2-2123/2010 О защите пенсионного права



Дело № 2-2123\10Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 октября 2010 года г. Иваново

Фрунзенский районный суд г. Иваново

В составе председательствующего судьи Добыш Т.Ф.

При секретаре Алферовой Н.Ю.

С участием представителя истца – Анцуповой С.В.

Представителя ответчика – Мухтдиновой Т.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Головой Е.Ю. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственному Учреждению) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области о защите пенсионного права,

У С Т А Н О В И Л:

Истица обратилась в суд с иском к ответчику о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, предусмотренной пп.19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» периода работы с 05.10.1981 г. по 29.11.1983 г. в должности преподавателя без занятия штатной должности в Ивановском педагогическом училище, в том числе периода нахождения в учебном отпуске с 10.05.1983 г. по 30.06.1983 г., с 01.11.1999 г. по 10.11.2002 г. в должности преподавателя в Ивановском музыкальном училище, с 08.06.2000 – в государственном образовательном учреждении «Ивановское музыкальное училище», периода обучения на курсах повышения квалификации с 24.05.1992 г. по 28.05.1992 г., о назначении пенсии с момента возникновения права.

Иск мотивирован тем, что она обратилась в отдел назначения, перерасчета и выплаты пенсий Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 14.05.2010 года ей отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ.

В исчисление педагогического стажа не были включены указанные периоды, поскольку, по утверждению ответчика, работа без занятия штатной должности, не подлежит включению в специальный стаж; в представленных для назначения пенсии документах не указано, что Ивановское музыкальное училище относится к образовательным учреждениям среднего профессионального образования в период с 01.11.1999 г. по 10.11.2002 г., обучение на курсах повышения квалификации не подлежит включению в специальный стаж в соответствии с п.п. 4 и 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516..

С решением комиссии истица не согласна и считает, что спорные периоды подлежит включению в специальный стаж, так как она осуществляла педагогическую деятельность в должности преподавателя и в учреждении образования, поименованных списком, с учетом которого оценивается право на досрочное пенсионное обеспечение. Курсы повышения квалификации подлежат включению в специальный стаж в соответствии с п.п. 4 и 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, ст. 187 ТК РФ. Учебный отпуск подлежит включению в специальный стаж в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397.

В судебном заседании представитель истицы поддержала исковые требования.

Представитель ответчика возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям письменного отзыва, из которого следует, что в настоящее время определение права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости педагогическим работникам производится с применением Списка должностей и учреждений, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 г.

Согласно п. 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, в специальный стаж засчитываются периоды работы в должностях и учреждениях, указанных в списке.

Педагогическая нагрузка не может быть включена в специальный стаж, так как эта работа без занятия штатной должности, что не предусмотрено правилами исчисления периодов работы, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781.

Работа в должностях, предусмотренных Списком, без занятия штатной должности при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад). Включалась в специальный стаж в соответствии с п. 1 Правил исчисления сроков выслуги, утвержденных постановлением правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1067. Согласно п. 3 указанного постановления данные правила могут применяться при исчислении специального стажа за периоды работы до 01.11.1999 г.

Норма рабочего времени истицей не выполнялась, так как в соответствии с постановлением правительства РФ от 03.04.2003 г. № 191 для преподавателей педагогических училищ она составляет 18 часов в неделю.

Правила исчисления периодов работы, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, не предусматривают возможность включения в специальный стаж педагогической нагрузки без занятия штатной должности.

Период работы в должности преподавателя в Ивановском музыкальном училище с 01.11.1999 г. по 10.11.2002 г. также не может быть включена в исчисление специального стажа. В Списке должностей, утвержденном постановлением правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1067, также как и в Списке должностей и учреждений, утвержденном постановлением правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 учреждения сгруппированы по типам. В представленных для назначения пенсии документах не указано, что Ивановское музыкальное училище относится к образовательным учреждениям среднего профессионального образования.

