2-2043/2010 О защите пенсионного права



Дело № 2-2043\10Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 октября 2010 года г. Иваново

Фрунзенский районный суд г. Иваново

В составе председательствующего судьи Добыш Т.Ф.

При секретаре Камановой Т.Н.

С участием истицы Жуковой Н.А.

Представителя ответчика Шлыковой Н.Е.

Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Жуковой Е.А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственному Учреждению) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области о защите пенсионного права,

У С Т А Н О В И Л:

Истица обратилась в суд с иском к ответчику об оспаривании решения органа пенсионного обеспечения об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, предусмотренной п.п.20 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». В рамках этого иска она просила обязать ответчика включить в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с указанной нормой закона в льготном исчислении периоды работы период нахождения в отпуске по беременности и родам с 17.03.1984 г. по 08.07.1984 г., период работы в должности медицинской сестры палатной в торакальном отделении Ивановского областного онкологического объединения с 02.06.1994 г. по 31.12.1995 г., период работы в должности медицинской сестры постовой в торакальном отделении Ивановского областного онкологического диспансера с 01.01.1996 г. по 31.05.1999 г.; в календарном исчислении – периоды обучения на курсах повышения квалификации с 03.02.2003 г. по 28.02.2003 г. и с 03.03.2008 г. по 31.03.2008 г., период работы с 01.08.1987 г. по 23.09.1991 г. в должности воспитателя в Шуйском доме ребенка Ивановской области, назначить пенсию с даты обращения в УПФ с соответствующим заявлением.

Иск мотивирован тем, что при обращении в УПФ 29.03.2010 года с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии ей в этом было отказано из-за отсутствия требуемого специального стажа.

Указанные периоды не были включены в специальный стаж, поскольку, по мнению ответчика, досрочное пенсионное обеспечение предоставляется лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет, не зависимо от их возраста.

Ответчик ссылается на то, что:

период нахождения в отпуске по беременности и родам в связи с рождением 12.05.1984 г. дочери Жуковой Е.А. с 17.03.1984 г. по 08.07.1984 г. может быть включен в специальный стаж только в календарном исчислении, так как периоды дородового и послеродового отпусков, предоставляемых заявителю, Ивановская областная клиническая больница установить не может из-за отсутствия документов, их продолжительность определена в соответствии со статьей 165 Кодекса законов о труде РФ, утвержденного Верховным Советом РСФСР 09.12.1971г., согласно которой названные отпуска предоставлялись женщинам по 56 дней каждый;

- период работы в должности медицинской сестры постовой в торакальном отделении Ивановского областного онкологического диспансера с 01.01.1996 г. по 31.05.1999 г. может быть включен в специальный стаж только в календарном исчислении, согласно Правилам исчисления сроков выслуги, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1066, хирургическое торакальное отделение относилось к отделениям хирургического профиля стационаров, но работа в должности медицинской сестры постовой в данном отделении не давала права на льготное исчисление специального стажа. Аналогичные условия предусмотрены и Правилами исчисления периодов работы, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781;

- период работы в должности воспитателя в Шуйском доме ребенка Ивановской области с 01.08.1987 г. по 23.09.1991 г. и период работы в должности медицинской сестры палатной в детском отделении малых и затухающих форм туберкулеза Ивановского областного онкологического объединения с 02.06.1994 г. по 31.12.1995 г. не могут быть включены в специальный стаж, поскольку согласно пункту 3 Правил исчисления периодов работы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, в специальный стаж для досрочного назначения пенсии в связи с осуществлением медицинской деятельности не подлежат зачёту периоды работы в должности воспитателя, а объединения больниц не предусматривались в списке профессий и должностей, утвержденном постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 464, с учетом которого оценивается право на досрочное пенсионное обеспечение;

- периоды обучения на курсах повышения квалификации в соответствии со справкой областного противотуберкулезного диспансера имени М.Б. Стоюнина от 29.03.2010г. № 15 с 03.02.2003 г. по 28.02.2003 г. и с 03.03.2008 г. по 31.03.2008 г. не могут быть включены в специальный стаж, поскольку, согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Пункт 5 указанных Правил предусматривает возможность включения в специальный стаж наравне с работой периодов получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периодов ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. Обучение на курсах повышения квалификации данным перечнем не предусмотрено.

Не подтверждают льготный характер работы Жуковой Н.А. в указанные периоды и сведения индивидуального (персонифицированного) учета.

Согласно статье 13 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» подсчет страхового стажа после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» производится на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Жукова Н.А. зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования 15.12.1998 г.

Она не согласна с решением ответчика в указанной части по тем основаниям, что в спорные периоды осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в должностях и в учреждениях, поименованных списками, с учетом которых оценивается право на досрочное пенсионное обеспечение. Кроме того, период работы в должности среднего медперсонала в отделениях хирургического профиля подлежат льготному исчислению год работы за 1 год 6 месяцев), в том числе, и предоставлявшийся в этот период отпуск по беременности и родам. Обучение на курсах повышения квалификации является обязательным условием осуществление профессиональной медицинской деятельности. Поэтому эти периоды приравниваются к основной работе и подлежат включению в специальный стаж. В период работы воспитателем в Шуйском доме ребенка она фактически выполняла функции медицинской сестры, поэтому этот период также должен быть включен в специальный стаж.

В судебном заседании истица исковые требования поддерживала по основаниям, указанным в исковом заявлении.

Представитель ответчика иск не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск, из которого следуете, что:

1. Согласно подпункту б пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта I статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях среднего медицинского персонала, указанных в перечне, содержащемся в приложении к Правилам, год работы засчитывается в специальный стаж как год и шесть месяцев.

В соответствии с пунктом 2 постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. №464 льготное исчисление специального стажа предусматривалось среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров. Один год работы в этих должностях и учреждениях засчитывался за один год и шесть месяцев.

Таким образом, льготное исчисление специального стажа во всех случаях производится за выполнение определенной работы.

Период отпуска по беременности и родам не может рассматриваться как период работы, связанный с повышенной сложностью, психоэмоциональной, физической и прочей нагрузкой, ведущей к утрате профессиональной пригодности. В период названных отпусков сохраняются только трудовые отношения. При этом не осуществляется лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения, то есть отсутствует факт работы в соответствующей должности в отделении хирургического профиля стационара.

2. Согласно пункту 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, в специальный стаж засчитываются периоды работы в должностях и в учреждениях, указанных в списке.

Должность воспитателя и объединение больниц (онкологическое объединение) данным списком не предусмотрены.

В соответствии со списком профессий и должностей, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 464, правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости пользовались врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. Онкологическое объединение не относится к лечебно-профилактическим и санитарно-эпидемиологическим учреждениям здравоохранения в соответствии с номенклатурой учреждения здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения РФ от 03.11.1999г. №395. В соответствии с номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, содержащейся в приложении к положению об оплате труда работников здравоохранения, утвержденному приказом Министерства здравоохранения РФ от 15.10.1999г. №377, воспитатели не относятся к медицинскому персоналу.

Не предусматривались должность воспитателя и онкологические объединения и списком должностей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1066.

3. Согласно Правилам исчисления сроков выслуги, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. №1066, среднему медицинскому персоналу, работавшему в должностях в структурных подразделениях согласно приложению, один год работы засчитывался как один год и шесть месяцев. Таким правом пользовались операционные медицинские сестры, включая старших, работающие в отделениях хирургического профиля стационаров, а также медицинские сестры перевязочных в отделениях гнойной хирургии, ожоговом, ортопедическом, травматологическом, травматолого-ортопедическом и туберкулезном для больных костно-суставным туберкулезом.

Хирургическое торакальное отделение относилось к отделениям хирургического профиля стационаров, но работа в должности медицинской сестры постовой в данном отделении не давала права на льготное исчисление специального стажа.

Аналогичные условия предусмотрены и Правилами исчисления периодов работы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781.

4. Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. №516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Пункт 5 указанных Правил предусматривает возможность включения в специальный стаж наравне с работой периодов получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периодов ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.

Обучение на курсах повышения квалификации данным перечнем не предусмотрено.

Сведения индивидуального (персонифицированного) учета также не подтверждают льготный характер работы заявителя в указанные периоды, начиная со дня регистрации 15.12.1998г. в системе обязательного пенсионного страхования.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 17.12.201г. №173-Ф3 подсчет страхового стажа после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» производится на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Суд, выслушав истицу, представителя ответчика, изучив материалы дела, считает иск подлежащим частичному удовлетворению.

Из пояснений сторон, из материалов дела судом установлено следующее.

29.03.2010 г. истица обратился в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме, Ивановском муниципальном районе Ивановской области с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФР № 67 от 28.06.2010 года (протокол № 353 от 28.06.2010 г.) истцу было отказано в досрочном назначении пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ (л.д. 24, 25-29).

В специальный стаж не были включены, или исчислены вместо льготного порядка в календарном оспариваемые периоды по основаниям, изложенным в письменном отзыве ответчика на иск.

Суд считает оспариваемое решение неправомерным в части и включает в специальный стаж истицы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.20 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»:

в льготном исчислении (год работы за 1год 6 месяцев) период нахождения в отпуске по беременности и родам с 17.03.1984 г. по 08.07.1984 г., период работы в должности медицинской сестры палатной в торакальном отделении Ивановского областного онкологического объединения с 02.06.1994 г. по 31.12.1995 г., период работы в должности медицинской сестры постовой в торакальном отделении Ивановского областного онкологического диспансера с 01.01.1996 г. по 31.05.1999 г.,

в календарном исчислении - периоды обучения на курсах повышения квалификации с 03.02.2003 г. по 28.02.2003 г. и с 03.03.2008 г. по 31.03.2008 г.

Так, согласно пункту 2 статьи 27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Такие правила утверждены Постановлениями Правительства РФ от 11.07.2002 г. №516 и от19.10.2002 г. № 781.

Пункт 1 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусматривает, что настоящие Правила устанавливают порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Наряду с порядком исчисления периодов работы, установленным настоящими Правилами, порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 11, 13 и 19-21 пункта 1 статьи 27 Федерального закона, регулируется правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение указанной трудовой пенсии, утверждаемыми при принятии в установленном порядке списков соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (далее именуются - списки).

Пунктом 2 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено:

«При исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (далее именуется - стаж работы), в части, не урегулированной настоящими Правилами, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N516».

Согласно пункту 5 Правил, утвержденных Постановлением № 516, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

По трудовому законодательству отпуск по беременности и родам не относится к ежегодным оплачиваемым отпускам. Основанием для его предоставления служит медицинское заключение о временной нетрудоспособности, а оплачивается он через пособие по государственному социальному страхованию в виде пособия по беременности и родам. Таким образом, период отпуска по беременности и родам следует рассматривать как период получения пособия в период временной нетрудоспособности.

Период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам следует рассматривать как период получения пособия по беременности и родам в период временной нетрудоспособности и включать его в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. По данному вопросу Минтрудом России совместно с ПФР издано информационное письмо от 04.11.2002 № 7392-ЮЛ/ЛЧ-25-25/10067.

Суд соглашается с истицей в том, что нет оснований не включать период отпуска по беременности и родам в специальный стаж в льготном исчислении, также как и исчисленный ответчиком период работы, в котором истице был предоставлен соответствующий отпуск. Иной подход, использованный ответчиком, поставил ее в неравное положении по сравнению с лицами, которые, осуществляя аналогичную деятельность, имели периоды временной нетрудоспособности, включаемой в специальный стаж в льготном исчислении.

Таким образом, отпуск по беременности и родам подлежит включению в специальный стаж в льготном исчислении.

Далее, комиссия ответчика, отказывая истице во включении в специальный стаж периода работы с 02.06.1994 г. по 31.12.1995 г. в должности медицинской сестры палатной в торакальном отделении Ивановского областного онкологического объединения, сослалась на то обстоятельство, что список, утвержденный Постановлением № 781, не предусматривает такие учреждения как объединения больниц. Суд соглашается с истицей в том, что данная позиция представляется ошибочной, не учитывающей положений пункта 6 этого же Постановления, где предусмотрено, что в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке, так же и в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений.

В отношении данного периода работы подлежит применению Постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 в его последней редакции.

Пунктом 1 списка, утвержденного указанным Постановлением, предусмотрены «врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности».

Позднее пунктом 1 Постановления Министерства труда и социального развития РФ по согласованию с Министерством здравоохранения РФ и Пенсионным Фондом РФ установлено, что «работа в должностях, предусмотренных Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений включается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет по нормам статьи 81 Закона».

Из справки ГУЗ «Ивановский областной онкологический диспансер» следует, что на основании приказа Управления здравоохранения Ивановской области от 09.07.1992 № 61 данное учреждение переименовано в Ивановское областное онкологическое объединение, в состав которого входили онкологический диспансер и больница паллиативной онкологии типа «Хоспис».

В составе Ивановского областного онкологического объединения имелось лечебно-профилактическое структурное подразделение - торакальное отделение № 2.

Таким образом, суд считает, что названный период работы подлежит включению в специальный стаж. Кроме того, исчисление продолжительности данного периода работы должно осуществляться в льготном порядке.

01.01.1996 объединение было ликвидировано и на его базе создан Ивановский областной онкологический диспансер, в составе которого также имелось структурное подразделение – торакальное отделение № 2. Комиссия зачла работу в торакальном отделении с 01.01.1996 по 31.05.1999 в календарном исчислении, что суд так же считает неправомерным.

Торакальное отделение № 2 как объединения, так и диспансера являлось отделением хирургического профиля, о чем в частности, свидетельствует последующее уточнение его наименование как «хирургическое торакальное». Последнее наименование установлено в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения РФ от 29.01.1999 № 28 «О перечне хирургических подразделений стационаров лечебно-профилактических учреждений».

Пунктом 1 Приказа утвержден Перечень хирургических подразделений стационаров лечебно-профилактических учреждений, в числе которых указано «хирургическое торакальное».

Пунктом 2 Приказа предписано руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, руководителям учреждений федерального подчинения привести наименования хирургических подразделений стационаров лечебно-профилактических учреждений в соответствие с Перечнем.

Новое наименование отделения введено с 01.06.1999 именно для приведения наименования в соответствие с Перечнем, а не в связи с какой-либо реорганизацией и (или) изменением функционального назначения отделения.

Пунктом 2 Постановления Правительства от 06.09.1991 № 464 было установлено, что среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля один год работы в этой должности и подразделении считать за один год и 6 месяцев.

На этом правовом основании Комиссия включила в специальный стаж период работы в этом отделении после переименования, с 01.06.1999 по 31.10.1999, в льготном исчислении (один год работы за один год и шесть месяцев).

Далее, с учетом особенностей условий труда отдельных категорий граждан, которым трудовая пенсия по старости назначается досрочно, порядок исчисления периодов их работы устанавливается отдельными правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (пункт 3 той же статьи Закона).

Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516.

В силу пункта 4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно статье 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Из этого следует, что период обучения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен был производить и производил отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Для медицинского персонала лечебных учреждений повышение квалификации не реже одного раза в пять лет является обязательным условием выполнения им работы.

Согласно Положению о порядке допуска к осуществлению медицинской и фармацевтической деятельности в Российской Федерации, утвержденному приказом Минздрава РФ от 20.05.1997 № 156 «к занятию медицинской и фармацевтической деятельностью в Российской Федерации допускаются лица, получившие высшее или среднее медицинское и фармацевтическое образование в Российской Федерации, имеющие диплом и специальное звание, а на занятие определенными видами деятельности, перечень которых устанавливается Министерством здравоохранения Российской Федерации - также сертификат специалиста и лицензию. Сертификат специалиста действует на всей территории Российской Федерации и подтверждается каждые пять лет после соответствующей подготовки в государственной или муниципальной системах дополнительного профессионального образования по результатам квалификационного экзамена».

