2-2676/2010 О защите пенсионного права



Дело № 2-2676\10Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 ноября 2010 года г. Иваново

Фрунзенский районный суд г. Иваново

В составе председательствующего судьи Добыш Т.Ф.

При секретаре Камановой Т.Н.

С участием истца – Турушевой Т.Л., представителя Филипповой Т.И.

Представителей ответчика Шлыковой Н.Е.

Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Турушевой Т.Л. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственному Учреждению) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области об оспаривании решения об отказе в назначении пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

Истица обратилась в суд с иском к ответчику о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения предусмотренной п.п.20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» периодов в льготном исчислении (год работы за 1 год 6 месяцев) следующих периодов:

- с 20.05.1986 г. по 11.09.1986 г., с 01.12.1996 г. по 20.04.1997 г. - отпуска по беременности и родам в связи с рождением детей, 19.07.1986 г.р. и 11.02.1997 г.р.,

- с 12.09.1986 г. по 30.11.1987 г. – нахождение в отпуске по уходу за ребенком, 19.07.1986 г.р., в возрасте до полутора лет,

в календарном исчислении – следующих периодов:

- с 01.09.1981г. по 01.07.1983г. – обучение в Шуйском медицинском училище;

- с 15.01.2001 г. по 14.02.2001 г., с 20.02.2006 г. по 21.03.2006 г. - обучение на курсах повышения квалификации, о назначении пенсии с момента возникновения права.

Иск мотивирован тем, что при обращении к ответчику с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости ей было отказано из-за отсутствия требуемого специального стажа.

Ответчик не зачел в специальный стаж:

периоды обучения на курсах повышения квалификации и учебу в Шуйском медицинском училище, поскольку обучение на курсах повышения квалификации и учеба в медицинском училище не предусмотрены пунктами 4 и 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516;

период нахождения в отпуске по беременности и родам в связи с рождением ребенка и период нахождения в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет были включены в специальный стаж в календарном, а не в льготном (1 год работы за 1 год и шесть месяцев) исчислении, поскольку данные периоды отпуска не могут рассматриваться как соответствующая профессиональная деятельность, связанная с повышенной интенсивностью, сложностью, нагрузкой, ведущей к утрате профпригодности;

С решением ответчика истица не согласна по следующим основаниям.

Периоды нахождения на курсах повышения квалификации подлежат включению в специальный стаж, поскольку на курсах повышения квалификации она находилась по указанию работодателя, за ней сохранялся средний заработок и должность, при этом она работала в должности и в отделении, дающих право на включение указанного периода в специальный стаж в льготном исчислении.

Период нахождения в отпуске по беременности и родам в связи с рождением ребенка также подлежит включении в специальный стаж в льготном исчислении., поскольку в указанный период выдается листок нетрудоспособности, оплачивается пособие, рассчитанное как пособие по временной нетрудоспособности исходя из средней заработной платы.

Период нахождения в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет подлежит включению в специальный стаж в льготном исчислении, поскольку до вступления в силу Федерального закона от 25.09.1992 г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации» в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, включался период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до 06.10.1992 г.

Кроме того, в силу постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 г. № 677 с 01.12.1989 г. увеличилась продолжительность дополнительного отпуска по уходу за ребенком без сохранения заработной платы до достижения им возраста трех, который подлежит зачету в общий и непрерывный стаж, и в стаж работы по специальности.

В судебном заседании истица и ее представитель исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Обосновать требование о включении в специальный стаж периода обучения в Шуйском медицинском училище истица не смогла.

Представитель ответчика иск не признала по основаниям письменного отзыва, из которого следует, что согласно подп.20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» сохраняется право на досрочное назначение трудовой пенсии лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях не менее 30 лет в городах, независимо от их возраста.

Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденному постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. №516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня при условии уплаты за эти периоды страховых взносов.

П. 5 указанных Правил предусматривает возможность включения в специальный стаж, наравне с работой периодов получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периодов ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.

Обучение на курсах повышения квалификации и учеба в медицинском училище данным перечнем не предусмотрено.

Периоды обучения на курсах повышения квалификации и учеба в училище не могут рассматриваться как соответствующая профессиональная деятельность, связанная с повышенной интенсивностью, сложностью, психоэмоциональной, физической и прочей нагрузкой, ведущей к утрате профессиональной пригодности. В период обучения сохраняются только трудовые отношения. При этом лечебная деятельность не осуществляется.

Время нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком, согласно пункту 21 разъяснения Министерства труда РФ от 22.05.1996 г. № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со ст.ст. 12.78, 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», утвержденного постановлением Министерства труда РФ от 22.05.1996 г. № 29 и применяемого в части не противоречащей Закону от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ,включается в специальный трудовой стаж до 06.10.1992 г.- дня вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992 г. № 35430-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации».

В соответствии со ст. 167 Кодекса законов о труде РСФСР, утвержденного Верховным Советом РСФСР от 09.12.1971 г., частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком предоставлялся женщинам до достижения им возраста полутора лет.

Истица находилась в дополнительном отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет без сохранения заработной платы, который не включается в специальный стаж.

Льготное исчисление специального стажа (один года работы за один год и шесть месяцев) в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464 применяется только в отношении периодов работы, то есть периоды отпусков по беременности и родам подлежат включению в специальный стаж только в календарном исчислении.

В период названного отпуска сохраняются только трудовые отношения. При этом не осуществляется лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения, то есть отсутствует факт работы в соответствующей должности в отделении хирургического профиля стационара.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, считает иск подлежащим удовлетворению частично.

Из пояснений сторон, представителей, материалов дела судом установлено следующее.

08.07.2010 г. истица обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственному Учреждению) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области с заявлением о назначении пенсии по старости ранее достижения возраста, установленного ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с лечебной и иной деятельность по охране здоровья населения.

Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФР № 7109 от 03.09.2010 г. (протокол № 536 от 03.09.2010 г.) ей было отказано в назначении пенсии из-за отсутствия требуемого специального стажа.

По мнению Комиссии специальный стаж на соответствующих видах работ составил 27 лет 08 месяцев 15 дней при требуемом стаже 30 лет.

Ответчик не зачел в специальный стаж оспариваемые периоды, по основаниям изложенным в отзыве ответчика на иск.

В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах, независимо от их возраста.

Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ

регулируются также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 516.

В силу п.4 данных правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в пенсионный фонд РФ.

Согласно ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Поэтому вышеуказанные периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Кроме того, для медицинских работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.

Таким образом, периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации подлежат включению в специальный стаж.

Далее, периоды нахождения истицы в отпуске по беременности и родам в связи с рождением ребенка суд включает в специальный стаж в льготном исчислении.

Так, согласно п.4 правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня при условии уплаты за эти периоды страховых взносов.

П.5 указанных правил предусматривает возможность включения в специальный стаж наравне с работой периодов получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периодов ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.

В соответствии со ст. 11 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона, засчитывается период получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.

Трудовым законодательством предусмотрены гарантии женщинам при предоставлении такого отпуска, как отпуск по беременности и родам.

За время нахождения в отпуске по беременности и родам женщине в соответствии с Законом о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, выплачивается пособие по государственному социальному страхованию в виде пособия по беременности и родам.

Данный отпуск беременной женщине работодатель предоставить обязан. Основанием для его предоставления являются заявление беременной женщины и медицинское заключение. Медицинским заключением в данном случае является листок нетрудоспособности, который выдается женской консультацией либо иным медицинским учреждением по месту жительства женщины. Выдача медицинского заключения осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан (п. 8.1).

Листок нетрудоспособности по беременности и родам выдается врачом акушером-гинекологом, а при его отсутствии - врачом, ведущим общий прием.

Период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам включается в стаж, который дает право на получение ежегодного оплачиваемого отпуска, а также в соответствии с Законом о трудовых пенсиях в стаж, дающий право на получение пенсии.

С учетом Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464 правом на льготное исчисление специального стажа работы (год работы засчитывается как год и 6 месяцев) пользуются в том числе средний медицинский персонал в отделениях хирургического профиля стационаров.

Таким образом, поскольку в указанный период истица, будучи медицинской сестрой в отделении хирургического профиля стационара, находилась в отпуске по беременности и родам, то данный период, по мнению суда, должен исчисляться в льготном порядке.

Согласно п. 21 Разъяснений Министерства труда РФ от 22.05.1996 г. № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со ст.ст. 12, 78 и 78.1 закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», утвержденного постановлением Министерства труда РФ от 22.05.1996 г. № 29 и применяемого в части, не противоречащей Закону от 17.12.2001 г. в специальный трудовой стаж включается период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до 6 октября 1992 года, то есть до вступления в силу закона РФ от 25.09.1992 г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ».

Период отпусков по уходу за ребенком, по мнению суда, подлежит зачету в специальный стаж и с учетом ст. 167 Кодекса законов о труде РФ, утвержденного Верховным Советом РСФСР от 09.12.1971 года, действовавшего в исследуемый период.

При этом статья 167 Кодекса законов о труде РФ, утвержденного Верховным Советом РСФСР от 09.12.1971 года, предусматривала два отпуска по уходу за ребенком: по достижении ребенком возраста 1 года 6 месяцев и по достижении ребенком возраста 3 лет.

С учетом изложенного, у суда имеются основания для включения отпуска по уходу за ребенком в специальный трудовой стаж истицы.

Поскольку, в указанные периоды истица, будучи медицинской сестрой в отделении хирургического профиля стационара, находилась в отпуске по уходу за ребенком, то данный период, по мнению суда, должен исчисляться также в льготном порядке.

Далее, период обучения истицы на дневном отделении в Шуйском медицинском училище, по мнению суда, не может быть включен в исчисление стажа работы, связанного с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.

Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002года №516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в ПФ РФ.

Пункт 5 указанных Правил предусматривает возможность включения в специальный стаж наравне с работой периодов получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периодов ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.

Учеба в медицинском училище данным перечнем не предусмотрена.

С учетом включения в специальный стаж спорных периодов у истицы на дату обращения в УПФ с заявление о досрочном назначении пенсии не имеется необходимого специального стажа, поэтому суд в этом требование истице отказывает.

Удовлетворяя иск, суд взыскивает с ответчика в пользу истицы судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 руб. (ст. 94.,98 ГПК РФ) и расходы по оплате услуг адвоката в сумме 4500 руб., учитывая принцип разумности и справедливости, а также средний уровень оплаты подобных услуг (ст. 100 ГПК РФ)

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск удовлетворить частично.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное Учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области включить в специальный трудовой стаж Турушевой Т.Л., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.20 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», в льготном исчислении (год работы за 1 год 6 месяцев) периоды:

- с 20.05.1986 г. по 11.09.1986 г., с 01.12.1996 г. по 20.04.1997 г. - отпуска по беременности и родам в связи с рождением детей, 19.07.1986 г.р. и 11.02.1997 г.р.,

- с 12.09.1986 г. по 30.11.1987 г. – нахождение в отпуске по уходу за ребенком, 19.07.1986 г.р., в возрасте до полутора лет,

в календарном исчислении:

- с 15.01.2001 г. по 14.02.2001 г., с 20.02.2006 г. по 21.03.2006 г. - обучение на курсах повышения квалификации.

В части включения в специальный стаж периода обучения в Шуйском медицинском училище с 01.09.1981 г. по 01.07.1983 г., в части назначения пенсии отказать.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственного Учреждения) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области в пользу Турушевой Т.Л. судебные расходы в сумме 4700 руб.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Иваново в течение 10 дней.

Председательствующий: подпись