Периоды обучения в учебном отпуске с 10.05.1983 г. по 30.06.1983 г., периоды обучения на курсах повышения квалификации не подлежат включению в исчисление специального стажа на основании п.п. 4 и 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, считает иск подлежащим удовлетворению.

Из пояснений сторон, из материалов дела судом установлено следующее.

16.02.2010 года истица обратилась в отдел назначения, перерасчета и выплаты пенсий Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 14.05.2010 года ей отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ.

По мнению комиссии, стаж на соответствующих видах работ составил 19 лет 07 месяца 09 дней при требуемом стаже 25 лет.

В исчисление педагогического стажа не были включены оспариваемые периоды по основаниям, изложенным в отзыве на иск.

Суд считает, что решение ответчика в оспариваемой части является неправомерным.

В соответствии с п.п. 19 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» сохраняется право на досрочное назначение трудовой пенсии лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей не менее 25 лет независимо от их возраста.

Пунктом 3 указанной статьи установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, предусмотренная, в том числе, и п.п. 10 п. 1 указанной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

В настоящее время определение права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости педагогическим работникам производится с применением Списка должностей и учреждений, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781.

Данным списком предусмотрена должность «преподаватель», наименование учреждения «образовательные учреждения среднего профессионального образования (средние специальные учебные заведения):училища всех наименований».

Из материалов дела следует, что приказом № 337 от 30.09.1981 г. с 05.10.1981 г. истица была принята на должность аккомпаниатора в Ивановское педагогическое училище, во время работы в должности аккомпаниатора имела учебную нагрузку без занятия штатной единицы в должности преподавателя, что подтверждается справкой от 21.12.2009 г., выданной ОГОУ «Ивановский педагогический колледж им. Д.А. Фурманова» с приложением выписок из приказов об учебной нагрузке за 1981 – 1984 г.г, а также дополнительно карточками – справками за 1981 г. и 1082 г.

Учебная нагрузка составляла с 05.10.1981 г. по 26.01.1982 г. – 10 часов в неделю (приказ № 337 от 30.09.1981 г., карточка – справка за 1981 г.), с 27.01.1982 г. по 31.08.1982 г. – 9 часов в неделю (приказ № 337 от 30.09.1981 г., карточка – справка за 1982 г.), с 01.09.1982 г. по 31.08.1983 г. – 5 часов в неделю (приказ № 263 от 09.09.1982 г.), с 01.09.1983 г. по 26.01.1984 г. – 7 часов в неделю (приказ № 164 – п от 12.09.1983 г.).

Несмотря на то, что педагогическая деятельность в этот период осуществлялась без занятия штатной должности, суд считает возможным включить указанный период в специальный стаж истицы.

Так, в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ (Постановление Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года № 2-П, Постановление Конституционного Суда РФ от 3 июня 2004 года № 11-П, Определение Конституционного Суда РФ от 15 июля 2004 года № 285-О) льготные условия назначения трудовой пенсии могут устанавливаться в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.). Это должно осуществляться с соблюдением требований Конституции РФ, в том числе вытекающих из принципа равенства (ст.19, ч.1 и 2), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.

В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).

То есть вопросы, связанные с пенсионным обеспечением лиц, работающих в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям, должны разрешаться одинаковым образом.

В соответствии с п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Таким образом, у суда имеются правовые основания для включения спорного периода в специальный стаж истицы.

При этом суд отмечает то обстоятельство, что в указанный период трудовой деятельности истицы законодательством не предусматривалось выполнение нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад) как условие, необходимое для зачета в специальный стаж при определении права на досрочное пенсионное обеспечение.

Далее, период работы с 01.11.1999 г. по 10.11.2002 г. в должности преподавателя в Ивановском музыкальном училище, с 08.06.2000 – в государственном образовательном учреждении «Ивановское музыкальное училище» подлежит включению в специальный стаж, поскольку образовательное учреждение, в котором она осуществляла профессиональную деятельность, поименовано в списке, с учетом которого оцениваться право на досрочное пенсионное обеспечение. То обстоятельство, что данное образовательное учреждение относится в образовательном учреждениям среднего профессионального образования подтверждено лицензией, выданной училищу 01.09.1995 г. № 41 и лицензией от 29.09.2000 г. № 80, согласно которым разрешено осуществление образовательной деятельности в сфере среднего профессионального образования.

Период учебного отпуска подлежит включению в специальный стаж по следующим основаниям.

Этот учебный отпуск был предоставлен истице в связи с обучением в саратовской государственной консерватории им. Собинова по специальности «музыковед, преподаватель», что подтверждено дипломом серии ЕВ № 216535 от 25.06.1983 г. До и после обучения в ВУЗе она осуществляла педагогическую деятельность в должности преподавателя в Ивановском педагогическом училище.

До вступления в силу ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» действовал закон РФ от 20 ноября 1990 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

Согласно ст. 80 старого закона существовали условия, определяющие право на пенсию в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей: «пенсия в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей устанавливается при выслуге не менее 25 лет».

Согласно ст.1 данного закона, в случаях, предусмотренных настоящим Законом, Правительство Российской Федерации определяет порядок реализации прав на пенсионное обеспечение и условия пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан.

Согласно п.3 постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463, принятого в соответствии со ст. 83 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», сохраняются за другими педагогическими работниками условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».

Согласно Закону СССР «О государственных пенсиях», принятому Верховным Советом СССР 14 июля 1956г. и п.2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1956г. № 1397, в стаж работы учителей и других работников просвещения, засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.

Таким образом, у суда имеются правовые основания для включения учебного отпуска в специальный стаж истицы.

Далее, курсы повышения квалификации также подлежат включению в специальный стаж истицы по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 27 п.1 п.п. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» граждане приобретают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости при наличии определенного стажа на соответствующих видах работ, правила исчисления которого утверждаются Правительством РФ.

С учетом особенностей условий труда отдельных категорий граждан, которым трудовая пенсия по старости назначается досрочно в соответствии с вышеназванными статьями, порядок исчисления периодов их работы устанавливается отдельными правилами, утверждаемыми Правительством РФ.

Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 516.

В силу п.4 данных правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в пенсионный фонд РФ.

Согласно ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Поэтому указанные периоды являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в пенсионный фонд РФ.

Кроме того, для педагогических работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.

С учетом зачтенного периода у истицы на дату ее первоначального обращения в УПФР не имеется необходимый специальный стаж, но этот стаж выработан уже по состоянию на дату вынесения судебного решения, поэтому суд обязывает ответчика назначить истице пенсию с момента возникновения права.

Удовлетворяя иск, суд в соответствии со ст. 100 ГПК РФ), расценивая эти расходы разумными с учетом сложности дела и качеством оказанных услуг, отмечая при этом оправданность данной суммы исходя из среднего уровня оплаты подобных услуг при сравнимых обстоятельствах.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное Учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области включить в специальный трудовой стаж Головой Е.Ю., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.19 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», периоды работы:

- с 05.10.1981 г. по 29.11.1983 г. в должности преподавателя без занятия штатной должности в Ивановском педагогическом училище, в том числе период нахождения в учебном отпуске с 10.05.1983 г. по 30.06.1983 г.,

- с 01.11.1999 г. по 10.11.2002 г. в должности преподавателя в Ивановском музыкальном училище, с 08.06.2000 – в государственном образовательном учреждении «Ивановское музыкальное училище»,

- период обучения на курсах повышения квалификации с 24.05.1992 г. по 28.05.1992 г., назначив пенсию с момента возникновения права.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственного Учреждения) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области в пользу Головой Е.Ю. судебные расходы в сумме 4700 руб.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Иваново в течение 10 дней.

Председательствующий: подпись.