В периоды обучения на курсах повышения квалификации истица проходила дополнительную образовательную подготовку для осуществления медицинской деятельности в должности медицинской сестры и сдавала квалификационные экзамены на получение сертификата.

В настоящее время повышение квалификации регулируется законодательством о лицензировании определенных видов деятельности, в том числе медицинской.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 № 30 утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности.

Согласно пункту 5 (д) названного Положения повышение квалификации специалистов, осуществляющих работы (услуги), не реже одного раза в 5 лет является лицензионным требованием и условием при осуществлении медицинской деятельности.

Согласно пункту 7 (в) на лицензиата возложена обязанность представлять в лицензирующий орган копии документов об образовании (послевузовском, дополнительном профессиональном образовании, повышении квалификации) специалистов, состоящих в штате соискателя лицензии или привлекаемых им на законном основании для осуществления работ (услуг).

Правовая позиция о включении периодов обучения на курсах повышения квалификации в специальный стаж содержится в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 7 и 14 июня 2006 года.

С учетом такой правовой позиции суд соглашается с истицей в том, что периоды обучения на курсах повышения квалификации с 03.02.2003 по 28.02.2003 и с 03.03.2008 по 31.03.2008 подлежат включению в стаж, связанный с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья граждан, в календарном порядке.

Удовлетворяя иск в указанной части, суд считает неправомерным требование истицы о включении в специальный стаж периода работы в должности воспитателя в Шуйском доме ребенка по следующим основаниям.

Согласно пункту 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, в специальный стаж засчитываются периоды работы в должностях и в учреждениях, указанных в списке.

Должность воспитателя данным списком не предусмотрена.

В соответствии со списком профессий и должностей, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 464, правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости пользовались врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. В соответствии с номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, содержащейся в приложении к положению об оплате труда работников здравоохранения, утвержденному приказом Министерства здравоохранения РФ от 15.10.1999г. №377, воспитатели не относятся к медицинскому персоналу.

Не предусматривались должность воспитателя и онкологические объединения и списком должностей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1066, а также – перечнем должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 распространявшего свое действие в исследованный период.

В соответствии с п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Руководствуясь, в том числе, и указанным Постановлением Пленума Верховного Суда РФ, суд исследовал довод истицы со ссылкой на то обстоятельство, что в должности воспитателя она фактически выполняла функции медицинской сестры (что, по ее мнению, подтвердил и допрошенный свидетель) и счел, что эти доводы не являются основанием для удовлетворения иска в указанной части, поскольку из представленных истицей и по запросу суда – Шуйским домом ребенка документов однозначно установлено, что в спорный период истица осуществляла работу в должности именно воспитателя, которая не дает право на включение в специальный стаж в целях оценки право на досрочное пенсионное обеспечение в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.

Так, судом были исследованы следующие доказательства:

- Приказ Министерства здравоохранения СССР от 12 июня 1984 г. № 666 «О дальнейшем улучшении общественного дошкольного воспитания и подготовке детей к обучению в школе», утвердивший новые штатные нормативы медицинского, педагогического персонала домов ребенка,

- Приказ Министерства здравоохранения РФ от 2 декабря 1999 № 426 «О штатных нормативах домов ребенка, утвердивший новые штатные нормативы медицинского, педагогического персонала домов ребенка,

- Штатные расписания (копия) Шуйского дома ребенка за 1982, 1983, 1985, 1986, 1987, 1990, 1991 г.г. л.д. 55 – 61,

- должностные обязанности (копия) медсестры дома ребенка – л.д. 62

- должностные обязанности (копия) медсестры палатной дома ребенка – л.д. 63,

- должностные обязанности (копия) медсестры палатной дома ребенка во время ночного дежурства – л.д. 64

