2-344/2011 Об оспаривании предписания органов местного самоуправления



Дело № 2-344 / 11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Фрунзенский районный суд г. Иваново

в составе председательствующего судьи Земсковой Е.Н.,

при секретаре Чихун М.В.,

с участием представителя заявителя Муравьевой Э.А.,

представителя заинтересованного лица Мартынова А.Ф.,

представителя третьего лица Старчиковой С.О.,

24 февраля 2011 года рассмотрев в г. Иваново в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Грубияна А.И. об оспаривании предписания № 64 от 05.10.2010 года об устранении нарушений, выявленных в результате проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации и Ивановской области в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия,

установил:

Грубиян А.И. обратился в суд с заявлением об оспаривании предписания № 64 от 05.10.2010 года об устранении нарушений, выявленных в результате проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации и Ивановской области в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия. Просил признать указанное предписание незаконным.

Заявление обосновано тем, что Грубиян А.И. является собственником 1 / 2 доли в праве на отдельно стоящее двухэтажное кирпичное нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Иваново, ул. Марии Рябининой, <данные изъяты>, и собственником 1 / 2 доли в праве на земельный участок с разрешенным использованием: административное здание, расположенное по адресу: г. Иваново, ул. Марии Рябининой, <данные изъяты>. В соответствии с Приказом Департамента культуры и культурного наследия Ивановской области № 23 от 05.03.2010 года проводилась внеплановая проверка соблюдения законодательства «Об объектах культурного наследия» по проверке фактов изложенных, в статье «Дом с прошлым», размещенной на странице 10 «Ивановская газета» от 20.02.2010 года № 31-32 (4638-4639) и принятию мер по предотвращению причинения вреда выявленному объекту культурного наследия «Усадьба Дюрингера». По результатам проверки составлен акт № 31 от 18.05.2010 г. проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации и Ивановской области в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия. На основании акта проверки составлено Предписание № 64 об устранении нарушений, выявленных в результате проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации и Ивановской области в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), в котором предписано получить (оформить) в Департаменте культуры и культурного наследия Ивановской области охранное обязательство собственника части выявленного объекта культурного наследия «Усадьба Дюрингера: Служебный корпус», а также восстановить первоначальный (исторический) облик выявленного объекта культурного наследия «Усадьба Дюрингера: Служебный корпус». Предписание является незаконным, поскольку объект не включен в список вновь выявленных объектов культурного наследия. Не соблюдена процедура, установленная действовавшими на тот период нормами Закона РСФСР от 15.12.1978 года "Об охране и использовании памятников истории и культуры", Постановлением Совета Министров СССР N 865 от 16.09.1982 года "Об утверждении Положения об охране и использовании памятников истории и культуры" и требованиями Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утвержденной приказом Министерства культуры СССР от 13.05.1986 года. Соответствующей экспертизы в отношении данного выявленного объекта культурного наследия не проводилось, таким образом, данный объект не мог быть включен в список вновь выявленных объектов культурного наследия. Ни в договоре купли – продажи от 1993 года, как и в договоре 1998 года не указано на ограничения или какие-либо обременения в отношении данного здания как памятника истории и культуры. Охранная доска, содержащая сведения о памятнике и указании на то, что данный объект охраняется государством также отсутствовала. Каких-либо охранных документов с пользователями или собственниками вообще не заключалось с момента выявления данного объекта, что также подтверждает невключение данного объекта в список выявленных объектов. С момента приобретения и до 2004 года собственниками данного объекта проводились ремонтные работы, поскольку здание находилось в аварийном состоянии. Проведение ремонтных работ на данном объекте было проведено в соответствии с разрешением, выданным на основании Постановления Главы администрации города Иваново от 28.10.2004 г. № 3109. Каких-либо указаний по вопросу согласования ремонтных работ с государственным органом по охране памятников истории и культуры за все время владения и пользования данным объектом не поступало. Предписание нарушает права заявителя как собственника здания.

