Именем Российской Федерации 28 июня 2010 года г. Иваново Фрунзенский районный суд г. Иваново В составе председательствующего судьи Добыш Т.Ф. При секретаре Камановой Т.Н. С участием представителя истца – Заботлиной Л.В. Представителя ответчика Шлыковой Н.Е. Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Буренковой С.Н. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственному Учреждению) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области о защите пенсионного права, У С Т А Н О В И Л: Истица обратилась в суд с иском к ответчику о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Иск мотивирован тем, что 19.01.2010 г. ею было подано заявление в Управление Пенсионного фонда РФ о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 16.04.2010 г. ей было отказано в назначении указанной пенсии из-за отсутствия требуемого специального стажа работы. По мнению комиссии, специальный стаж составил 19 лет 14 дней при требуемом 30 лет. В специальный стаж комиссия не зачла период работы с 18.05.1993 г. по 28.11.2000 г. в должности акушерки акушерского отделения, с 01.10.1994 г. – акушерского обсервационного отделения в муниципальном объединении родильного дома № 1 г. Иваново, периоды обучения на курсах повышения квалификации с 15.01.2001 г. по 24.02.2001 г., с 31.10.2005 г. по 10.12.2005 г. Отказ мотивирован тем, что согласно п. 3 правил исчисления периодов работы, утвержденных постановлением правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, в специальный стаж засчитываются периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке. Объединения данным списком не предусмотрены. Правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Согласно списку профессий и должностей утвержденному постановлением совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464, пользуются врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно – профилактических и санитарно – эпидемиологических учреждений всех форм собственности. Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения РФ от 3.11.1999 г. № 395, объединение родильных домов также не предусматривались. Не предусматривались объединения родильных домов и Списком, утвержденным Постановлением правительства РФЫ от 22.09.1999 г. № 1066. С решением комиссии она не согласна, поскольку выполняла работу в должности и в учреждении здравоохранения, поименованных списком, с учетом которого оценивается право на досрочное пенсионное обеспечение. Истица просила включить в специальный стаж указанные периоды работы в льготном исчислении, как работу в отделении хирургического профиля, назначить пенсию с момента первоначального обращения в УПФР. В судебном заседании представитель истицы поддержала иск Представитель ответчика иск не признала по основаниям письменного отзыва, из которого следует, что периоды работы не включены в специальный стаж в связи с тем, что наименование учреждения «объединение родильного дома» не предусмотрено списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781. Суд, выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, считает иск подлежащим удовлетворению. Из пояснений представителей сторон, из материалов дела судом установлено следующее. 19.01.2010 года истица обратилась в ГУ УПФР с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях, предусмотренной п.п. 20 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ». Решением комиссии от 16.04.2010 года истице было отказано в назначении трудовой пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа работы. По мнению комиссии, специальный стаж работы истицы по нормам действующего законодательства составил 19 года 14 дня при требуемом стаже 30 лет. В исчисление специального стажа не были включены оспариваемые период работы по основаниям, изложенным в письменном отзыве ответчика на иск. Суд считает решение комиссии в оспариваемой части неправомерным. В соответствии с п.п.20 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия, при необходимости утверждаются Правительством РФ. В силу Постановления Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждения, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального Закона «О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального Закона «О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», в соответствии со Списком в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости применительно к ситуации включается работа в должности акушерки родильного дома. В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ (Постановление Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года № 2-П, Постановление Конституционного Суда РФ от 3 июня 2004 года № 11-П, Определение Конституционного Суда РФ от 15 июля 2004 года № 285-О) льготные условия назначения трудовой пенсии могут устанавливаться в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.). Это должно осуществляться с соблюдением требований Конституции РФ, в том числе вытекающих из принципа равенства (ст.19, ч.1 и 2), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им. В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). То есть вопросы, связанные с пенсионным обеспечением лиц, работающих в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям, должны разрешаться одинаковым образом. В соответствии с п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). Таким образом, неточность в наименовании учреждения, в котором истица осуществляла медицинскую деятельность, поименованную списком, с учетом которого оценивается право на досрочное пенсионное обеспечение, не должно ставить истицу в неравное положение с другими лицами, работавшими в одинаковых с ней условиях и имевших одинаковый характер профессиональной деятельности, не должно умалять ее право на зачет спорного периода в специальный стаж. Кроме того, периоды работы подлежат исчислению в льготном порядке. Так, согласно п.п. «б» п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии в п.п.11 п.1 ст.28 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев. В соответствии с названным перечнем, правом на льготное исчисление специального стажа пользуются, в частности, акшурки, работающие в отделениях хирургического профиля стационаров. Акушерское обсервационное отделение перечнем отделений хирургического профиля предусмотрено. В соответствии со ст. 27 п.1 п.п. 20 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» граждане приобретают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости при наличии определенного стажа на соответствующих видах работ, правила исчисления которого утверждаются Правительством РФ. С учетом особенностей условий труда отдельных категорий граждан, которым трудовая пенсия по старости назначается досрочно в соответствии с вышеназванными статьями, порядок исчисления периодов их работы устанавливается отдельными правилами, утверждаемыми Правительством РФ. Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 516. В силу п.4 данных правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в пенсионный фонд РФ. Согласно ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Поэтому указанные периоды являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в пенсионный фонд РФ. Кроме того, для медицинских работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы. Таким образом, периоды обучения на курсах повышения квалификации подлежат включению в специальный стаж. Кроме того, поскольку в указанные периоды истица состояла в трудовых отношениях с учреждением здравоохранения, где выполняла работу по должности акушерки акушерского обсервационного отделения, то указанные периоды должны исчисляться в льготном порядке (год работы за 1 год 6 месяцев). Поскольку с учетом зачтенных судом и исчисленных в льготном порядке периодов у истицы на дату ее первоначального обращения в УПФР имеется 30 лет специального стажа, то суд обязывает ответчика назначить истице пенсию с указанной даты. Удовлетворяя иск, суд взыскивает с ответчика в пользу истицы судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 руб. (ст.ст. 94, 98 ГПК РФ), расходы по оплате услуг адвоката в сумме 4500 рублей (ст. 100 ГПК РФ), расценивая эти расходы разумными с учетом сложности дела и высоким качеством оказанных услуг, отмечая при этом оправданность данной суммы исходя из среднего уровня оплаты подобных услуг при сравнимых обстоятельствах. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Иск удовлетворить. Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное Учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области включить в специальный трудовой стаж Буренковой С.Н., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.20 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», в льготном исчислении (год работы за 1 год и 6 месяцев) период работы с 18.05.1993 г. по 28.11.2000 г. в должности акушерки акушерского отделения, с 01.10.1994 г. – акушерского обсервационного отделения в муниципальном объединении родильного дома № 1 г. Иваново, периоды обучения на курсах повышения квалификации с 15.01.2001 г. по 24.02.2001 г., с 31.10.2005 г. по 10.12.2005 г., назначив пенсию с момента первоначального обращения. Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственного Учреждения) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области в пользу Буренковой С.Н. судебные расходы в сумме 4700 руб. Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Иваново в течение 10 дней. Председательствующий: