Именем Российской Федерации 17 января 2011 года г. Иваново Фрунзенский районный суд г. Иваново В составе председательствующего судьи Добыш Т.Ф. При секретаре Камановой Т.Н. С участием истца Крупновой А.Н., представителя – Волковой Н.В. Представителя ответчика Шлыковой Н.Е. Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Крупновой А.Н. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственному Учреждению) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области об оспаривании решения об отказе в назначении пенсии, УСТАНОВИЛ: Истица обратилась в суд с иском к ответчику о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренной п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», мотивируя требования тем, что при обращении в УПФР с заявлением о назначении трудовой пенсии в связи с лечебной деятельностью ей в этом было отказано из – за отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ. По мнению ответчика, специальный стаж истицы составил 14 лет 01 месяц 09 дней при требуемом стаже 30 лет. В исчисление стажа на соответствующих видах работ не были включены периоды с 19.03.1984г. по 28.06.1991г. в должности старшей медицинской сестры в яслях-саду №64 Ивановского ремонтно-технического предприятия, с 01.07.1991г. по 14.12.2009г. – в должности старшей медицинской сестры в яслях-саду №64 отдела народного образования Советского района гор. Иваново. С решением ответчика в указанной части она не согласна, считает его незаконным и необоснованным. В спорные периоды период работы она выполняла все функциональные обязанности медицинской сестры: проводила осмотр детей, готовила заявки на приобретение необходимых медикаментов, контролировала и оказывала помощь в организации учебно-воспитательного процесса, осуществляла контроль за организацией и качеством питания, проводила санитарно-просветительскую работу среди сотрудников и родителей, планировала и проводила вакцинацию и тубдиагностику по графику национального календаря, вела учетно-отчетную документацию. В судебном заседании истица и ее представитель поддержали исковые требования. Представитель ответчика возражала против удовлетворения требований по основаниям письменного отзыва на иск, из которого следует, что согласно подпункту 20 пункта 1 ст. 27 Закона от 17.12.2001 трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах. Согласно пункту 3 Правил исчисления периодов работы, дающей назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781, в специальный стаж засчитываются периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии. В Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 ясли-сады (детские ясли) не входят. Ясли-сады, детские ясли не предусматривались и перечнем структурных подразделений, содержащемся в Правилах исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1066, действовавшим до принятия Постановления Правительства № 781 от 29.10.2002 г. В соответствии со списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464, действие которого распространялось на периоды работы до 01.11.1999 г., правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости пользовались врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. Ясли-сады, детские сады не относятся к лечебно-профилактическим и санитарно-эпидемиологическим учреждениям. Представитель ответчика пояснила, что периоды работы истицы с 19.03.1984г. по 28.06.1991г., с 01.07.1991г. по 16.05.1993г., с 17.06. 1993г. по 30.09.1993г. включены в исчисление специального стажа, таким образом, решение может быть оспорено в части не включения в специальный стаж только периода работы с 01.10.1993г. по 14.12.2009г.. Также представитель ответчика обратила внимание суда, что в один из спорных периодов имел место период обучения на курсах повышения квалификации с 17.05.1993г. по 16.06.1993г., который также не подлежит включению в специальный стаж. Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня при условии уплаты за эти периоды работы страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Пункт 5 указанных Правил предусматривает возможность включения в специальный стаж наравне с работой периодов получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периодов ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные. Курсы усовершенствования, повышения квалификации данным перечнем не предусмотрены. Суд, выслушав стороны, представителей, изучив материалы дела, считает иск подлежащим удовлетворению частично. Из пояснений сторон, материалов дела, судом установлено следующее. 15.12.2009 года истица обратилась в отдел назначения, перерасчета и выплаты пенсий УПФР с заявлением о назначении трудовой пенсии в связи с лечебной деятельностью, предусмотренной п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Решением отдела назначения, перерасчета и выплаты пенсий УПФР от 12.03.2010 года ей было в этом отказано из-за отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ. По мнению Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан, специальный стаж истицы составил 14 лет01 месяц 09 дней при требуемом стаже 30 лет. В исчисление стажа на соответствующих видах работ не были включены оспариваемые периоды работы по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск. Суд считает возможным включить из спорных периодов в специальный стаж истицы период обучения на курсах повышения квалификации с 17.05.1993г. по 16.06.1993г.. В соответствии со ст. 27 п.1 п.