2-3015/2010 О защите пенсионного права



Дело № 2-3015\10Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 декабря 2010 года г. Иваново

Фрунзенский районный суд г. Иваново

В составе председательствующего судьи Добыш Т.Ф.

При секретаре Камановой Т.Н.

С участием

Представителя ответчика Шлыковой Н.Е.

Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Новожиловой О.Н. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственному Учреждению) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области об оспаривании решения о назначении пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

Истица обратилась в суд с иском к ответчику о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей, предусмотренной п.п.19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», периода работы с 15.08.1985 г. по 26.08.1988 г. в должности учителя в Ново – Горкинской средней школе Лежневского района Ивановской области, с 02.10.1994 г. по 02.06.1999 г. в должности музыкального руководителя в яслях – саду № 169 г. Иваново (с 03.10.1994 г. – в муниципальном центре раннего эстетического развития ДОУ № 169), периода обучения на курсах повышения квалификации с 10.11.1998 г. по 27.11.1998 г., о назначении пенсии с момента возникновения права.

Иск мотивирован тем, что 09.09.2010 года она обратилась в Управление Пенсионного Фонда в городах Иваново, Кохме, Ивановском районе Ивановской области с заявлением о назначении пенсии по старости ранее достижения возраста, установленного ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с педагогической деятельностью. Решением отдела назначения, перерасчета и выплаты пенсий Управления ПФ РФ от 03.11.2010 года в назначении пенсии ей было отказано в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ.

Вышеуказанные периоды не были включены в специальный стаж.

С решением ответчика истица не согласна, считает его незаконным, необоснованным, поскольку в данный период она осуществляла педагогическую деятельность с детьми в должности и в учреждениях, поименованных списками, с учетом которых оценивается право на досрочное пенсионное обеспечение.

В судебное заседание истица не явилась. От нее в деле имеется телефонограмма о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель ответчика исковые требования не признала по основаниям письменного отзыва на иск, из которого следует, что согласно подп.19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» сохраняется право на досрочное назначение трудовой пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей не менее 25 лет независимо от их возраста.

Пунктом 3 указанной статьи Федерального закона установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, предусмотренная, в том числе и подп.10 п.1 указанной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

В настоящее время определение права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости педагогический работникам производится с применением Списка должностей и учреждений, утвержденного постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 г.

Согласно п.3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, в специальный стаж засчитываются периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке.

Школы всех наименований указаны в п. 1.1 «Общеобразовательные учреждения» раздела «наименование учреждений» Списка. Представленные заявителем документы не содержат ссылки на тип учреждений (общеобразовательные).

Дошкольные образовательные учреждения предусмотрены названным Списком определенного вида: детские сады всех наименований, центр развития ребенка - детские ясли - сад, детские ясли. Из представленных для назначения пенсии документов определить вид учреждения не представляется возможным.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года № 2-П установлено, что в целях реализации пенсионных прав педагогических и медицинских работников при исчислении стажа на соответствующих видах работ могут применяться нормативные акты, регулировавшие порядок исчисления стажа для назначения указанной категории лиц, пенсии за выслугу лет до введения в действие нового правового регулирования, т.е. действовавшие на 31 декабря 2001 года. К таким нормативным правовым актам, частности, относились Постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», Постановление Правительства РФ от 22.09.1999 № 1067 «Об утверждении Списка должностей работа, в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и правил исчисления сроков выслуги лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях детей», регулировавшие пенсионное обеспечение педагогических работников за периоды работы до 1 ноября 1999 года, и после указанной даты, соответственно.

Представленные для назначения пенсии документы не содержат ссылки на вид учреждений.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463 из детских дошкольных учреждений предусматривались детские сады, сады - ясли и детские ясли. Данным списком не предусматривалась должность музыкального руководителя, а также не предусматривались и центры раннего эстетического развития.

Курсы повышения квалификации не подлежат включению в специальный стаж в соответствии с п.п. 4 и 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516.

Суд, выслушав представителя ответчика, изучив материалы дела, считает иск подлежащим удовлетворению.

Из пояснений представителя ответчика, материалов дела суд установил следующее.