- сообщение главного врача Шуйского дома ребенка на запрос суда о штатной расписании дома ребенка и характеристике функциональных обязанностей истицы – л.д. 65,

- приказ (копия) по Шуйскому дому ребенка от 3.03.1986 г. о принятии истицы на должность медсестры,

- приказ (копия) от 04.07.1987 г. № 44 о переводе медсестры Жуковой на должность воспитателя,

- приказ (копия) от 16.10.1984 г. № 83 по Шуйскому дому ребенка о введении с 1.09.1984 г. должностей воспитателей вместо должностей медсестер,

- приказ по Шуйской центральной районной больнице (копия) от 14.04.2000 г. № 49 «О приведении штатного расписания дома ребенка МУЗ Шуйская ЦРБ в соответствие с требованиями нормативов»,

- штатное расписание (копия) дома ребенка МУЗ Шуйская ЦРБ от 14.04.2000 г.,,

- приказ (копия) о внесении изменений в штатное расписание МУЗ Шуйская ЦРБ от 23 июня 2000 г. № 79,

- Руководство для врачей домов ребенка (под редакцией Л.В. Дружининой. Москва «Медицина», 1987).

Перечисленные доказательства в своей совокупности не позволяют суду усомниться в ошибочности наименовании должности, на которой истица в спорный период времени работала в доме ребенка.

Отсутствие у истицы педагогического образования, само по себе, также не означает ошибочность наименования должности истицы в этот период, поскольку, как следует из письменного сообщения руководителя дома ребенка от 19.10.2010 г. № 824, до выхода приказа МЗ РФ от 02.12.1999 г. № 426 строгих требований к образованию (среднее медицинское или педагогическое) при осуществлении функций по работе с детьми на группах не было, и в должностях воспитателей работал персонал со средним медицинским образованием, поэтому, с согласия Жуковой Н.А., она и была переведена со штатной должности медсестры, на которую она была принята на работу изначально, на штатную должность воспитателя. После выхода приказа МЗ РФ от 02.12.1999 г. № 426 должности медицинских сестер палатных укомплектованы специалистами со средним медицинским образованием, а должности воспитателей – специалистами с педагогическим (средним и высшим) образованием.

С учетом зачтенных судом периодов у истицы на дату ее обращения в УПФ, на дату вынесения судебного решения не возникло право на досрочное пенсионное обеспечение, поэтому в части назначения пенсии иск подлежит оставлению без удовлетворения.

Удовлетворяя иск частично, суд в соответствии со ст.ст. 94. 98 ГПК РФ взыскивает с ответчика в пользу истицы судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 руб., по оплате услуги адвоката за составление искового заявления и юридическую консультацию – в сумме 2500 руб. (с учетом частичного удовлетворения иска).

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск удовлетворить частично.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное Учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области включить в специальный трудовой стаж Жуковой Е.А., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.20 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»,

в льготном исчислении (год работы за 1год 6 месяцев) период нахождения в отпуске по беременности и родам с 17.03.1984 г. по 08.07.1984 г., период работы в должности медицинской сестры палатной в торакальном отделении Ивановского областного онкологического объединения с 02.06.1994 г. по 31.12.1995 г., период работы в должности медицинской сестры постовой в торакальном отделении Ивановского областного онкологического диспансера с 01.01.1996 г. по 31.05.1999 г.,

в календарном исчислении - периоды обучения на курсах повышения квалификации с 03.02.2003 г. по 28.02.2003 г. и с 03.03.2008 г. по 31.03.2008 г.

В части включения в специальный стаж периода работы с 01.08.1987 г. по 23 09.1991 г. в должности воспитателя в Шуйском доме ребенка Ивановской области, в части досрочного назначения трудовой пенсии по старости с 29.03.2010 года отказать.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственного Учреждения) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области в пользу Жуковой Е.А.

судебные расходы в сумме 2700 руб.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Иваново в течение 10 дней.

Председательствующий: подпись.