16 декабря 2010 года Фрунзенский районный суд г. Иваново В составе председательствующего судьи Добыш Т.Ф. При секретаре Камановой Т.Н. С участием представителя ответчика Шлыковой Н.Е. Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Князевой М.С. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственному Учреждению) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области об оспаривании решения об отказе в назначении пенсии, УСТАНОВИЛ: Истица обратилась в суд с иском к ответчику о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, предусмотренной п.п.19 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», периодов работы и назначении пенсии с момента первоначального обращения. Исковые требования мотивированы тем, что 06.08.2009 г. истица обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное Учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области с заявлением досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей, предусмотренной подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «о трудовых пенсиях в Российской Федерации» Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 13.09.2009 г. истице было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии в связи с отсутствием требуемого 25-ти летнего стажа на соответствующих видах работ. По мнению Комиссии специальный стаж истицы составил 14 лет 11 месяцев 08 дней. В исчисление специального стажа ответчик не включил следующие периоды: -с 26.08.1984 г. по 04.01.1988 г. в должности секретаря комитета комсомола областной больницы Ленинского РК ВЛКСМ, - с 05.01.1988 г. по 14.09.1990 г. в должности заведующей отделом комсомольских организаций Ленинского РК ВЛКСМ, - с 21.06.1994 г. по 09.02.1999 г. в должности учителя, с 15.08.1994 г. – в должности заместителя директора по учебно – воспитательной работе, с 24.08.1995 г. – заместителя директора по научно – методической и экспериментальной работе, с 03.06.1997 г. – директора в русско – французской школе – гимназии № 23 г. Иваново, - периоды обучения на курсах повышения квалификации с 05.06.1991 г. по 08.06.1991 г., с 09.12.1991 г. по 13.12.1991 г., с 05.05.1994 г. по 06.05.1994 г., с 10.12.1999 г. по 12.12.1999 г., с 15.12.2003 г. по 19.12.2003 г., с 26.04.2004 г. по 29.04.2004 г., с 25.09.2009 г. по 30.09.2009 г., с 22.10.2009 г. по 28.10.2009 г., с 14.12.2009 г. по 18.12.2009 г.. С решением комиссии истица не согласна, считает его незаконным и необоснованным поскольку, исполняя обязанности в должности секретаря комитета комсомола областной больницы Ленинского РК ВЛКСМ и заведующей отделом комсомольских организаций Ленинского РФ ВЛКСМ в спорные периоды она подпадала под действие п. 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, согласно которому, учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах. Школа-гимназия № 23 г. Иваново является муниципальным общеобразовательным учреждением, целями и задачами которого является получение общего полного образования детьми, кроме того в спорный период истица выполняла норму рабочего времени установленной за ставку заработной платы. Периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель производил отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд. В судебное заседание истица не явилась, просила рассмотреть дело в свое отсутствие, о чем направила телефонограмму. Представитель ответчика возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям письменного отзыва, из которого следует, что согласно п. 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, в специальный стаж засчитываются периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке. Должность секретаря и заведующего отделом ВЛКСМ данным списком не предусмотрена. Не предусмотрена она и Списком, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463. Не состоятельна ссылка истца на постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397. Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. № 2- П установлено, что при исчислении стажа на соответствующих видах работ могут применяться нормативные правовые акты, действовавшие на 31 декабря 2001 г. Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 утратило силу с 01.10.1993 г., согласно постановлению Совета Министров – Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 953. Данное постановление не может быть применено также в силу того, что, согласно п. 4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным вышеназванным постановлением, время работы и иной деятельности засчитывается в стаж по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа (16 лет 8 месяцев), требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Кроме того, согласно постановлению Министерства труда и социального развития от 17.10.2003 г. № 70 при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на досрочную трудовую пенсию по старости могут также применяться нормативные акты, действовавшие в период осуществления работы заявителя, но при условии, что до дня их отмены полностью выработан необходимый специальный трудовой стаж, дававший право на пенсию за выслугу лет. В случае если необходимый стаж выработан, право определяется в соответствии с законодательством, действовавшим на момент установления пенсии. Школы-гимназии не были предусмотрены Списком профессий и должностей утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463. Периоды обучения на курсах повышения квалификации не подлежат включению в педагогический стаж согласно Правилам исчисления периодов работы, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516. Суд, выслушав представителя ответчика, изучив материалы дела, считает иск подлежащим удовлетворению. Из пояснений представителя ответчика, материалов дела суд установил следующее. 24.08.2010 г. истица обратилась в Управление Пенсионного фонда с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, предусмотренной пп.19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Решением отдела назначения, перерасчета и выплаты пенсий УПФР от 13.09.2010 № 77 года истице было отказано в досрочном назначении пенсии из-за отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ. По мнению комиссии, педагогический стаж истицы составил 14 лет 11 месяцев 8 дней при требуемом стаже 25 лет. В исчисление специального стажа ответчик не включенные спорные периоды работы, по основаниям, изложенным в отзыве ответчика на иск. Суд считает, что спорные периоды подлежат включению в специальный стаж истицы исходя из следующего. Суд при рассмотрении данного спора применяет нормы, в том числе, действовавшего в исследованный период законодательства. Как следует из определения Конституционного Суда РФ от 5 ноября 2002 года №320-О, пенсии, назначаемые гражданам в связи с трудовой или иной деятельностью, которую законодатель признает общественно полезной, заработаны, заслужены предшествующим трудом. При этом гражданин ориентируется на нормы, определяющие продолжительность специального трудового стажа и правовые последствия, предусмотренные действующим в тот период законодательством и изменение условий установления пенсий в связи с особыми условиями труда является ограничением конституционного права на социальное обеспечение. До вступления в силу ФЗ « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» действовал Закон РФ от 20 ноября 1990 « О государственных пенсиях в Российской Федерации». Согласно ст. 80 старого закона существовали условия, определяющие право на пенсию в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей: « пенсия в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей устанавливается при выслуге не менее 25 лет». Согласно ст.1 данного закона, в случаях, предусмотренных настоящим Законом, Правительство Российской Федерации определяет порядок реализации прав на пенсионное обеспечение и условия пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан. Согласно п.3 постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463, принятого в соответствии со ст. 83 Закона РСФСР « О государственных пенсиях в РСФСР», сохраняются за другими педагогическими работниками условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР « О государственных пенсиях в РСФСР». Согласно Закону СССР «О государственных пенсиях», принятому Верховным Советом СССР 14 июля 1956г. и п.2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1956г. № 1397, в стаж работы учителей и других работников просвещения, засчитывается работа в частности, в школах, училищах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых, а также выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах (п.1 «а»). Поскольку в спорный период истица работала на ответственной работе в комсомольских органах, то данный период подлежит зачету в специальный стаж истца. Далее, материалами дела установлено, что в периоды с 21.06.1994 г. по 09.02.1999 г. истица работала в должности учителя, с 15.08.1994 г. – в должности заместителя директора по учебно – воспитательной работе, с 24.08.1995 г. – заместителя директора по научно – методической и экспериментальной работе, с 03.06.1997 г. – директора в русско – французской школе – гимназии № 23 г. Иваново, что подтверждается сведениями трудовой книжки, уточняющей справкой Муниципального общеобразовательного учреждения Гимназия № 36 от 24.08.2009 г. № 28 (л.д. 17, 21-23). Согласно ч. 3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463. Списком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, также поименованы учителя и школы всех наименований. Периоды работы истицы в школе-гимназии № 23 подлежат оценке в рамках определения права на досрочное пенсионное обеспечение с учетом Постановления Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15.04.2005 г. № 278, которым установлено тождество наименования учреждения «школа-гимназия» наименованию учреждения «гимназия», предусмотренному Списком должностей и учреждений, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781. В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ (Постановление Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года № 2-П, Постановление Конституционного Суда РФ от 3 июня 2004 года № 11-П, Определение Конституционного Суда РФ от 15 июля 2004 года № 285-О) льготные условия назначения трудовой пенсии могут устанавливаться в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.). Это должно осуществляться с соблюдением требований Конституции РФ, в том числе вытекающих из принципа равенства (ст.19, ч.1 и 2), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им. В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). То есть вопросы, связанные с пенсионным обеспечением лиц, работающих в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям, должны разрешаться одинаковым образом. В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 г. № 25 в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периода его работы, подлежащего по мнению истца, зачету в специальный стаж работы необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретны обстоятельств каждого дела установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемой им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций в которых он работал». Таким образом, указанные спорные периоды подлежат включению в специальный стаж истицы. В соответствии со ст. 27 п.1 п.п. п.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» граждане приобретают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости при наличии определенного стажа на соответствующих видах работ, правила исчисления которого утверждаются Правительством РФ. С учетом особенностей условий труда отдельных категорий граждан, которым трудовая пенсия по старости назначается досрочно в соответствии с вышеназванными статьями, порядок исчисления периодов их работы устанавливается отдельными правилами, утверждаемыми Правительством РФ. Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 516. В силу п.4 данных правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в пенсионный фонд РФ. Согласно ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Поэтому указанные периоды являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в пенсионный фонд РФ. Кроме того, для педагогических работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы. Следовательно, периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации также подлежат включению в специальный стаж. На основании, вышеизложенного суд считает необходимым спорные периоды работы истицы включить в специальный стаж дающий право на досрочное назначение пенсии. Поскольку с учетом зачтенных периодов у истца на момент первоначального обращения имеется необходимый специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, то суд обязывает ответчика назначить истице пенсию с указанного момента. Удовлетворяя иск, суд взыскивает с ответчика в пользу истицы судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 руб. (ст.ст. 94, 98,100 ГПК РФ). Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Иск удовлетворить. Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное Учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области включить в специальный трудовой стаж Князевой М.С., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.19 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», период работы - с 26.08.1984 г. по 04.01.1988 г. в должности секретаря комитета комсомола областной больницы Ленинского РК ВЛКСМ, - с 05.01.1988 г. по 14.09.1990 г. в должности заведующей отделом комсомольских организаций Ленинского РК ВЛКСМ, - с 21.06.1994 г. по 09.02.1999 г. в должности учителя, с 15.08.1994 г. – в должности заместителя директора по учебно – воспитательной работе, с 24.08.1995 г. – заместителя директора по научно – методической и экспериментальной работе, с 03.06.1997 г. – директора в русско – французской школе – гимназии № 23 г. Иваново, - периоды обучения на курсах повышения квалификации с 05.06.1991 г. по 08.06.1991 г., с 09.12.1991 г. по 13.12.1991 г., с 05.05.1994 г. по 06.05.1994 г., с 10.12.1999 г. по 12.12.1999 г., с 15.12.2003 г. по 19.12.2003 г., с 26.04.2004 г. по 29.04.2004 г., с 25.09.2009 г. по 30.09.2009 г., с 22.10.2009 г. по 28.10.2009 г., с 14.12.2009 г. по 18.12.2009 г., - назначив пенсию с момента первоначального обращения в УПФР. Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственного Учреждения) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области в пользу Князевой М.С. судебные расходы в сумме 200 руб. Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Иваново в течение 10 дней. Председательствующий: подпись