2-103/2011 Защита пенсионного прва



Дело № 2-103\11Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 января 2011 года г. Иваново

Фрунзенский районный суд г. Иваново

В составе председательствующего судьи Добыш Т.Ф.

При секретаре Камановой Т.Н.

С участием истца Шашиной Л.М.

Представителя ответчика Шлыковой Н.Е.

Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Шашиной Л.М. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственному Учреждению) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области об оспаривании решения об отказе в назначении пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Истица обратилась в суд с иском к ответчику о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, предусмотренной п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», периодов работы с 15.11.1983 г. по 01.10.1985 г., с 26.11.1985 г. по 20.05.1986 г. в должности секретаря комитета ВЛКСМ треста «Ивспецстроймеханизация» в Октябрьском райкоме ВЛКСМ, с 01.10.1994 г. по 25.02.1997 г. – в должности старшего мастера с педагогической нагрузкой в должности преподавателя в профессиональном училище № 8 г. Иваново, о назначении пенсии.

Иск мотивирован тем, что решением комиссии УПФР № 178 от 17.09.2010 года по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФР истице было отказано в досрочном назначении пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого 25-летнего специального стажа.

По мнению комиссии, ее специальный стаж составляет 20 лет 02 месяца 14 дней.

В исчисление специального трудового стажа не были включены спорные периоды.

Она с решением ответчика не согласна, считает его незаконным и необоснованным, поскольку в период с 01.10.1994г. по 25.02.1997г. осуществляла педагогическую деятельность, а выборная работа в комсомольских органах засчитывалась в специальный стаж в соответствии с Постановлением Совета Министров от 17.12.1959года.

В судебном заседании истица поддержала исковые требования.

Представитель ответчика возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям письменного отзыва, из которого следует, что согласно п. 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, в специальный стаж засчитываются периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке.

Должность секретаря комитета ВЛКСМ, должность старшего мастера в профессиональном училище данным списком не предусмотрены. Не предусмотрены они и Списком, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463.

Не состоятельна ссылка истца на постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. № 2- П установлено, что при исчислении стажа на соответствующих видах работ могут применяться нормативные правовые акты, действовавшие на 31 декабря 2001 г. Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 утратило силу с 01.10.1993 г., согласно постановлению Совета Министров – Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 953.

Данное постановление не может быть применено также в силу того, что, согласно п. 4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным вышеназванным постановлением, время работы и иной деятельности засчитывается в стаж по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа (16 лет 8 месяцев), требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

Согласно постановлению Министерства труда и социального развития от 17.10.2003года №70 при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на досрочную трудовую пенсию по старости могут также применяться нормативные акты, действовавшие в период осуществления работы заявителем, но при условии, что до дня их отмены полностью выработан необходимый специальный трудовой стаж, дававший право на пенсию за выслугу лет. В случае если необходимый стаж не выработан, право определяется в соответствии с законодательством, действующим на день установления пенсии.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, считает иск подлежащим удовлетворению частично.

Из пояснений сторон, материалов дела суд установил следующее.

Истица в 2010году обратилась в Управление Пенсионного фонда с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, предусмотренной п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Решением отдела назначения, перерасчета и выплаты пенсий УПФР № 178 от 17.09.2010 года ей было отказано в досрочном назначении пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого 25-летнего специального стажа.

По мнению комиссии, специальный стаж истицы составляет 20 лет 02 месяца 14 дней.

В исчисление специального стажа не были включены спорные периоды работы по основаниям, изложенным в отзыве ответчика на иск.

Суд считает, что спорные периоды подлежат включению в специальный стаж истицы, за исключением периода с 01.07.1995г. по 31.08.1996года.

Как следует из определения Конституционного Суда РФ от 5 ноября 2002 года №320-О, пенсии, назначаемые гражданам в связи с трудовой или иной деятельностью, которую законодатель признает общественно полезной, заработаны, заслужены предшествующим трудом. При этом гражданин ориентируется на нормы, определяющие продолжительность специального трудового стажа и правовые последствия, предусмотренные действующим в тот период законодательством и изменение условий установления пенсий в связи с особыми условиями труда является ограничением конституционного права на социальное обеспечение.

До вступления в силу ФЗ « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» действовал Закон РФ от 20 ноября 1990 « О государственных пенсиях в Российской Федерации».

Согласно ст. 80 старого закона существовали условия, определяющие право на пенсию в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей: « пенсия в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей устанавливается при выслуге не менее 25 лет».

Согласно ст.1 данного закона, в случаях, предусмотренных настоящим Законом, Правительство Российской Федерации определяет порядок реализации прав на пенсионное обеспечение и условия пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан.

Согласно п.3 постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463, принятого в соответствии со ст. 83 Закона РСФСР « О государственных пенсиях в РСФСР», сохраняются за другими педагогическими работниками условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР « О государственных пенсиях в РСФСР».

Согласно Закону СССР «О государственных пенсиях», принятому Верховным Советом СССР 14 июля 1956г. и п.2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1956г. № 1397, в стаж работы учителей и других работников просвещения, засчитывается работа в частности, в школах, училищах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых, а также выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах (п.1 «а»).

Поскольку в спорный период истица работала на ответственной работе в комсомольских органах, то данный период подлежит зачету в ее специальный стаж.

