2-2192/2010 Об установлении факта принятия наследства



Дело № 2-2192/10

РешениеИменем Российской Федерации

6 декабря 2010 года г. Иваново Ивановской области

Фрунзенский районный суд г. Иваново

в составе председательствующего судьи Кузнецовой Е.В.

при секретаре Тарасовой К.В.

с участием заявителя Ковалевой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Ковалевой Н.А. об установлении юридического факта принятия наследства,

УСТАНОВИЛ:

Ковалева Н.А. обратилась в суд с заявлением об установлении юридического факта принятия наследства после смерти ее матери Ш.В.В.. Свои требование заявитель обосновала тем, что 22 августа 2005 года умерла ее мать Ш.В.В. После ее смерти открылось наследство, состоящее из компенсационных выплат по закрытым в 1993 году и 1994 году вкладам в 1573/001 филиале Сбербанка России в городе Шуя и выплаты на погребение. Поскольку вступление в права наследования заявительницей не оформлялось, в настоящее время получение указанных денежных средств в банке без решения суда невозможно (л.л.д. 3).

В судебном заседании Ковалева Н.А. пояснила, что является единственной наследницей имущества умершей Ш.В.В. Однако после смерти Ш.В.В. наследство не оформлялось так как в наследственную массу входило только движимое имущество В судебном заседании заявитель доводы, изложенные в заявлении, поддержал в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица Шуйского ОСБ №1573 в судебное заседание не явился, но просил дело рассмотреть в его отсутствие (л.д. 15).

В судебном заседании свидетели К.А.И. и Ф.А.И. показали, что после смерти Ш.В.В. её личные вещи, находившиеся в квартире её дочери Ковалевой, были розданы соседям. Отдельные вещи Ковалева забрала на дачу.

Суд, выслушав пояснения заявителя, показания свидетелей, изучив материалы дела, считает заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В соответствии со ст. 265 ГПК РФ, суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.

Судом установлено, что Ковалева является единственной наследницей имущества своей умершей матери Ш.В.В. Согласно сообщению Шуйского ОСБ №1573 на имя Ш.В.В. имелись следующие вклады:

- вклад № 39361, закрыт в 1994 году, завещан не был. По данному вкладу полагается компенсация согласно действующему Постановлению Правительства РФ от 25 декабря 2009 года № 1092 «О порядке осуществления в 2010 году компенсационных выплат отдельным категориям граждан Российской Федерации по вкладам в Сбербанке РФ»;

- вклад № 0575234, закрыт в 1993 году, завещан не был. По данному вкладу полагается компенсация согласно действующему Постановлению Правительства РФ от 25 декабря 2009 года №1092 «О порядке осуществления в 2010 году компенсационных выплат отдельным категориям граждан Российской Федерации по вкладам в Сбербанке РФ» (л.л.д. 33).

Выплата компенсационных вкладов наследникам осуществляется на основании свидетельства о праве на наследство. Заявительницей не оформлялся данный документ. Указанное обстоятельство подтверждено сообщением нотариуса от 1 ноября 2010 года о том, что наследственное дело к имуществу умершей Ш.В.В. не заводилось. (л.л.д. 36). Таким образом, суд полагает, что требуемый заявительницей документ, иначе как по решению суда, получен быть не может.

Согласно ст. 1113 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина.

В соответствии со ст. 1114 ГК РФ днем открытия наследства является день смерти гражданина.

Судом установлено, что днем открытия наследства Ш.В.В. является 22 августа 2005 года. Данное обстоятельство подтверждается копией свидетельства о смерти I-ФО № 664143 от 23 августа 2005 года, оригинал которого обозревался судом в судебном заседании (л.д. 5).

Согласно абз. 1 ст. 1115 ГК РФ местом открытия наследства является последнее место жительства наследодателя.

В материалах дела имеется справка ЦУРГ, из которой следует, что на день смерти Ш.В.В. была зарегистрирована и проживала по адресу: г. Иваново, <данные изъяты> (л.д. 6). Данная квартира, принадлежавшая в тот период на праве собственности Ковалевой Н.А. (л.д. 12), является местом открытия наследства.

Согласно ст. 1154 ГК РФ).

Судом установлено, что заявительница не обращалась к нотариусу в установленный для принятия наследства срок. Наследственное дело к имуществу умершей Ш.В.В. не заводилось.

В соответствии с п. 2 ст. 1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы по содержанию наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.

Судом установлено, что в состав наследства входило движимое имущество, состоящее из личных вещей Ш.В.В. и домашней мебели. Указанное имущество находилось в квартире, принадлежащей на праве собственности Ковалевой Н.А., так как наследодатель проживала в ней. Данное обстоятельство подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права от 24 декабря 2002 года (л.д. 12), справкой ЦУРГ о регистрации Ш.В.В.по месту жительства (л.д. 6), показаниями свидетелей К.А.И. и Ф.А.И. (л.д. 28). Ковалева после смерти матери фактически приняла наследство. Об этом свидетельствует то, что она распорядилась имуществом матери - часть имущества, входящего в наследство, Ковалева раздала соседям, а часть – оставила себе. Указанные обстоятельства подтверждены в ходе судебного разбирательства пояснениями заявительницы, а также показаниями допрошенных в судебном заседании от 1 ноября 2010 года свидетелей К.А.И. и Ф.А.И. (л.л.д. 27-29).

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что Ковалева совершила действия, свидетельствующие о принятия наследства.

Согласно п.2 ст. 1152 ГК РФ принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.

Судом установлено, что Ковалева является единственной наследницей имущества Ш.В.В. Данное обстоятельство подтверждается копией свидетельства о рождении Шатуновой Н.А. (л.л.д. 4), сменившей фамилию после заключения брака с К.А.И. Данное обстоятельство подтверждено копией свидетельства о заключении брака между К.А.И. и Шатуновой Н.А. (л.л.д.4), Таким образом, ей причитается все имущество, оставшееся после Ш.В.В.. Тот факт, что Ковалева приняла часть наследства в виде личных вещей и предметов домашнего обихода, свидетельствует о том, что она приняла все причитающееся ей наследство, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось, в том числе и вклады в сберегательных банках.

При таких обстоятельствах, суд считает доказанным факт принятия наследства Ковалевой Н.А. после смерти её матери Ш.В.В., умершей 22 августа 2005 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, ст. 264 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Установить юридический факт принятия наследства Ковалевой Н.А., <данные изъяты>, после смерти Ш.В.В., умершей 22 августа 2005 года.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Иваново в течение 10 дней.

Председательствующий: