Именем Российской Федерации 02 марта 2011 года г. Иваново Фрунзенский районный суд г. Иваново В составе председательствующего судьи Добыш Т.Ф. При секретаре Камановой Т.Н., с участием истца Кротовой Н.В., представителя Заботлиной Л.В., представителя ответчика Мухтдиновой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Кротовой Н.В. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в городских округах Иванове, Кохме, Ивановском муниципальном районе Ивановской области об оспаривании решения об отказе в назначении пенсии, УСТАНОВИЛ: Истица обратилась в суд с иском к ответчику об оспаривании решения об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии, о включении в специальный стаж, необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренной п.п. 20 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», периодов работы: - с 01.07.1979 г. по 31.08.1981 г. в должности медицинской сестры в детских яслях – саду № 17 Ревдинского Ордена трудового Красного знамени завода по обработке цветных металлов Свердловской области, - с 21.07.1982 г. по 09.10.1983 г. в должности дежурной медицинской сестры в санатории – профилактории «Меланжист» профкома Ивановского меланжевого комбината, - с 10.10.1983 г. по 31.10.1994 г. в должности массажиста в санатории – профилактории «Меланжист» Профкома Ивановского меланжевого комбината, - периоды обучения на курсах повышения квалификации с 06.03.2000 г. по 05.04.2000 г., с 06.04.2010 г. по 04.05.2010 г., о назначении пенсии с момента первоначального обращения. Иск мотивирован тем, что 24 мая 2010 года она обратилась в ГУ УПФР с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренной п.п. 20 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ». Решением комиссии от 11.08.2010 года ей было отказано в назначении трудовой пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа работы. Специальный стаж работы истицы составил 15 лет 4 месяца 23 дня при требуемом стаже 30 лет. В исчисление специального стажа не были включены указанные период работы. С решением комиссии истица не согласна и считает, что спорные периоды подлежат включению в специальный стаж на основании п.п. 20 п.1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», Перечня учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397, Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464, так как на протяжении более 30 лет она осуществляет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения. В судебном заседании истица и ее представитель исковые требования поддержали. Представитель ответчика возражала против удовлетворения исковых требований истицы по основаниям письменного отзыва, из которого следует, что согласно пункту 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, в специальный стаж засчитываются периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке. Должность дежурной медицинской сестры и массажиста данным списком не предусмотрена. Данная должность не предусматривалась также и списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная деятельность которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», которое применялось в отношении периодов работы до 01.11.1999г. и Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1066 «Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения...», действие которого распространялось па периоды работы после 01.11.1999 до дня вступления в силу 12.11.2002 года Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 № 781. Правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со списком профессий и должностей, утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 пользовались врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. Согласно номенклатуре должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, содержащейся в приложении к положению об оплате труда работников здравоохранения, утвержденному приказом Министерства здравоохранения РФ от 15.10.1999 № 377, должность дежурной медицинской сестры не предусмотрена. Согласно номенклатуре учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения РФ от 03.11.1999 г. № 395 детские ясли – сады не относятся к лечебно – профилактическим и санитарно – эпидемиологическим учреждениям. Суд, выслушав истицу, ее представителя, представителя ответчика, изучив материалы дела, считает иск подлежащим удовлетворению. Из пояснений сторон, из материалов дела судом установлено следующее. 24 мая 2010 года истица обратилась в ГУ УПФР с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренной п.п. 20 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ». Решением комиссии от 11.08.2010 года ей было отказано в назначении трудовой пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа работы. По мнению комиссии, специальный стаж работы истицы составил 15 лет 4 месяца 23 дня при требуемом стаже 30 лет. В исчисление специального стажа не были включены оспариваемые периоды работы по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск. Суд считает возможным включить спорные периоды в специальный стаж истца. В соответствии с п.п.20 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия, при необходимости утверждаются Правительством РФ. В силу Постановления Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждения, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального Закона «О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального Закона «О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», в соответствии со Списком в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости применительно к ситуации включается работа в должности медицинской сестры. Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы об утверждении единой номенклатуры должностей служащих от 9 сентября 1967г. №443 в группе 5 «специалисты, занятые медицинским обслуживанием, народным образованием, а также работники науки, искусства и культуры» названа должность – медицинская сестра. Пункт 1 Порядка применения единой номенклатуры должностей разъясняет, что наименование должности может состоять из нескольких словосочетаний, полное наименование должности служащего должно быть достаточным для исчерпывающей характеристики его роли и места в конкретных условиях того или иного предприятия или учреждения, что достигается путем добавления к основному наименованию должности при необходимости соответствующих сведений. Таким образом, в словосочетании «дежурная медицинская сестра» наименование «медицинская сестра» является базовым наименованием должности. Кроме того, согласно письму Министерства Здравоохранения РФ «О досрочных трудовых пенсиях» от 17 мая 2002 года №2510/4920-02-32, в случаях, если переименование или изменение наименование должности было произведено администрацией учреждения произвольно или ошибочно, тождественность не устанавливается. Следовательно, спорный период работы истицы с 21.07.1982 г. по 09.10.1983 г. в должности дежурной медицинской сестры в санатории – профилактории «Меланжист» профкома Ивановского меланжевого комбината подлежит включению в специальный стаж истицы. Как следует из определения Конституционного Суда РФ от 5 ноября 2002 года № 320-О «По жалобе гражданина С.Ю.