Далее, в соответствии со ст. 1 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Пунктом 3 указанной статьи ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

В настоящее время определение права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости педагогическим работникам производится с применением Списка должностей и учреждений, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.10.2002года №781.

Согласно п.3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002года №781, в специальный стаж засчитываются периоды работы в должностях, учреждениях, указанных в списке.

В соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004года №2-П в целях реализации пенсионных прав педагогических работников при исчислении стажа на соответствующих видах работ могут применяться нормативные правовые акты, регулировавшие порядок исчисления стажа для назначения досрочной пенсии до введения в действие нового правового регулирования, т.е. действовавшие на 31.12.2002года.

К таким нормативным правовым актам относится постановление Совмина РСФСР от 06.09.1991года №463 «Об утверждении списка профессии и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», действие которого распространилось на периоды работы до 01.11.1999года, и постановление Правительства РФ от 22.09.1999года №106 «об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей…» действие, которого распространялось на периоды работы после 01.11.1999г. до дня вступления в силу 12.11.2002года постановления Правительства РФ от 29.10.2002года №781.

Списками, применяемыми при оценке права на досрочное пенсионное обеспечение, должность старшего мастера не предусмотрена. Из мастеров образовательных учреждений начального профессионального образования (к которым относятся профессионально-техническое училище №8 гор.Иваново) предусмотрены только мастера производственного обучения.

Судом установлено, что в спорный период с 01.10.1994 г. по 25.02.1997 г. истица работала в должности старшего мастера, а в период с 01.10.1994г. по 30.06.1995г., с 01.09.1996г. по 25.02.1997г. в должности старшего мастера с педагогической нагрузкой в должности преподавателя в профессиональном училище № 8 г. Иваново.

Согласно приказам №229 от 14.09.1994года, №260 от 10.09.1996года, истице на учебные годы 1994-1995, 1996-1997 была назначена педагогическая нагрузка по дисциплине «спецтехнология» (л.д.27-28,29-30). Доплата за осуществления педагогической нагрузки истицей подтверждается представленными лицевыми счетами (л.д. 23,24,25).

Должность преподавателя поименована Списками, с учетом которых оценивается право на досрочное пенсионное обеспечение.

Из представленных документов не подтверждается осуществление истицей преподавательской работы в период с 01.07.1995года по 31.08.1996года.

В исследованные периоды действовало постановление Совмина РСФСР, не предусматривающего такого обязательного условия включения в специальный стаж педагогическим работникам, как выполнение работы за ставку заработной платы.

Таким образом, суд считает возможным включить в специальный стаж истицы периоды работы с 01.10.1994 г. по 30.06.1995 г., с 01.09.1996 г. по 25.02.1997 г. – в должности старшего мастера с педагогической нагрузкой в должности преподавателя в профессиональном училище № 8 г. Иваново.

Довод истицы об осуществлении педагогической деятельности в должности старшего мастера не является достаточным для включения в специальный стаж периода работы в этой должности.

Так, в представленной истицей должностной инструкции действительно имеются элементы педагогической деятельности, но по квалификационным характеристикам должностей работников образования (утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999года №1067) эта должность включена в раздел «руководители», а к разделу «должности педагогических работников» относится должность мастера производственного обучения.

Ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» не устанавливает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста, а лишь сохраняет такое право за определенными категориями граждан, в том числе за лицами, имевшими право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей.

Граждане, работавшие в должности старшего мастера производственного обучения училища, по ранее действовавшему пенсионному законодательству не пользовались правом на получение пенсии за выслугу лет в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Согласно Определению КС РФ от 23.06.2009года №905-О-О определение категории граждан, деятельность которых связана с риском утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста из-за длительного воздействия на организм человека различного рода неблагоприятных факторов, обусловленных спецификой их профессиональной деятельности, а также в связи с особой значимостью, ценностью такой деятельности для государства и общества отнесено законом к компетенции Правительства РФ.

Исходя из установленного ст. 10 Конституции РФ принципа самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, суд не вправе вмешиваться в нормотворческую деятельность высшего исполнительного органа государственной власти РФ и определять содержание издаваемых им нормативных правовых актов, вносить в эти акты изменения и дополнения.

Поскольку с учетом зачтенных периодов у истцы не имеется необходимого специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, то суд отказывает истицы в назначении пенсии.

Удовлетворяя иск частично, суд взыскивает с ответчика в пользу истца судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 руб. (ст.ст. 94, 98 ГПК РФ).

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск удовлетворить частично.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное Учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области включить в специальный трудовой стаж Шашиной Л.М., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.19 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»,

- период работы с 15.11.1983 г. по 01.10.1985 г., с 26.11.1985 г. по 20.05.1986 г. в должности секретаря комитета ВЛКСМ треста «Ивспецстроймеханизация» в Октябрьском райкоме ВЛКСМ, с 01.10.1994 г. по 30.06.1995 г., с 01.09.1996 г. по 25.02.1997 г. – в должности старшего мастера с педагогической нагрузкой в должности преподавателя в профессиональном училище № 8 г. Иваново.

В части включения в специальный стаж периода работы с 01.07.1995 г. по 31.08.1996 г., в части назначения пенсии иск оставить без удовлетворения.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственного Учреждения) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области в пользу Шашиной Л.М. судебные расходы в сумме 200 руб.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Иваново в течение 10 дней.

Председательствующий: подпись