О признании незаконным отказа о выдаче материнского капитала



Дело № 2-1484/10 гор. ИвановоРЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

26 июля 2010 года

Фрунзенский районный суд г. Иваново

в составе председательствующего судьи Морозовой И.Б.

при секретаре Ломидзе Е.А.

с участием истцов: помощника прокурора Фрунзенского района г. Иваново Потаповой Н.В., Медведевой С.А.,

представителя ответчика Фомичевой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Иваново гражданское дело по иску Прокурора Фрунзенского района г. Иваново в интересах Медведевой С.А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственному Учреждению) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области о признании незаконным решения об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и понуждении к выдаче сертификата на материнский капитал,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Фрунзенского района г. Иваново обратился в суд в интересах Медведевой С.А. с иском о признании незаконным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственному Учреждению) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области №411 от 01.04.2010 года об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал Медведевой С.А. и понуждении к выдаче сертификата на материнский капитал

Исковые требования мотивированы тем, что 18.03.2010 года Медведева С.А. обратилась в Управление с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. Однако в выдаче сертификата ей было отказано по причине отсутствия свидетельства о рождении первого ребенка. Истец считает, что действия УПФ РФ являются неправомерными, ущемляющими права граждан, поскольку Медведева С.А., родив 14.02.2010 года второго ребенка в соответствии со ст. 3 ФЗ от 29.12.2006г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», приобрела право на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. При этом, отсутствие свидетельства о рождении первого ребенка, и факт его смерти на первой неделе жизни, не является обстоятельством, препятствующим в получении сертификата в соответствии с приведенной выше нормой закона. Согласно содержанию указанной нормы закона следует, что право на дополнительные меры государственной поддержки возникает у женщин, родивших (усыновивших) второго, третьего ребенка или последующих детей, начиная с 1 января 2007 года. При этом, ст. 4 ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» указывает на то, что регистр лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, содержит информацию о лице, имеющем право на дополнительные меры государственной поддержки, в виде сведений о детях, в числе которых указывается фамилия, имя, отчество, пол, дата и место рождения, реквизиты свидетельств о рождении, очередность рождения, гражданство. В данном случае значимым основанием является не наличие свидетельства о рождении первого ребенка, а факт рождения детей, в том числе второго, что в данном случае никем не оспаривается. Относительно регистрации рождения первого ребенка, то такая регистрация в отношении ребенка, умершего на первой неделе жизни, может быть не произведена и в этом случае на основании составленных записей о рождении и смерти выдается только свидетельство о смерти ребенка.

В судебном заседании помощник прокурора Фрунзенского района г. Иваново Потапова Н.В. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

В судебном заседании Медведева С.А. исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственному Учреждению) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области по доверенности Фомичева Е.А. исковые требования не признала, пояснила, что УПФ РФ (ГУ) в городских округах Ива­нове, Кохме и Ивановском муниципальном районе было вынесено решение об отказе Медведевой С.А. в выдаче госу­дарственного сертификата на материнский (семейный) капитал по причине отсутствия права. При подаче заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) ка­питал истцом не предоставлено свидетельство о рождении первого ребенка. Справка о рождении фор­мы № 26, представленная вместе с заявлением не может быть принята во внимание в качестве доку­мента, подтверждающего факт рождения ребенка при установлении права на материнский (семейный) капитал, поскольку в соответствии с п. 5 Правил подачи заявления о выдаче сертификата, утвержден­ных постановлением Правительства РФ от 30.11.2006 г. № 873. при обращении с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал необходимо представить свиде­тельства о рождении детей. На основании ГК РФ от 30.11.1994 № 51-ФЗ, Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» акты гражданского состояния о рождении подлежат государственной регистрации. Документом, удостоверяющим факт государственной регистрации рождения ребен­ка, является свидетельство о рождении. Государственная регистрация рождения и смерти ребен­ка, умершего на первой неделе жизни, производится на основании документов установленной формы о рождении и о перинатальной смерти, выданных медицинской организацией. На осно­вании составленных записей актов о рождении в смерти выдается только свидетельство о смерти. Согласно ст.4 ФЗ № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» в целях обеспечения учета лиц, имеющих право на дополнительные меры государст­венной поддержки и реализации указанного права, осуществляется ведение федерального регистра. Регистр содержит следующие сведения о детях: фамилию, имя, отчество, пол, дату и место рождения, реквизиты свидетельств о рождении, очередность рождения, гражданство. Пункт 14 Заявле­ния о выдаче сертификата также содержит реквизиты свидетельств о рождении детей. В силу п. 1 ст. 3 ФЗ № 256-ФЗ право на дополнительные меры государственной поддержки се­мей возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Фе­дерации. Согласно пп. е п. 45 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, утвер­жденного Указом Президента РФ от 14.11.2002 № 1325, наличие гражданства в Российской Федерации удостоверяется свидетельством о рождении, в которое внесены сведения о гражданстве РФ. Кроме того, как указано в преамбуле Закона, «настоящий Федеральный закон устанавливает дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечи­вающих этим семьям достойную жизнь». То есть, сам Закон предусматривает материальную го­сударственную поддержку семьям, имеющим детей, а не женщинам, родившим второго и более ребенка. Пунктом 6 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ отмечено, что право на допол­нительные меры государственной поддержки, возникшее у ребенка (детей в равных долях), прекраща­ется в случае его смерти или объявления его умершим. Порядок реализации данного Закона также подтверждает факт государственной поддержки се­мей, имеющих детей. Кроме того, правом получения сертификата может воспользоваться не только мать, но и отец. Закон не связывает право женщины на получение сертификата на материнский (семейный) капи­тал только с фактом рождения второго, третьего ребенка, так как право на получение сертификата со­гласно п. 1,2 ст. 3 имеют также женщины, усыновившие второго, третьего и последующих детей. Таким образом, у истца не возникло право на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом № 256-ФЗ, поскольку не соблюдаются необ­ходимые требования: наличие свидетельства о рождении с отметкой о гражданстве первого ре­бенка, наличие в семье двоих (и более) детей. Кроме того, существует судебная практика по рассмотрению аналогичных исков, подтвер­ждающая позицию Пенсионного фонда. Кассационными определениями, вынесенными Судебными коллегиями по гражданским делам Ростовского областного суда, Томского областного суда, Верховного Суда Республики Калмыкия, Ивановского областного суда установлено, что для получения сертификата, предусмотренного Федеральным законом № 256-ФЗ, недостаточно только факта рождения второго и последующего ребенка, но необходимо наличие двух и более детей в семье для получения мер государственной поддержки. Из смысла положений этого Федерального закона следует, что целью закона являет­ся стимулирование рождения в семье второго и последующих детей и оказание в этом случае до­полнительных мер государственной поддержки семьям, имеющим детей. Следовательно, право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении второго ребенка при наличии в живых первого ребенка.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Материалами дела установлено, что у Забродиной С.А. 09 января 2004 года родился мертвый ребенок, о чем составлена запись акта о рождении ребенка, родившегося мертвым №59 от 12 января 2004 года  (справка о рождении №762).