В ходе рассмотрения дела в качестве третьих лиц привлечены Администрация г. Иванова, Администрация Ивановской области, ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» Ивановский филиал.

В судебном заседании представитель заявителя Муравьева Э.А. заявление поддержала.

Представитель заинтересованного лица Мартынов А.Ф. заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Представитель ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» Ивановский филиал Старчикова О.С. пояснила, что в инвентарном деле на «Служебный корпус» отсутствуют какие-либо сведения о том, что здание является объектом культурного наследия.

Представители третьих лиц Администрации г. Иваново и Администрации Ивановской области в суд не явились.

Дело рассмотрено при данной явке.

Суд приходит к следующим выводам.

Грубиян А.И. является собственником 1/ 2 доли в праве общей долевой собственности на отдельно стоящее двухэтажное кирпичное нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Иваново, ул. Марии Рябининой, <данные изъяты> на основании договора купли-продажи № 470 от 26.02.1998 года, заключенного с ООО Дакрон ЛТД», регистрационная надпись № 1505 от 19.03.2008 года, Свидетельства о государственной регистрации права от 25 ноября 2008 года, серия 37-АА № 308952, выданным Управлением Федеральной регистрационной службы по Ивановской области.

На основании Справки МУ «Центр учета регистрации граждан» о регистрации постоянного адреса объекта недвижимости № 07-04/288/180р от 14 мая 2009 года, объекту присвоена адресная часть: г. Иваново, ул. Марии Рябининой, д. <данные изъяты>. До 14 мая 2009 года объект имел адрес: г. Иваново, ул. Третьего Интернационала, <данные изъяты>.

ООО «Дакрон ЛТД» приобрело данный объект на аукционе по договору купли-продажи объекта приватизации от 12.02.1993 года у Городского фонда имущества.

Заявитель является собственником 1/ 2 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с разрешенным использованием: административное здание, расположенное по адресу: г. Иваново, ул. Марии Рябининой, <данные изъяты>, на сновании договора № 104/2009-3 купли-продажи земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, находящегося в городском округе Иваново, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от 20 октября 2009 года, серия 37-АА № 465038, выданным Управлением Федеральной регистрационной службы по Ивановской области.

В соответствии с Приказом Департамента культуры и культурного наследия Ивановской области № 23 от 05.03.2010 года проводилась внеплановая проверка соблюдения законодательства «Об объектах культурного наследия» по проверке фактов изложенных, в статье «Дом с прошлым», размещенной на странице 10 «Ивановская газета» от 20.02.2010 года № 31-32 (4638-4639).

По результатам проверки составлен акт № 31 от 18.05.2010 г. проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации и Ивановской области в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.

На основании акта проверки Грубияну А.И. выдано Предписание № 64 от 05.10.2010 года об устранении нарушений, выявленных в результате проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации и Ивановской области в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).

Грубияну А.И. предписано получить в срок до 20.11.2010 года в Департаменте культуры и культурного наследия Ивановской области охранное обязательство собственника части выявленного объекта культурного наследия «Усадьба Дюрингера: Служебный корпус», а также восстановить первоначальный (исторический) облик выявленного объекта культурного наследия «Усадьба Дюрингера: Служебный корпус» в срок до 01 января 2013 года.

Согласно п. 1 ст. 254 ГПК РФ, гражданин, вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

В соответствии с ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно п. п. 1.1, 1.2 Положения о Департаменте культуры и культурного наследия Ивановской области", утвержденного Указом Губернатора Ивановской области от 09.11.2009 N 118- УГ, Департамент культуры и культурного наследия Ивановской области (далее - Департамент) является центральным исполнительным органом государственной власти Ивановской области, проводящим государственную политику в сфере культуры, искусства, образования в сфере культуры, сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения, государственной поддержки народных художественных промыслов (за исключением организаций народных художественных промыслов, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), осуществляющим межотраслевое управление и координацию по вопросам, отнесенным к его ведению, а также осуществляющим функциональное регулирование в сфере культуры.

Департамент является специально уполномоченным исполнительным органом государственной власти Ивановской области в области государственной охраны объектов культурного наследия, государственного контроля в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (далее - областной орган охраны объектов культурного наследия), осуществляющим меры по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия, а также государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.

Согласно п. 3.6 Положения в полномочия Департамента входит осуществление в пределах своей компетенции государственного контроля за исполнением законодательства Российской Федерации и Ивановской области в сфере культуры, сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения.

Постановлением Правительства Ивановской области от 02.04.2010 N 84-п утверждены формы документов, составляемых в ходе и по результатам проведения Департаментом культуры и культурного наследия Ивановской области проверок в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), а также порядок их заполнения и учета.

Акт проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации и Ивановской области в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) от 18.05.2010 года № 31 и предписание от 05.10.2010 года № 64 соответствуют требованиям указанного выше Постановления.

Объект недвижимости, расположенный по адресу: город Иваново, улица III Интернационала, дом № <данные изъяты>, литер Б, является выявленным объектом культурного наследия «Служебный корпус», входящими в состав выявленного объекта культурного наследия «Усадьба Дюрингера. Ансамбль»: «Главный дом», «Старый дом», «Служебный корпус», «Контора», «Старые ворота» (далее -«Усадьба Дюрингера. Ансамбль»), расположенный по адресу: Иваново, улица Марии Рябининой, дом № <данные изъяты> улица III Интернационала, дом № <данные изъяты>, № 35/316.

Историческая ценность выявленного объекта культурного наследия «Усадьба Дюрингера. Ансамбль» установлена в ходе подготовки материалов для «Свода памятников архитектуры и монументального искусства России: Ивановская область» (часть 1, страницы 377 - 380), изданного в 1988 году. Подлинник Свода обозревался в судебном заседании.

В соответствии с требованиями Положения об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 16.09.1982 № 865 и Инструкции «О порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры», утвержденной Приказом Минкультуры СССР от 13.05.1986 № 203, в 1988 год) обеспечен государственный учет выявленного объекта культурного наследия «Усадьба Дюрингера. Ансамбль»: проведено обследование, фиксация и изучение памятника, определена историческая ценность, составлены учетные документы, проведена регистрация объекта в Списке вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, что подтверждается Учетной карточкой на выявленный объект культурного наследия Усадьба Дюрингера. Ансамбль» от 10.12.1988 года (л.д. 75), паспортом на выявленный объект культурного наследия «Усадьба Дюрингера. Ансамбль» от 10.12.1988 года, утвержденным Министерством культуры РСФСР на основании экспертизы, проведенной в 1988 году Всесоюзным институтом искусствознания (л.д.76- 80), материалами фотофиксации выявленного объекта культурного наследия Усадьба Дюрингера. Ансамбль» (л.д. 82-87), поэтажными планами помещений выявленного объекта культурного наследия «Усадьба Дюрингера. Ансамбль» (л.д. 88-89), историко-архитектурным опорным планом территории выявленного объекта культурного наследия «Усадьба Дюрингера. Ансамбль» (л.д. 99)

Согласно письму Государственного института искусствознания от 02.06.2010 года ( л.д. 81), паспорт на объект культурного наследия «Усадьба Дюрингера. Ансамбль: главный дом, «старый» дом, служебный корпус, контора, «старые» ворота» (Иваново, ул. Марии Рябининой ул., дом № <данные изъяты>, ул. 3 Интернационала, дома № <данные изъяты>, № 35/31Б) проходил обязательную экспертизу в отделе Свода памятников Государственного института искусствознания (в 1988 г. носившим наименование Всесоюзного института искусствознания), на основании которой был утвержден Министерством культуры РСФСР. Специальное экспертное заключение в связи с эти не выдавалось, так как его необходимость не была предусмотрена действовавшей в то время процедурой принятия первичной учетной документации. В соответствии с Приказом МК СССР от 29.10.82 № 604 и Положением об охране и использовании памятников истории и культуры от 16.10.1982 № 865 (пп. 18, 26) данный вновь выявленный памятник должен был быть зарегистрирован в списках вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную или художественную ценность, и до решения вопроса о принятии на государственный учет охраняться наравне с памятниками, состоящими под государственной охраной. В практике мероприятий по охране и использованию памятников истории и культуры решения о переводе вновь выявленных памятников в категорию состоящих под государственной охраной производились ежегодно. Статья об усадьбе А. Дюрингера, представляющей собой ценный объект архитектурного наследия Ивановской области, включена в том «Свода памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область», Т. 1. М., 1998. С. 377-380.