И. …», пенсии, назначаемые гражданам в связи с трудовой или иной деятельностью, которую законодатель признает общественно полезной, заработаны, заслужены предшествующим трудом. При этом гражданин ориентируется на нормы, определяющие продолжительность специального трудового стажа и правовые последствия, предусмотренные действующим в тот период законодательством, и изменение условий установления пенсий в связи с особыми условиями труда является ограничением конституционного права на социальное обеспечение. В силу ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Согласно п.п.20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» сохраняется право на досрочное назначение трудовых пенсий лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах независимо от их возраста. В силу ст. 81 Закона РФ « О государственных пенсиях в Российской Федерации» пенсия в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения устанавливалась при выслуге не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах. При этом списки соответствующих работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается данный вид пенсий, а в необходимых случаях и правила исчисления выслуги и назначения пенсий, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Согласно п.3 постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464, принятого в соответствии со ст. 83 Закона РСФСР « О государственных пенсиях в РСФСР», сохраняются за другими работниками учреждений здравоохранения условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР». Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.59 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» был утвержден Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет. Согласно данному перечню такое право давала работа в должности медсестры независимо от наименования в детских яслях и в объединенных яслях-садах. Таким образом, период работы истицы с 01.07.1979 г. по 31.08.1981 г. в должности медицинской сестры в детских яслях – саду № 17 Ревдинского Ордена трудового Красного знамени завода по обработке цветных металлов Свердловской области подлежит включению в специальный стаж. Далее, период работы истицы с 10.10.1983 г. по 31.10.1994 г. в должности массажиста в санатории – профилактории «Меланжист» Профкома Ивановского меланжевого комбината также подлежит включению в специальный стаж, поскольку судом установлен факт осуществления истицей в этот период работы именно в качестве медсестры по массажу. Так, в соответствии с перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», в исчисление специального стажа включается работа в должностях» массажисты, медицинские сестры – все независимо от наименования должности» в санаториях и курортных лечебницах всех наименований. Данное постановление действовало до 01.10.993 года. Суд в этом случае применяет и Постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464, которым утвержден список должностей и учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. Этим списком предусмотрены врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно – профилактических и санитарно – эпидемиологических учреждений всех форм собственности. Согласно удостоверению № 10\720, выданному истице 10.01.1984 г., ей присвоена специальность «медсестра по массажу». Таким образом, имеются правовые основания для включения в специальный стаж и этого спорного периода. Кроме того, в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ (Постановление Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года № 2-П, Постановление Конституционного Суда РФ от 3 июня 2004 года № 11-П, Определение Конституционного Суда РФ от 15 июля 2004 года № 285-О) льготные условия назначения трудовой пенсии могут устанавливаться в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.). Это должно осуществляться с соблюдением требований Конституции РФ, в том числе вытекающих из принципа равенства (ст.19, ч.1 и 2), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им. В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). То есть вопросы, связанные с пенсионным обеспечением лиц, работающих в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям, должны разрешаться одинаковым образом. Таким образом, неточность в написании работодателем должности истицы не должно ставить истицу в неравное положение с другими лицами, работавшими в одинаковых с ней условиях и имевших одинаковый характер профессиональной деятельности, не должно умалять ее право на зачет спорного периода в специальный стаж. Периоды обучения на курсах повышения квалификации подлежат включению в специальный стаж по следующим основаниям. В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» граждане приобретают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости при наличии определенного стажа на соответствующих видах работ, правила исчисления которого утверждаются Правительством РФ. С учетом особенностей условий труда отдельных категорий граждан, которым трудовая пенсия по старости назначается досрочно в соответствии с вышеназванными статьями, порядок исчисления периодов их работы устанавливается отдельными правилами, утверждаемыми Правительством РФ. Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 516. В силу п.4 данных правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в пенсионный фонд РФ. Согласно ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Поэтому указанные периоды являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в пенсионный фонд РФ. Кроме того, для медицинских работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы. Поскольку с учетом зачтенного судом периода у истицы на дату ее первоначального обращения в УПФР имеется 30 лет специального стажа, то суд обязывает ответчика назначить истице пенсию с указанной даты. Удовлетворяя иск, суд взыскивает с ответчика в пользу истицы судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 руб., расходы по оплате услуг адвоката в сумме 4500 рублей (ст. 100 ГПК РФ), расценивая эти расходы разумными с учетом несложности дела, отмечая при этом оправданность данной суммы исходя из среднего уровня оплаты подобных услуг при сравнимых обстоятельствах (ст.ст. 94, 98, 100 ГПК РФ). Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Иск удовлетворить. Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в городах Иванове, Кохме и Ивановском районе Ивановской области включить в специальный трудовой стаж Кротовой Н.В., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, предусмотренной пп. 20 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», периоды работы: - с 01.07.1979 г. по 31.08.1981 г. в должности медицинской сестры в детских яслях – саду № 17 Ревдинского Ордена трудового Красного знамени завода по обработке цветных металлов Свердловской области, - с 21.07.1982 г. по 09.10.1983 г. в должности дежурной медицинской сестры в санатории – профилактории «Меланжист» профкома Ивановского меланжевого комбината, - с 10.10.1983 г. по 31.10.1994 г. в должности массажиста в санатории – профилактории «Меланжист» Профкома Ивановского меланжевого комбината, - периоды обучения на курсах повышения квалификации с 06.03.2000 г. по 05.04.2000 г., с 06.04.2010 г. по 04.05.2010 г., назначив пенсию с момента первоначального обращения, с 24 мая 2010 г. Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в городских округах Иванове, Кохме, Ивановском муниципальном районе Ивановской области в пользу Кротовой Н.В. судебные расходы в сумме 4700 рублей. Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Иваново в течение 10 дней. Председательствующий: подпись.