Именем Российской Федерации 26 января 2011 года г. Иваново Фрунзенский районный суд г. Иваново В составе председательствующего судьи Добыш Т.Ф. При секретаре Камановой Т.Н. С участием представителя ответчика Фомичевой Е.А., Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Ершовой С.П. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственному Учреждению) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области об оспаривании решения об отказе в назначении пенсии, Истица обратилась в суд с иском к ответчику о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, предусмотренной п.п.20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» период работы с 27.03.2007 г. по 20.09.2010 г. в должности медицинской сестры в ООО Медицинский центр «Лекос», с 16.02.2004 г. по 17.03.2004 г., с 10.01.2007 г. по 06.03.2007 г. периодов обучения на курсах повышения квалификации о назначении пенсию с момента первоначального обращения. Иск мотивирован тем, что решением комиссии № 194 от 03.12.2010 года (протокол № 919 от 03.12.2010 г.) по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФР истице было отказано в досрочном назначении пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого 30-летнего специального стажа. По мнению комиссии, специальный стаж истицы составляет 27 лет 11 месяцев 25 дней. В исчисление специального трудового стажа не включен указанный период работы, поскольку Списком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 Медицинские центры не предусмотрены. Согласно п. п. 4 и 5 Правил исчисления периодов работы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516 обучение на курсах повышения квалификации не подлежит включению в специальный стаж. Истица считает, что комиссия управления Пенсионного фонда России неправомерно не включила в специальный стаж период работы, поскольку ООО Медицинский центр «Лекос» имеет лицензию для осуществления деятельности в сфере здравоохранения, на основании чего осуществляет лечебную и иную деятельность по охране здоровья. Периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель производил отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд. В судебное заседание истица не явилась, просила рассмотреть дело в свое отсутствие. Представитель ответчика иск не признала по мотивам, изложенным в письменном отзыве на иск, в соответствии с которым спорные периоды не были включены в специальный стаж, т.к. в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 в специальный стаж засчитываются периоды работы, в должностях в учреждениях, указанных в списке. Наименование учреждения Медицинский центр данным списком не предусмотрен. Кроме того, ООО Медицинский центр «Лекос» не является по организационно-правовой форме учреждением. Обучение на курсах повышения квалификации не подлежат включению в специальный стаж работы, связанного с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения на основании п. П. 4 и 5 Правил исчисления периодов работы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516. Суд, выслушав представителя ответчика, изучив материалы дела, считает иск подлежащим удовлетворению. В судебном заседании установлено, что 30.09.2010 г. истица обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное Учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. Решением комиссии № 194 от 03.12.2010 года (протокол № 919 от 03.12.2010 г.) по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФР истице было отказано в досрочном назначении пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого 30-летнего специального стажа. По мнению комиссии, специальный стаж истицы составляет 27 лет 11 месяцев 25 дней. В исчисление специального трудового стажа не включены спорные периоды, по основаниям, изложенным в возражениях ответчика на иск. В судебном заседании установлено, что в спорный период с 27.03.2007 г. по 20.09.2010года истица работала в должности медицинской сестры в ООО Медицинский центр «Лекос», что подтверждается сведениями трудовой книжки (л.д.15). В соответствии с Уставом ООО Медицинский центр «Лекос» был учрежден для осуществления коммерческой деятельности, в том числе, в области здравоохранения и врачебной практики. Для осуществления своей деятельности в сфере здравоохранения ООО Медицинский центр «Лекос» получил необходимую лицензию от 28.02.2007 № 37-01-000160. В приложении к лицензии указана номенклатура работ и услуг, предоставляемых организацией: доврачебная помощь (лечебная физкультура, медицинский массаж, сестринское дело, физиотерапия), амбулаторно-поликлиническая помощь, в том числе в условиях дневного стационара и стационара на дому (дерматовенерология, лечебная физкультура и спортивная медицина, неврология, мануальная терапия, рефлексотерапия, отоларингология, психотерапия, терапия, травматология и ортопедия, физиотерапия) и применение методов традиционной медицины (л.д.16-17). В уведомлении Управления Росздравнадзора по Ивановской области указано, что в соответствии с заявлением ООО МЦ «Лекос», соискателя лицензии, принято решение о предоставлении учреждению лицензии на медицинскую деятельность. Таким образом, ООО Медицинский центр «Лекос» является центром, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения. Истица, работая в должности старшей медицинской сестры в ООО Медицинский центр «Лекос», в полной мере выполняла требования должностной инструкции, соответствующей аналогичным должностным инструкциям, введенным в муниципальных учреждениях здравоохранения. Выполнение должностных функций подтверждено справкой работодателя. Согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Это означает, что в качестве правового основания для пенсионного обеспечения лиц, осуществлявших названную деятельность, предусматривается ее характер и длительное выполнение. Согласно пункту 2 статьи 27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом I настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Соответствующие правила и списки учреждений и должностей утверждались Советом Министров РСФСР и Правительством РФ несколько раз: в 1991, 1999 и 2002 годах. 29.10.2002 Постановлением Правительством РФ № 781 утверждены Правила и Списки, регулирующие порядок исчисления и периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Утвержденные Правительством РФ правила и списки не содержат указаний на перечни негосударственных и немуниципальных учреждений. Постановление было издано Правительством РФ до вынесения Конституционным Судом РФ Постановления от 03.06.2004 № 11-П. которым положения пунктов 10-11 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» были признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой они не позволяют зачесть в специальный стаж работу в негосударственных и немуниципальных учреждениях других форм собственности. Более того, в Списке учреждений, утвержденном Правительством РФ, указаны не только учреждения в смысле их организационно-правовой формы, но и иные организации и (или) их структурные подразделения, в том числе: госпитали всех наименований, медико-санитарные части, фельдшерско-акушерские пункты, лаборатории авиационной медицины, округа, флота, армии, флотилии, медицинские отряды, лазареты, отдельные медицинские батальоны, медицинские роты - которые явно нельзя отнести к учреждениями и даже к структурным подразделениям учреждений в их узком смысле, то есть в том понимании, как это изложено в статье 120ГКРФ. Следовательно, в статье 27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» понятие учреждение следует толковать в его широком смысле как «организация». Об этом свидетельствуют также разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, изложенные в его Постановлении от 20.12.2005 № 25. В названном выше Постановлении Конституционный Суд РФ указал: «В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Критерии (признаки), лежащие в основе установления специальных норм пенсионного обеспечения, должны определяться исходя из преследуемой при этом цели дифференциации в правовом регулировании, т.е. сами критерии и правовые последствия дифференциации - быть сущностно взаимообусловлены». В ином случае использование узкого смысла понятия «учреждение» означало бы введение различий в пенсионных правах лиц одной и той же категории вне какого-либо оправданного, разумного и общественно значимого объяснения. Суд соглашается с позицией истицы, изложенной в исковом заявлении о том, что, что к ООО Медицинский центр «Лекос» можно применить пункт 8 Раздела «Наименование учреждений» Списка, утвержденного Постановлением Правительства № 781, где значатся центры, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения (в том числе, центры мануальной терапии, лечебной физкультуры и спортивной медицины), пункт 9 (поликлиники всех наименований). Таким образом, период работы в ООО МЦ «Лекос» подлежит включению в специальный стаж истицы. Далее, с учетом особенностей условий труда отдельных категорий граждан, которым трудовая пенсия по старости назначается досрочно в соответствии с вышеназванной статьей, порядок исчисления периодов их работы устанавливается отдельными правилами, утверждаемыми Правительством РФ. Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 516. В силу п.4 данных правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в пенсионный фонд РФ. Согласно ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Поэтому период нахождения истицы на курсах повышения квалификации являются периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Кроме того, для медицинских работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы. В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ подсчет страхового стажа после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» производится на основании сведений индивидуального учета. При этом, согласно ст.15 Федерального Закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» обязанность по предоставлению сведений о застрахованных лицах органам Пенсионного Фонда Российской Федерации возложена на страхователя (работодателя). Таким образом, у суда имеются правовые основания для включения спорных периодов нахождения на курсах повышения квалификации в специальный стаж истицы. С учетом включения в специальный стаж спорных периодов у истицы на дату обращения в УПФР с заявление о досрочном назначении пенсии имеется необходимый специальный стаж, поэтому суд обязывает ответчика назначить ей пенсию с указанного момента. Удовлетворяя иск, суд взыскивает с ответчика государственную пошлину в размере 200 руб., а также расходы по оплате услуг адвоката в размере 3000 руб. за выяснения обстоятельств дела, изучение документов, составление искового заявления (ст. 94,98 ГПК РФ). Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Иск удовлетворить. Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное Учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ершовой С.П., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.20 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», периоды обучения на курсах повышения квалификации с 16.02.2004 г. по 17.03.2004 г., с 10.01.2007 г. по 06.03.2007 г., период работы в ООО «Лекос» с 27.03.2007 г. по 20.09.2010 г., назначив пенсию с момента первоначального обращения. Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственного Учреждения) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области в пользу Ершовой С.П. судебные расходы в сумме 3200 руб. Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Иваново в течение 10 дней. Председательствующий: подпись