Из материалов дела установлено, что 12.01.2008 года Забродина С.А. заключила брак с Медведевым С.Л., после заключения брака ей присвоена фамилия – Медведева (свидетельство о заключении бракал.д. 19).

14 февраля 2010 года у Медведевой (Забродиной) С.А. родился второй ребенок  - Медведева К.С. (свидетельство о рождениил.д.18).

В соответствии с п. 1 ст. 20 ФЗ от 15.11.1997 года №143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» государственная регистрация рождения ребенка, родившегося мертвым, производится на основании документа установленной формы о перинатальной смерти.

Из сообщения комитета Ивановской области ЗАГС отдела по городу Иванову и Ивановскому району от 02.06.2010 года известно, что свидетельство о рождении ребенка, родившегося мертвым, не выдается. По просьбе родителей (одного из родителей) выдается документ, подтверждающий факт государственной регистрации мертвого ребенка. Государственная регистрация смерти ребенка, родившегося мертвым, не производится.

У Медведевой (Забродиной) С.А. имеется справка № 762 о рождении сына Забродина.

Согласно Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются государственные пенсия, пособия и иные гарантии социальной защиты (ч.2ст.7); материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ч.1 ст.38); каждому гарантируется социальное обеспечение для воспитания детей (ч.1ст.39).

Признавая необходимость государственной поддержки материнства и детства, одной из форм которой является предоставление соответствующих видов государственных пособий и иных гарантий социальной защиты, Конституция РФ тем самым предлагает создание для соответствующей категории граждан условий, обеспечивающих их достойную жизнь и выполнение ими социальных функций, связанных, в частности, с материнством и детством.

В силу п. 1 ст. 3 ФЗ № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства: 1) женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года.

Пунктом 7 ст. 3 Закона установлено, что право на дополнительные меры государственной поддержки возникает со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей независимо от периода времени, прошедшего с даты рождения (усыновления) предыдущего ребенка (детей), и может быть реализовано не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей.

В соответствии со ст. 5 ФЗ № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» лица, имеющие право на материнский (семейный) капитал, вправе обратиться за получением государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в любое время после возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки путем подачи заявления в территориальный орган Пенсионного фонда РФ.

Судом установлено, что Медведева С.А. 18.03.2010 года обратилась в ГУ УПФ РФ в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал л.д.11-13).

Уведомлением № 411 от 01.04.2010 года ГУ УПФ РФ в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области Медведевой С.А. отказано в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал по причине отсутствия у нее такого права.

Согласно п.1 ст. 6 Федерального Закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» одним из оснований для отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата является отсутствие права на дополнительные меры государственной поддержки.

Из смысла положений Федерального Закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» следует, что целью закона является стимулирование рождения в семье второго и последующих детей и оказание в этом случае дополнительных мер государственной поддержки семьям, имеющим детей. Следовательно, право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении второго ребенка при наличии в живых первого ребенка.

