2-339/2011 Защита пенсионного права



Дело № 2-339\11Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 февраля 2011 года г. Иваново

Фрунзенский районный суд г. Иваново

В составе председательствующего судьи Добыш Т.Ф.

При секретаре Камановой Т.Н.

С участием истца Седовой Н.Б.,

представителя ответчика Фомичевой Е.А.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Седовой Н.Б. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственному Учреждению) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области об оспаривании решения об отказе в назначении пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

Истица обратилась в суд с иском к ответчику о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренной п.п.20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» следующих периодов:

- командировки с 05.05.1986 г. по 05.06.1986 г.,

- учебного отпуска с 01.07.1986 г. По 20.07.1986 г.,

- обучения на курсах повышения квалификации с 14.10.1986 г. по 30.12.1986 г.,

о назначении пенсии с момента первоначального обращения.

Иск мотивирован тем, что 27.10.2010 г. она обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственному Учреждению) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области с заявлением о назначении пенсии по старости ранее достижения возраста, установленного ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

Решением Комиссии ответчика от 24.12.2010 г. в назначении пенсии было отказано в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ.

По мнению ответчика стаж истицы на соответствующих видах работ составил 29 лет 7 месяцев 24 дня, при требуемом стаже 25 лет.

Ответчик не включил в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии периоды обучения на курсах повышения квалификации, нахождение в командировке, в учебном отпуске, поскольку на основании п. п. 4 и 5 Правил исчисления периодов работы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516 данные периоды не подлежит включению в специальный стаж.

С решением ответчика истица не согласна, поскольку в спорные периоды она работала, обучалась и специализировалась с целью повышения медицинской квалификации в должности врача педиатра.

Спорные периоды являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель производил отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд.

В судебном заседании истица исковые требования поддержала.

В судебном заседании представитель ответчика исковые требования не признала по основаниям письменного отзыва на иск, из которого следует, что условия и порядок предоставления пенсионного обеспечения регулируются Федеральным законом от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Обучение на курсах повышения квалификации, нахождение в командировке и в учебном отпуске не подлежат включению в специальный стаж работы, связанного с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения на основании п. п. 4 и 5 Правил исчисления периодов работы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516.

Суд, выслушав истицу, представителя ответчика, изучив материалы дела, считает иск подлежащим удовлетворению.

Из пояснений истицы, представителя ответчика, из материалов дела суд установил следующее.

27.10.2010 г. истица обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственному Учреждению) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области с заявлением о назначении пенсии по старости ранее достижения возраста, установленного ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренной подпунктом 20 пункта 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ.

Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 24.12.2010 г. года в назначении пенсии было отказано в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ.

По мнению ответчика, стаж истицы на соответствующих видах работ составил 29 лет 7 месяцев 24 дня, при требуемом стаже 25 лет.

В исчисление стажа, связанного с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, не были включены оспариваемые периоды, по основаниям, изложенным в отзыве ответчика на иск.

Суд считает, что оспариваемые периоды подлежат включению в специальный стаж исходя из следующего.

Согласно п.п.20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» сохраняется право на досрочное назначение трудовых пенсий лицам, не менее 30 лет осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, независимо от их возраста.

С учетом особенностей условий труда отдельных категорий граждан, которым трудовая пенсия по старости назначается досрочно в соответствии с вышеназванной статьей, порядок исчисления периодов их работы устанавливается отдельными правилами, утверждаемыми Правительством РФ.

Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 516.

В силу п.4 данных правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в пенсионный фонд РФ.

Согласно ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Поэтому вышеуказанные спорные периоды являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Кроме того, для медицинских работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.

Таким образом, спорные периоды обучение на курсах повышения квалификации подлежат зачету в специальный стаж истицы.

Далее, в соответствии со ст. 167 ТК РФ при направлении работника в служебную командировку ему гарантируется сохранение места работы (должности) и среднего заработка.

В командировку истица была направлена работодателем с 05.05.1986г. по 05.06.1986г. для сдачи вступительных экзаменов в заочную аспирантуру в Медико-генетический научный центр. Обучение в целевой заочной аспирантуре истица также проходила по направлению работодателя для подготовки Ивановскому НИИ материнства и детства МЗ РСФСР, что подтверждается справкой №171 от 29.10.2007года, выданной ГУ Медико-генетический научный центр (л.д.35), по окончанию обучения ей был выдан диплом кандидата медицинских наук от 13.03.1991года №032206 (л.д.34).

Согласно ТК РФ командировка приравнивается законодателем к периоду основной работы.

Таким образом, этот период подлежит включению в специальный стаж.

Аналогичным образом должен решаться вопрос о включении в специальный стаж учебного отпуска.

На основании ст. 174 ТК РФ работникам, направленным на обучение работодателем предоставляется дополнительный отпуск с сохранением среднего заработка.

Поэтому на учебный отпуск распространяются положения п. 5 Правил, утвержденных Постановлением №516, и он подлежит включению в специальный стаж.

Кроме того, такая позиция соответствует Рекомендации Международной организации труда от 24.06.1974 №148 «Об оплачиваемых учебных отпусках».

Генеральной конференцией Международной организации труда от 05.06.1974года была принята Рекомендация «Об оплачиваемых учебных отпусках», положения которых действует и в настоящее время, и они должны быть применимы к действующему законодательству РФ.

В частности, в п.1 Рекомендации термин «Оплачиваемый учебный отпуск» означает отпуск, предоставляемый трудящемуся для целей образования на определенный период в рабочее время с выплатой соответствующих денежных пособий. В п. 21 Рекомендации указано, что период оплачиваемого учебного отпуска должен приравняться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других вытекающие из трудовых отношений прав на основе национального законодательства.

С учетом включения в специальный стаж спорных периодов у истицы на дату обращения в УПФР с заявление о досрочном назначении пенсии имеется необходимый специальный стаж, поэтому суд обязывает ответчика назначить ей пенсию с указанного момента.

Удовлетворяя иск, суд взыскивает с ответчика судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 руб. (ст. 94,98 ГПК РФ).

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное Учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области включить в специальный трудовой стаж Седовой Н.Б., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.20 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», периоды:

- командировки с 05.05.1986 г. по 05.06.1986 г.,

- учебного отпуска с 01.07.1986 г. По 20.07.1986 г.,

- обучения на курсах повышения квалификации с 14.10.1986 г. по 30.12.1986 г.,

назначив пенсию с момента первоначального обращения в УПФР.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственного Учреждения) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области в пользу Седовой Н.Б. судебные расходы в сумме 200 руб.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Иваново в течение 10 дней.

Председательствующий: подпись