09.09.2010 года истица обратилась в Управление Пенсионного Фонда в городах Иваново, Кохме, Ивановском районе Ивановской области с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости ранее достижения возраста, установленного ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с педагогической деятельностью.

Решением отдела назначения, перерасчета и выплаты пенсий Управления ПФ РФ от 03.11.2010 года ей отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ.

В исчисление педагогического стажа не были включены оспариваемые периоды работы по основаниям, изложенным в возражениях на иск.

Суд считает возможным включить в специальный стаж спорные периоды.

Из искового заявления, из записей в трудовой книжке истицы, из справки МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 169» от 10.12.2010 г. № 51, из Устава муниципального центра раннего эстетического развития ДОУ № 169 от 1994 года, в редакции от 1999 года, из изменений и дополнений в Устав МОУ «Центра развития ребенка – детский сад № 169» от 2002 года следует, что, несмотря наименование, на несоответствующее спискам, с учетом которых оценивается право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», в спорный период с 02.10.1994 г. по 02.06.1999 г. местом работы истицы был детский сад.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ (Постановление Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года № 2-П, Постановление Конституционного Суда РФ от 3 июня 2004 года № 11-П, Определение Конституционного Суда РФ от 15 июля 2004 года № 285-О) льготные условия назначения трудовой пенсии могут устанавливаться в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.). Это должно осуществляться с соблюдением требований Конституции РФ, в том числе вытекающих из принципа равенства (ст.19, ч.1 и 2), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.

В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).

То есть вопросы, связанные с пенсионным обеспечением лиц, работающих в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям, должны разрешаться одинаковым образом.

В соответствии с п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Таким образом, у суда имеются правовые основания для включения спорного периода в специальный стаж истицы.

Далее, согласно подп.19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» сохраняется право на досрочное назначение трудовой пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей не менее 25 лет независимо от их возраста.

Пунктом 3 указанной статьи Федерального закона установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, предусмотренная, в том числе и подп.10 п.1 указанной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

В настоящее время определение права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости педагогический работникам производится с применением Списка должностей и учреждений, утвержденного постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 г.

Согласно п.3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, в специальный стаж засчитываются периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке.

Школы всех наименований указаны в п. 1.1 «Общеобразовательные учреждения» раздела «наименование учреждений» Списка.

Из представленной истицей справки о переименовании школы, выданной муниципальной Ново – Горкинской средней общеобразовательной школой Лежневского района ивановской области от 08.09.2010 г., следует, что в спорный период данная школа также была по типу общеобразовательной.

Таким образом, данный период также подлежат включению в специальный стаж.

Далее, в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» граждане приобретают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости при наличии определенного стажа на соответствующих видах работ, правила исчисления которого утверждаются Правительством РФ.

С учетом особенностей условий труда отдельных категорий граждан, которым трудовая пенсия по старости назначается досрочно в соответствии с вышеназванными статьями, порядок исчисления периодов их работы устанавливается отдельными правилами, утверждаемыми Правительством РФ.

Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 516.

В силу п.4 данных правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в пенсионный фонд РФ.

Согласно ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Поэтому указанные периоды являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в пенсионный фонд РФ.

Кроме того, для педагогических работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.

Таким образом, курсы повышения квалификации также подлежат включению в специальный стаж.

Поскольку с учетом зачтенных судом периодов у истицы на дату ее первоначального обращения в УПФР не имеется необходимого специального стажа, предусмотренного пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», но данный стаж выработан по состоянию на дату вынесения решения суда, то суд считает необходимым обязать ответчика назначить истице пенсию с момента возникновения права.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное Учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области включить в специальный трудовой стаж Новожиловой О.Н. , дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», период работы с 15.08.1985 г. по 26.08.1988 г. в должности учителя в Ново – Горкинской средней школе Лежневского района Ивановской области, с 02.10.1994 г. по 02.06.1999 г. в должности музыкального руководителя в яслях – саду № 169 г. Иваново (с 03.10.1994 г. – в муниципальном центре раннего эстетического развития ДОУ № 169), период обучения на курсах повышения квалификации с 10.11.1998 г. по 27.11.1998 г., назначив пенсию с момента возникновения права.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Иваново в течение 10 дней.

Председательствующий: