п. 20 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» граждане приобретают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости при наличии определенного стажа на соответствующих видах работ, правила исчисления которого утверждаются Правительством РФ.

С учетом особенностей условий труда отдельных категорий граждан, которым трудовая пенсия по старости назначается досрочно в соответствии с вышеназванными статьями, порядок исчисления периодов их работы устанавливается отдельными правилами, утверждаемыми Правительством РФ.

Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 516.

В силу п.4 данных правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в пенсионный фонд РФ.

Согласно ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Поэтому указанные периоды являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с  которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в пенсионный фонд РФ.

Кроме того, для медицинских работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.

Период нахождения в отпуске по уходу за ребенком в возрасте от полутора до трех лет подлежит зачету в специальный стаж истицы с учетом ст. 167 Кодекса законов о труде РФ, утвержденного Верховным Советом РСФСР от 09.12.1971 года, действовавшего в исследуемый период, Закона РФ от 25.09.1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ», в части включения периода нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком, когда может быть включен отпуск по уходу за ребенком до 6 октября 1992 года.

При этом статья 167 Кодекса законов о труде РФ, утвержденного Верховным Советом РСФСР от 09.12.1971 года, предусматривала два отпуска по уходу за ребенком: по достижении ребенком возраста 1 года 6 месяцев и по достижении ребенком возраста 3 лет.

С учетом зачтенных судом периодов у истицы на день ее первоначального обращения в УПФР не имеется необходимый специальный стаж, но уже выработан на дату судебного решения, поэтому суд обязывает ответчика назначить истице пенсию с момента возникновения права.

            В соответствии со ст. 100 ГПК РФ), расценивая эти расходы разумными с учетом сложности дела и высоким качеством оказанных услуг, отмечая при этом оправданность данной суммы исходя из среднего уровня оплаты подобных услуг при сравнимых обстоятельствах.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

                Иск удовлетворить.

                Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области включить в специальный трудовой стаж Афанасьевой Е.Н., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, предусмотренной п.п. 20 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»,

- период работы с 17.05.1982 г. по 31.10.1999 г. в должности медицинской сестры участковой, с 04.07.1988 г. – в должности медсестры педиатрического кабинета, с 02.03.1998 г. – в должности старшей медицинской сестры в больнице с поликлиникой Медицинского отдела УВД Ивоблисполкома, с 01.07.1996 г. – медицинского отдела УВД Ивановской области, с 18.10.1996 г. – в поликлинике личного состава Медицинского отдела УВД Ивановской области, в том числе период нахождения в отпуске по уходу за ребенком, 03.01.1987 г.р., в возрасте от полутора до трех лет - -3.07.1988 г., в том числе курсы повышения квалификации с 01.12.1992 г. по 31.12.1992 г., с 28.09.1998 г. по 28.10.1998 г., за исключением периодов административных отпусков с 01.09.1988 г. по 14.09.1988 г., с 01.09.1989 г. по 08.09.1989 г., с 15.01.1991 г. по 19.01.1991 г., с 24.06.1991 г. по 30.06.1991 г., с 25.10.1993 г. по 07.11.1993 г.. с 05.09.1994 г. по 18.09.1994 г., с 10.07.1996 г. по 12.07.1996 г., с 09.04.1997 г. по 11.04.1997 г., с 14.04.1997 г. по 18.04.1997 г., с 22.04.1997 г. по 25.04.1997 г.,

- курсы повышения квалификации с 03.11.2003 г. по 01.12.2003 г., с 22.09.2008 г. по 17.10.2008 г.,

назначив пенсию с момента возникновения права.

Взыскать с  Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области в пользу Афанасьевой Е.Н. судебные расходы в сумме 4700 рублей.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Иваново в течение 10 дней.

Председательствующий: подпись.