Это обстоятельство подтверждается тем, что в соответствии с п. 5 указанных Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 г. № 873, одним из документов, с предъявлением которых подается заявление о выдаче сертификата, является документ, подтверждающий рождение (усыновление) детей.

Согласно ст. 4 ФЗ № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» в целях обеспечения учета лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, и реализации указанного права осуществляется ведение федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки.

              Регистр содержит следующую информацию о лице, имеющем право на дополнительные меры государственной поддержки: страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного; пенсионного страхования; фамилию, имя и отчество, а также фамилию, которая была у лица при рождении; дату рождения; пол; адрес места жительства; серию и номер паспорта или данные иного документа, удостоверяющего личность, дату выдачи указанных документов, на основании которых в регистр включены соответствующие сведения, наименование выдавшего их органа; дата включения в регистр; сведения о детях (фамилию, имя, отчество, пол, дату и места рождения, реквизиты свидетельств о рождении, очередность рождения (усыновления), гражданство); сведения о материнском (семейном) капитале (размере материнского (семейного) капитала, выбранном направлении (направлениях) распоряжения им и о его использовании); сведения о прекращении права на дополнительные меры государственной поддержки.

Это отражено в самом бланке заявления - приложением к Правилам является заявление о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал пункт 14 которого содержит реквизиты свидетельств о рождении детей.

Также и Федеральный регистр лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, содержит реквизиты именно свидетельств о рождении.

Следовательно, в связи со смертью первого ребенка данные умершего ребенка не могли быть внесены в федеральный регистр, подтверждающий право граждан на дополнительные меры государственной поддержки.

Таким образом, суд не соглашается с мнением прокурора и истца о том, что ни ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», ни Правила подачи заявления о выдаче сертификата на материнский капитал», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 года № 873 не содержат требования о предоставлении свидетельства о рождении ребенка при подаче заявления о выдаче сертификата.

Более того, справка о рождении не является документом, подтверждающим рождение ребенка, поскольку в силу ст. ст. 23, 24 ФЗ «Об актах гражданского состояния», а так же ст. 47 СК РФ, права и обязанности родителей и детей основываются на происхождении детей удостоверенном законом порядке - путем составления актовой записи о рождении, в подтверждение которой выдается свидетельство о рождении. 

            При таких обстоятельствах, сам по себе факт рождения Медведевой (Забродиной) С.А. второго ребенка, имея в виду, что первый ребенок умер на первой неделе жизни, не порождает у нее права на получение государственного сертификата на материнский капитал. Данный вывод суд основывает на системном и буквальном толковании норм Закона.

Более того, как следует из названия закона и его цели, закрепленной в преамбуле, дополнительные к уже установленным в законодательстве РФ меры государственной поддержки семей, предоставляются семьям, имеющим детей.

Цель закона определена в преамбуле и реализуется в его конкретных статьях. Аналогичные по содержанию нормы, предусматривающие распространение соответствующих мер государственной поддержки лишь на семьи, имеющие детей, содержатся в ряде иных статей данного закона (п.1ст.1, подп. 1 ст.2 ФЗ № 256-ФЗ от 29.12.2006 года).

Таким образом, для получения сертификата, предусмотренного федеральным законом недостаточно только факта рождения второго и последующего ребенка, а необходимо наличие двух и более детей для получения мер государственной поддержки.

Словосочетание, используемое в законе «имеющие детей» означает, что:

1.детей должно быть не менее двух (об этом свидетельствует множественное число, использованное законодателем);

2.семья должна иметь детей (слово «иметь» следует понимать в значении наличия детей на дату обращения за выдачей сертификата, дети должны быть живы к указанной дате).

При таких обстоятельствах, поскольку на момент обращения за выдачей государственного сертификата у Медведевой (Забродиной) С.А. в семье имелся только один ребенок, то ответчиком обоснованно отказано ей в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.

Кроме того, обратное применение положений Федерального закона от 29.12.2006 года № 256-ФЗ ставит в равные условия семьи, воспитывающие одного ребенка, с семьями, имеющими двух и более детей, что само по себе противоречит целям и задачам настоящего Федерального закона, которым в дополнение к основным мерам социальной защиты установлены дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, направленные на улучшение жилищных условий, получение образования, а также повышение уровня пенсионного обеспечения, тем более, что указанные дополнительные меры государственной поддержки, являющиеся элементом системы социальной защиты граждан, имеющих детей, представляются также семьям, усыновившим второго, третьего ребенка и последующих детей.

Таким образом, исковые требования прокурора Фрунзенского района г. Иваново о признании незаконным решения об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и понуждении к выдаче сертификата на материнский капитал удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 -199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора Фрунзенского района г. Иваново в интересах Медведевой С.А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственному Учреждению) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области о признании незаконным решения об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и понуждении к выдаче сертификата на материнский капитал оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Иваново в течение 10 дней.

Председательствующий: