2-203/2011 Защита пенсионного права



Дело № 2- 203\11Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 января 2011 года г. Иваново

Фрунзенский районный суд г. Иваново

в составе председательствующего судьи Добыш Т.Ф.

при секретаре Камановой Т.Н.

с участием истца Козловой Е.Б., представителя Волковой Н.В.

представителя ответчика Шлыковой Н.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Козловой Е.Б. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области об оспаривании решения об отказе в назначении пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

Истица обратилась в суд с иском к ответчику о включении в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.20 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», периода работы в должности медицинской сестры в ООО «Санаторий «Зеленый городок», о назначении пенсии с 01.09.2010года.

Иск мотивирован тем, что при обращении в УПФР с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости по указанному основанию ей в этом было отказано из – за отсутствия требуемого специального стажа.

По мнению комиссии, ее специальный стаж составил 29 лет 6 месяцев 05 дней при требуемом 30 лет.

С решением в указанной части она не согласна, поскольку период работы в ООО «Санаторий Зеленый городок» был связан с осуществлением ею лечебной деятельности. Она полагает, что организационно – правовая форма юридического лица, в котором она осуществляла лечебную деятельность, не должна влиять на оценку ее права на включение спорного периода в специальный стаж.

В п. 21 Списка, утвержденного постановлением Правительства РФ №781 от 29.10.2002года, также указаны не профильные санатории, а те которые специализируется на лечении определенных заболеваний. При этом, для санаториев не существует законодательного запрета специализироваться на лечении нескольких видов заболеваний, из чего следует, что основным показателем должно являться соответствие видов заболеваний тем, что указаны в п. 21 Списка.

Поскольку Уставом учреждения, лицензией, выданной на право осуществления лечебной деятельности, подтверждается, что ООО «Санаторий «Зеленый городок» специализируется на лечении больных: с нарушением опорно-двигательного аппарата, заболеваниями нервной системы, ревматизма, органов кровообращения, то это является основанием для зачета спорного периода в специальный стаж.

В судебном заседании истица и ее представитель исковые требования поддержали. Представитель ответчика иск не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве, из которого следует, согласно п. 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, в специальный стаж засчитываются периоды работы в должностях и в учреждениях, указанных в списке.

Таким образом, законодателем четко определена единственная организационно – правовая форма учреждение.

Работа истицы протекала в обществе с ограниченной ответственностью – организации, не являющейся по организационно – правовой форме учреждением.

Кроме того, Списком должностей и учреждений, утвержденным постановлением правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, и Списком должностей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066, санатории предусмотрены, но определенного профиля. В частности: для лечения туберкулеза всех форм, для больных с последствиями полиомиелита, для гематологических больных, для лечения больных с нарушениями опорно – двигательного аппарата, для больных ревматизмом и психоневрологические.

Суд, выслушав стороны, представителей сторон, изучив материалы дела, считает иск подлежащим удовлетворению.

Из пояснений сторон, представителей, из материалов дела судом установлено следующее.

01 сентября 2010 года истица обратилась в УПФР с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФР (протокол №766 от 22.10.2010года) ей в этом было отказано из–за отсутствия требуемого специального стажа.

По мнению комиссии, специальный стаж истицы составил 29 лет 6 месяцев 05 дней, при требуемом 30 лет.

В специальный стаж не был включен спорный период по основаниям, изложенным в письменных возражениях ответчика на иск.

Суд считает возможным включить в специальный стаж спорный период.

В соответствии с п.п.20 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Положения данной статьи реализуются через Постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, утвердившее Списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

В силу п. 3 названных Правил, работа в любой должности, указанной в разделе "Наименование должностей", включается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим трудовую деятельность в учреждениях, предусмотренных в разделе "Наименование учреждений" Списка.

В разделе «наименование должностей» Списка поименованы должности: врачи – специалисты всех наименований (кроме врачей – статистиков), в том числе врачи – руководители учреждений (их структурных подразделений), осуществляющих врачебную деятельность.

В п. 21 раздела "Наименование учреждений" Списка перечислены санатории (курорты), в том числе детские, в которых лечение осуществляется по определенному профилю (для лечения туберкулеза всех форм; для больных с последствиями полиомиелита; для гематологических больных; для лечения больных с нарушениями опорно – двигательного аппарата; для больных ревматизмом; психоневрологические).

Согласно Толковому словарю русского языка С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой, 2001 г. Москва, профиль – это совокупность специфических черт, характеризующих какую - нибудь сферу деятельности, а также - характер производственного или учебного уклона.

Таким образом, в п. 21 Списка указаны санатории, которые специализируются на лечении определенных заболеваний.

Из материалов дела установлено, что в период с 14.12.2009г. по 31.08.2010г. истица работала в должности медицинской сестры в ООО «Санаторий «Зеленый городок».

Из лицензии, выданной санаторию «Зеленый городок» Департаментом здравоохранения Ивановской области от 09.03.2006 года (срок действия до 09.03.2011года г.), установлено, что данный санаторий с указанной даты осуществляет санаторно – курортную помощь по таким профилям, как: травматология и ортопедия, и др.

Из Устава ООО «Санаторий Зеленый городок» от 26 апреля 2005 года установлено, что предметом деятельности общества являются любые виды деятельности, не запрещенные законом, в том числе лечение органов кровообращения, в том числе лечение (реабилитация) органов опорно – двигательного аппарата (органов движения) и др.

Из сообщения директора санатория от 25 января 2011 года № 36\11-6 следует, что за период с 14.12.2009г. по 31.08.2010г. прошли лечение 2754 человека, в том числе с заболеванием опорно – двигательного аппарата – 283 человек, с сопутствующей патологией опорно – двигательного аппарата: остеохондроз – 585 человек, артриты – 447 человека, ревматизм – 57 человек, с сопутствующей психоневрологической патологией – дисциркуляторная энцефалопатия – 358 человека. Данная информация, как следует из сообщения, предоставлена на основании годовых отчетов за этот период.

Таким образом, из учредительных документов санатория, из сообщения директора санатория от 25 января 2011 года № 36\11-6 следует, что данный санаторий относится к тем санаториям (курортам), которые специализируются на лечении больных с нарушениями опорно – двигательного аппарата, а также на лечении больных, имеющих другие профили заболеваний, которые не поименованы в п. 21 раздела "Наименование учреждений" Списка.

По мнению суда, перечисленные доказательства по делу означают, что работа в должности медицинской сестры в ООО «Санаторий Зеленый городок», в котором осуществляется лечение по нескольким профилям, указанным в разделе "Наименование учреждений" Списка, дает право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения независимо от того, осуществляется ли в санатории лечение и по другим профилям.

Также судом исследовалось возражение ответчика на иск в части невозможности включить в специальный стаж спорный период работы в связи с тем, что работа протекала в обществе с ограниченной ответственностью, не являющемся по организационно – правовой форме учреждением.

Суд не согласен с данным возражением ответчика.

Так, в Постановлении от 03.06.2004 г. № 11- П Конституционный Суд РФ признал норму п.п. 11 п. 1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» противоречащей Конституции РФ, ее статьям 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2), 55 (части 2 и 3) лишь в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения данная норма не позволяет засчитывать в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, занимавшимся лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения периоды осуществления ими этой деятельности в учреждениях, не являющихся государственными или муниципальными, которые включались в соответствующий стаж ранее действующим законодательством.

Ни ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», ни Налоговый Кодекс РФ не содержат понятия «медицинское учреждение», «учреждение», поэтому в данном случае в соответствии с положениями п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины следует применять в том значении, в каком они используются в иных отраслях права.

Согласно ст. 14 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993 г. № 5487-1 дано понятие частной системы здравоохранения, включающей, в частности, лечебно – профилактические учреждения, аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности, создаваемые и финансируемые частными предприятиями, общественными объединениями, физическими лицами.

В силу ст. 2 Закона РФ от 28.06.1991 г. № 1499 – 1 «О медицинском страховании граждан в РФ» медицинскими учреждениями в системе медицинского страхования являются имеющие лицензии лечебно – профилактические учреждения, научно – исследовательские и медицинские институты, другие учреждения, оказывающие медицинскую помощь, а также лица, осуществляющие медицинскую деятельность как индивидуально, так и коллективно.

Из приведенных правовых норм, регулирующих деятельность системы здравоохранения, следует, что термин «учреждение здравоохранения» применяется ко всем объектам здравоохранения, включая, в том числе, и коммерческие организации.

Оценивая ту или иную должность, тип учреждения на предмет включения в список должностей, учреждений, дающий право на пенсию, Правительство РФ исходит, прежде всего, из того, что в соответствии с принципами пенсионного обеспечения досрочно назначаемые трудовые пенсии по старости должны предоставляться в связи с потерей профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста из – за длительного неблагоприятного психологического, физического и другого воздействия работы в соответствующих должностях, учреждениях на организм человека.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ (Постановление Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года № 2-П, Постановление Конституционного Суда РФ от 3 июня 2004 года № 11-П, Определение Конституционного Суда РФ от 15 июля 2004 года № 285-О) льготные условия назначения трудовой пенсии могут устанавливаться в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.). Это должно осуществляться с соблюдением требований Конституции РФ, в том числе вытекающих из принципа равенства (ст.19, ч.1 и 2), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.

В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).

То есть вопросы, связанные с пенсионным обеспечением лиц, работающих в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям, должны разрешаться одинаковым образом.

В соответствии с п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

У суда имеются правовые основания для включения спорного периода работы в специальный стаж истицы.

Поскольку с учетом зачтенного судом периода, у истицы на день ее обращения 01.09.2010года в УПФР имеется 30 лет специального стажа, то суд обязывает ответчика назначить истице пенсию с указанной даты.

Удовлетворяя иск, суд взыскивает с ответчика в пользу истицы судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 руб. (ст. 98 ГПК РФ).

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области включить в специальный трудовой стаж Козловой Е.Б., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»,

- период работы с 14.12.2009 г. по 31.08.2010 г. в должности медицинской сестры в ООО «Санаторий Зеленый городок», назначив пенсию с 01.09.2010 года.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области в пользу Козловой Е.Б. судебные расходы в сумме 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Иваново в течение 10 дней.

Председательствующий: подпись