Таким образом, регистрация выявленного объекта культурного наследия «Усадьба Дюрингера. Ансамбль» в Списке вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность была проведена согласно нормам, действовавшего в тот период времени законодательства, и имела своей целью упорядочение обязательств по его охране со стороны государства наряду с другими памятниками истории и культуры.

Кроме того, 04.05.2010 года, то есть до даты составления Предписания № 64, на объект составлена Учетная карта (л.д. 134 – 137) по форме, утвержденной Приказом Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия от 27.02.2009 года № 37.

Объект включен в список выявленных объектов культурного наследия, расположенных в пределах административных границ Ивановской области, утвержденный Распоряжением Комитета по культуре Ивановской области от 25 мая 2007 года № 65.

Установка охранной доски (информационной надписи) на выявленном объекте культурного наследия «Усадьба Дюрингера. Ансамбль» не организовывалась, так как объект являлся выявленным объектом культурного наследия.

Согласно пункту 28 Положения об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 16.09.1982 № 865, пункту 34 инструкции «О порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры», утвержденной Приказом Минкультуры СССР от 13.05.1986 № 203, государственные органы охраны памятников устанавливают охранные доски на каждом недвижимом памятнике истории и культуры местного, республиканского и общесоюзного значения, то есть на объекты, имеющие категорию историко-культурного значения. Данная норма получила развитие в Федеральном законе № 73-ФЗ (статья 27), когда речь идет только об объектах культурного наследия федерального, регионального, местного (муниципального) значения. Выявленные объекты культурного наследия не относятся к таковым.

Согласно п. 27 Положения об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 16.09.1982 г. № 865, с момента проведения мероприятий по государственному учету выявленного объекта культурного наследия «Усадьба Дюрингера. Ансамбль» до решения вопроса о принятии го на государственный учет как памятника истории и культуры, выявленный объект культурного наследия «Усадьба Дюрингера. Ансамбль» подлежит охране в порядке, предусмотренном действующим законодательством об охране памятников истории и культуры. Данная норма отражена и в пункте 8 статьи 18 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия памятниках истории и культуры народов Российской Федерации».

Письмом начальника производственной группы по охране и использованию памятников истории и культуры от 14.06.1989 № 0519/41 (л.д. 91) Список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность направлен в исполнительный комитет Ивановского городского Совета народных депутатов и главное управление архитектуры и градостроительства города Иваново.

Следует отметить, что в 1988 году, в момент регистрации выявленного объекта культурного наследия «Усадьба Дюрингера. Ансамбль» в Списке вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность в Законе РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры» не было обязанности уведомлять собственника (или) пользователя о регистрации объекта, как это предусмотрено в Федеральном законе № 73-ФЗ.

В целях системной охраны выявленного объекта культурного наследия Усадьба Дюрингера. Ансамбль», данный объект вошел в границу зоны регулирования застройки (зона охраны объекта культурного наследия) и перечень объектов, подлежащих к принятию на местную охрану (№ 220), утвержденные Постановлением исполнительного комитета Ивановского областного Совета народных депутатов от 04.05.1990 № 175 «Об утверждении проектов зон охраны памятников истории и культуры исторических населенных пунктов Ивановской области».

Письмом управления культуры и искусства Ивановской области от 09.02.2005 № 01-11-203 списки объектов культурного наследия, в том числе списки выявленных объектов культурного наследия, направлены в адрес управления Федеральной регистрационной службы по Ивановской области для организации работы по регистрации ограничений (обременении) права собственности в силу требований Федерального закона № 73-ФЗ, Федерального закона от 21.07.1997 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» ( л.д. 92).

Положение ст. 5 ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", согласно которому, земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, не может быть применено к данной ситуации в связи с тем, что земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия и выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения только вне населенных пунктов (городских округов).

В границах городских округов отображаются границы территорий объектов культурного наследия и зон с особыми условиями использования территорий (зон охраны объектов культурного наследия), так как в соответствии со ст. 83 Земельного кодекса Российской Федерации земли населенных пунктов используются и предназначаются исключительно для застройки и развития населенных пунктов, что запрещено для земель историко-культурного назначения.

В соответствии с пунктом 3 статьи 48 Федерального закона № 73-ФЗ содержание выявленного объекта культурного наследия несет собственник такого объекта с учетом требований названного Закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данного объекта культурного наследия. Право пользования выявленным объектом культурного наследия у физических и юридических лиц возникают: в результате приобретения права собственности на объект культурного наследия; из актов государственных органов; из договоров; из судебного решения; по иным основаниям, допускаемым Гражданским кодексом Российской Федерации (статья 51 указанного Закона).

В соответствии с пунктом 4 статьи 48 Федерального закона № 73-ФЗ, при государственной регистрации права собственности на объект культурного наследия собственник принимает на себя являющиеся ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываемые в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия обязательства по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ), требования к условиям доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования. В охранных обязательствах предусматриваются также порядок и сроки реставрации, консервации, ремонта памятников и другие условия. Поскольку А.И. Грубиян является собственником части выявленного объекта культурного наследия «Усадьба Дюрингера. Ансамбль. Служебный корпус», с учетом приведенных выше положений законодательства об охране и использовании памятников истории и культуры, предписание № 64 обоснованно указывало на необходимость оформления А.И. Грубияном охранного обязательства в отношении принадлежащего ему на праве собственности части выявленного объекта культурного наследия.

В соответствии с пунктом 4 статьи 52, пунктом 4 статьи 35 Федерального закона № 73-ФЗ, проектирование и проведение работ по сохранению памятника или ансамбля (в том числе выявленного объекта культурного наследия) и (или) их территорий осуществляются по согласованию с областным органом охраны объектов культурного наследия (Департаментом культуры и культурного наследия Ивановской области).

Данное требование закреплено в статье 13 Закона Ивановской тети от 13.07.2007 № 105-03 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Ивановской области». Требование о согласовании задания на ведение работ по сохранению объекта культурного наследия и получения разрешения на проведение указанных работ, а также согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия изложены в статье 14 Закона Ивановской области от 13.07.2007 № 105-03 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Ивановской области».

Установленные предписанием № 64, сроки представляются реальными и обоснованными.

Доводы заявителя о том, что ему на протяжении длительного периода времени ничего не было известно о том, что здание является выявленным объектом культурного наследия, что данное обременение не зарегистрировано и в настоящее время, заслуживают внимания, подтверждаются материалами гражданского дела и не оспариваются представителем заинтересованного лица. Однако эти обстоятельства не влекут признания незаконным оспариваемого предписания, поскольку оно не противоречит действующему законодательству. Кроме того, возможность государственной регистрации обременения в настоящее время не утрачена.

Согласно п. 4 ст. 258 ГПК РФ, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Заявление не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

решил:

Отказать в удовлетворении заявления Грубияна А.И. об оспаривании предписания № 64 от 05.10.2010 года об устранении нарушений, выявленных в результате проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации и Ивановской области в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Ивановский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Иваново в течении 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

Судья Е.Н. Земскова