О защите пенсионного права



Дело № 2-1847\10       Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

02 сентября 2010 года г. Иваново

Фрунзенский районный суд г. Иваново

в составе председательствующего судьи Морозовой И.Б.

при секретаре Ломидзе Е.А.

с участием представителя истца Аниконова Д.Е.,

представителя ответчика Соеговой Н.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Фаткулиной С.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственному Учреждению) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области о защите пенсионного права.

УСТАНОВИЛ:

Фаткулина С.В. обратилась в суд с иском к ответчику о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости период ее работы с 10.09.1981 года по 17.02.1982 года в должности старшей пионервожатой в Кохомской восьмилетней школе №6.

Иск мотивирован тем что, решением комиссии от 11 июня 2010 года № 75 (протокол № 316 от 11 июня 2010 года) по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФР ей было отказано в досрочном назначении пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого 25-летнего специального стажа. По мнению комиссии, специальный стаж истца составляет 15 лет 07 месяцев 23 дней при требуемом стаже 25 лет. В исчисление специального трудового стажа не были включены периоды работы с 10.09.1981 года по 17.02.1982 года в должности старшей пионервожатой в Кохомской восьмилетней школе № 6, поскольку должность старшей пионерской вожатой не предусмотрена Списком, утвержденным постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 года. Списком профессий и должностей, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 463 должность старшей пионервожатой не предусматривалась. Истец с решением ответчика не согласна, считает его незаконным и необоснованным, поскольку в соответствии с положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых. Работая на этой должности, истец не могла предвидеть, что в дальнейшем законодательство поменяется, и она будет лишена права на досрочное назначение пенсии по выслуге лет, что поставило ее в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедшими на пенсию раньше.

В судебном заседании представитель истца по доверенности Аниконов Д.Е. исковые требования поддержал в полном объеме. Кроме того, просил взыскать с ответчика расходы по оплате услуг представителя в размере 7000 рублей и затраты на оформление доверенности на представителя в размере 500 рублей.

Представитель ответчика по доверенности Соегова Н.Е. исковые требования не признала по основаниям письменного отзыва, из которого следует, что в настоящее время определение права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости педагогическим работникам производится с применением Списка должностей и учреждений, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 года. Согласно п. 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, в специальный стаж засчитываются периоды работы в должностях, указанных в списке. Должность старшей пионерской вожатой не предусмотрена вышеуказанным Списком. Не предусмотрены указанные должности и Списком профессий и должностей, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года. Работа в школах в качестве штатных пионервожатых включалась в специальный стаж по постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства при условии, что не менее 2/3 стажа составляет 16 лет 8 месяцев. Поскольку данный нормативный документ утратил силу с 01.10.1993 года согласно постановления Совета Министров – Правительства РФ от 22.09.1993 года № 953, применяться при определении права на досрочную трудовую пенсию по старости с учетом положений постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 г. № 2-П он не может. Также представитель ответчика возражала против взыскания судебных расходов, ссылаясь на правовое и финансовое положение УПФР. Согласно ст. 16 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» средства бюджета Пенсионного фонда РФ являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат. Средства бюджета ПФ РФ имеют целевое назначение и направляются на строго определенные Законом цели. Бюджет ПФ РФ формируется за счет страховых взносов, которые отражаются на лицевых счетах застрахованных лиц. Кроме того, размер суммы, заявленной истцом, никак нельзя отнести к разряду «разумного предела». Представитель истца присутствовал лишь в одном судебном заседании, подготовка отзыва на возражения Управления Пенсионного фонда не вызвала особой сложности, так как отзыв целиком составлен на основании Определений Верховного Суда РФ. Других доказательств в обоснование своей позиции истцом не представлено. Расходы по составлению доверенности не относятся к судебным издержкам.

  Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Из пояснений сторон, материалов дела судом установлено следующее.

Фаткулина С.В. обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное Учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области с заявлением о досрочном назначении пенсии.

 Решением комиссии от 11.06.2010 года № 75 (протокол № 316 от 11 июня 2010 года) по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФР истцу было отказано в досрочном назначении пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого 25-летнего специального стажа.

По мнению комиссии, специальный стаж истицы составляет 24 года 06 месяцев 28 дней при требуемом стаже 25 лет.

                В исчисление специального трудового стажа не были включены периоды работы с 10.09.1981 года по 17.02.1982 года в должности старшей пионервожатой в Кохомской восьмилетней школе № 6, по основаниям, изложенным в отзыве ответчика на иск.

Суд считает, что спорные периоды работы подлежат включению в специальный стаж истицы по следующим основаниям.

    Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Вместе с тем, принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29 января 2004 года № 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

Согласно ч. 3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463.

Согласно п. 3 вышеуказанного Постановления Совета Министров РСФСР, за данными педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».

  В спорный период работы истца с 10.09.1981 года по 17.02.1982 года действовал Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, в соответствии с п. 2 положения которого в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается, в том числе, работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых.

Судом установлено, что в период с  10.09.1981 года по 17.02.1982 года Фаткулина С.В. работала в должности старшей пионерской вожатой в Кохомской восьмилетней школе № 6, что подтверждается сведениями трудовой книжки и уточняющей справкой от 04.06.2010 года л.д.10-12, 15).

Таким образом, истец имеет право на зачет указанного периода работы в специальный стаж, и то обстоятельство, что на момент решения вопроса о ее праве на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило ее в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедшими на пенсию раньше, не должно нарушать ее законно возникшее право.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Кроме того, у истца кроме этого периода имеется стаж на соответствующих видах работы, поименованной в Списке, с учетом которого оценивается право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев.

Таким образом, указанные спорные периоды подлежат включению в специальный стаж Фаткулиной С.В.

Согласно ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся в т.ч. расходы на оплату юридических услуг, расходов по оплате услуг представителей и другие расходы, признанные судом необходимыми.

Согласно ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 20.10.2005 N 355-0 –действующее законодательство предоставляет суду право уменьшить сумму, взыскиваемую в возмещение расходов по оплате услуг представителя в случаях, если он признает эти расходы чрезмерными с учетом конкретных обстоятельств дела. Размер расходов на оплату услуг представителя, определяется судом в разумных пределах. Понятие "разумные пределы" – оценочное.

При таких обстоятельствах, суд взыскивает с ответчика в пользу истца судебные расходы в разумных пределах в размере 2000 рублей.

Суд отказывает истцу во взыскании с ответчика затрат на оформление доверенности на представителя в размере 500 рублей, так как данные расходы суд необходимыми в силу ст. 94 ГПК РФ не признает.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд                       

Р Е Ш И Л:

               

            Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное Учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области включить в специальный трудовой стаж Фаткулиной С.В., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с  п.п.19 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», периоды работы с 10.09.1981 года по 17.02.1982 года в должности старшей пионервожатой в Кохомской восьмилетней школе № 6 г. Кохмы Ивановской области.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственного Учреждения) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области в пользу Фаткулиной С.В. расходы по оплате юридической помощи и услуг представителя в сумме 2000 рублей.

                Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Иваново в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий: ____________________________