п. 20 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» граждане приобретают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости при наличии определенного стажа на соответствующих видах работ, правила исчисления которого утверждаются Правительством РФ. С учетом особенностей условий труда отдельных категорий граждан, которым трудовая пенсия по старости назначается досрочно в соответствии с вышеназванными статьями, порядок исчисления периодов их работы устанавливается отдельными правилами, утверждаемыми Правительством РФ. Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 516. В силу п.4 данных правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в пенсионный фонд РФ. Согласно ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Поэтому указанный период является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в пенсионный фонд РФ. Кроме того, для медицинских работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы. Таким образом, период повышения квалификации подлежит включению в специальный стаж истца. Далее, судом установлено, что требование истца о включении в специальный стаж периодов работы с 19.03.1984г. по 28.06.1991г., с 01.07.1991г. по 16.05.1991г., с 17.06.1993г. по 30.09.1993г. заявлено ошибочно, поскольку данные периоды были включены ответчиком добровольно, согласно Протоколу заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 12.03.2010года №99 (л.д. 18). Это обстоятельство подтвердил и представитель ответчика в судебном заседании. Таким образом, спорным является период работы истицы с 01.10.1993г. по 14.12.2009г.. По мнению суда, ответчик правомерно не зачел его в специальный стаж истицы по следующим основаниям. Так, Постановление Совета Министров СССР от 17.12.59 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», согласно которому в специальный стаж при оценке права на досрочное пенсионное обеспечение включалась работа в должности медицинской сестры в детских яслях-саду, утратило силу с 1.10.1993 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 года № 953. В Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, ясли-сады (детские ясли) не входят. Ясли-сады, детские ясли не предусматривались и перечнем структурных подразделений, содержащемся в Правилах исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1066, действовавшим до принятия Постановления Правительства № 781 от 29.10.2002 г. В соответствии со списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464, действие которого распространялось на периоды работы до 01.11.1999 г., правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости пользовались врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. Ясли-сады, детские сады не относятся к лечебно-профилактическим и санитарно-эпидемиологическим учреждениям в указанный период времени. Согласно Определению КС РФ от 20.11.2008года №868-О-О «после принятия Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 работникам указанной профессии стало известно, что их работа после 1 октября 1993 года не будет включаться в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения. Таким образом обеспечивалась необходимая стабильность в правовом регулировании, а для граждан создавалась возможность адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения. Основанное на анализе объективных данных изменение оценки профессиональной деятельности медицинских сестер, в том числе старших, дошкольных образовательных учреждений (детских садов) применительно к льготному пенсионному обеспечению, как и сохранение за ними права на включение в специальный стаж времени работы в этих должностях за период, когда законодательством предусматривался их зачет в специальный стаж, не нарушают конституционные требования и согласуются с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, в соответствии с которой внесение изменений в действующее правовое регулирование, оказывающее неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, должно сопровождаться соблюдением принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также в случае необходимости - предоставление гражданам возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям (Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П). В действующей системе пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях. Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих такую деятельность, фактически основанное на учете профиля выполняемой ими работы, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 20 октября 2005 года N 392-О)». Поскольку даже с учетом зачтенного периода, у истицы на день ее обращения с заявлением к ответчику о назначении пенсии, на день вынесения решения судом не имеется 30 лет специального стажа, то суд отказывает ей в назначении пенсии. Удовлетворяя иск частично, суд взыскивает с ответчика в пользу истицы судебные расходы в сумме 200 рублей по оплате государственной пошлины (ст.98,94 ГПК РФ). Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Иск удовлетворить частично. Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное Учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области включить в специальный трудовой стаж Крупновой А.Н., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.20 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», - период обучения на курсах повышения квалификации с 17.05.1993 г. по 16.06.1993 г. В части включения в специальный стаж периода работы с 01.10.1993 г. по 14.12.2009 г., в части назначения пенсии иск оставить без удовлетворения. Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственного Учреждения) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области в пользу Крупновой А.Н. судебные расходы в сумме 200 руб. Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Иваново в течение 10 дней. Председательствующий: