2-683/2011 Защита пенсионного права



Дело № 2-6839\11Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 марта 2011 года г. Иваново

Фрунзенский районный суд г. Иваново

В составе председательствующего судьи Добыш Т.Ф.

При секретаре Смирновой Е.Е.

С участием истца Коротковой В.К., представителя Аверьяновой Е.Ю.

Представителя ответчика Фомичевой Е.А.

Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Коротковой В.К. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственному Учреждению) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области об оспаривании решения об отказе в назначении пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Истица обратилась в суд с иском к ответчику о включении в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, в льготном исчислении (год работы за 1 год 6 месяцев):

периода работы с 01.11.1999 г. по 21.11.2000 г., с 01.08.2002 г. по 14.01.2003 г., с 21.06.2004 г. по 10.04.2005 г. в должности медицинской сестры операционной хирургического отделения в областной больнице УИН МЮ России по Ивановской области, с 01.07.2000 г. – в лечебно – профилактическом учреждении ОК – 3\1 УИН МЮ по Ивановской области,

периода нахождения в отпуске по беременности и родам с 22.11.2000 г. по 10.04.2001 г.,

периода нахождения в отпуске по беременности и родам с 18.06.1988 г. по 07.10.1988 г.,

периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет с 08.10.1988 г. по 30.11.1989 г.,

периода прохождения службы в должности медицинской сестры операционной хирургического отделения в лечебно – профилактическом учреждении ОК – 3\1 УИН МЮ по ивановской области с 15.01.2003 г. по 20.06.2004 г.,

в календарном исчислении:

периодов обучения на курсах повышения квалификации с 02.04.1997 г. по 30.04.1997 г., с 14.05.2007 г. по 08.06.2007 г.,

о назначении пенсии с момента первоначального обращения.

Иск мотивирован тем, что решением ответчика ей отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального стажа.

Вышеуказанные периоды не вошли в специальный стаж или были исчислены в календарном, а не в льготном порядке.

Она не согласна с этим и считает, что повышение квалификации является обязанностью медицинского работника.

За все время нахождения на курсах повышения квалификации за ней сохранялась заработная плата и начислялись страховые взносы.

Периоды нахождения в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком подлежат полуторному исчислению, поскольку в указанные периоды она состояла в трудовых отношениях с учреждением здравоохранения в должности медицинской сестры отделения хирургического профиля.

В периоды с 01.11.1999 г. по 21.11.2000 г., с 01.08.2002 г. по 14.01.2003 г., с 21.06.2004 г. по 10.04.2005 г. она также осуществляла трудовую деятельность в должности медицинской сестры операционной отделения хирургического профиля учреждения здравоохранения – в областной больнице УИН МЮ России.

В период службы ее трудовые функции были аналогичны трудовым функциям в этой же должности в отделении хирургического профиля стационара.

В судебном заседании истица и ее представитель уточнили исковые требования и просили включить в специальный стаж все спорные периоды, за исключением периода службы с 15.01.2003 г. по 20.06.2004 г., назначить пенсию с момента первоначального обращения в УПФР..

Представитель ответчика иск не признала по мотивам письменного отзыва, из которого следует, что указанные спорные периоды обучения на курсах повышения квалификации не были включены в специальный стаж, т.к. в соответствии с постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516 в специальный стаж засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в ПФ РФ.

Время обучения на курсах повышения квалификации к такой работе не относится.

Льготное исчисление специального стажа предусматривается только в отношении периодов работы, поэтому период нахождения в отпуске по беременности и родам, в отпуске по уходу за ребенком не может быть исчислен в льготном порядке.

Не представлены документы того, что областная больница МЮ России по ивановской области является по организационно – правовой форме учреждением, тогда как правом на досрочное пенсионное обеспечение пользуются только медицинские работники, осуществляющие деятельность только в учреждениях здравоохранения.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, считает, что иск подлежит удовлетворению.

В судебном заседании из пояснений сторон и из материалов дела установлено, что истице было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» по основаниям, изложенным в отзыве на иск.

Суд считает возможным включить в специальный трудовой стаж истицы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.20 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»,

в льготном исчислении (год работы за 1 год 6 месяцев):

период работы с 01.11.1999 г. по 21.11.2000 г., с 01.08.2002 г. по 14.01.2003 г., с 21.06.2004 г. по 10.04.2005 г. в должности медицинской сестры операционной хирургического отделения в областной больнице УИН МЮ России по Ивановской области, с 01.07.2000 г. – в лечебно – профилактическом учреждении ОК – 3\! УИН МЮ по Ивановской области,

период нахождения в отпуске по беременности и родам с 22.11.2000 г. по 10.04.2001 г.,

период нахождения в отпуске по беременности и родам с 18.06.1988 г. по 07.10.1988 г.,

период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет с 08.10.1988 г. по 30.11.1989 г.

в календарном исчислении:

периоды обучения на курсах повышения квалификации с 02.04.1997 г. по 30.04.1997 г., с 14.05.2007 г. по 08.06.2007 г.

В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» граждане приобретают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости при наличии определенного стажа на соответствующих видах работ, правила исчисления которого утверждаются Правительством РФ.

С учетом особенностей условий труда отдельных категорий граждан, которым трудовая пенсия по старости назначается досрочно в соответствии с вышеназванными статьями, порядок исчисления периодов их работы устанавливается отдельными правилами, утверждаемыми Правительством РФ.

Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 516.

В силу п.4 данных правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в пенсионный фонд РФ.

Согласно ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Поэтому указанные периоды являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в пенсионный фонд РФ.

Кроме того, для медицинских работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.

Таким образом, суд считает, что перечисленные периоды курсов повышения квалификации подлежат зачету в специальный стаж истицы.

Согласно п.4 правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня при условии уплаты за эти периоды страховых взносов.

П.5 указанных правил предусматривает возможность включения в специальный стаж наравне с работой периодов получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периодов ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.

В соответствии со ст. 11 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона, засчитывается период получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.

Трудовым законодательством предусмотрены гарантии женщинам при предоставлении такого отпуска, как отпуск по беременности и родам.

За время нахождения в отпуске по беременности и родам женщине в соответствии с Законом о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, выплачивается пособие по государственному социальному страхованию в виде пособия по беременности и родам.

Данный отпуск беременной женщине работодатель предоставить обязан. Основанием для его предоставления являются заявление беременной женщины и медицинское заключение. Медицинским заключением в данном случае является листок нетрудоспособности, который выдается женской консультацией либо иным медицинским учреждением по месту жительства женщины. Выдача медицинского заключения осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан (п. 8.1).

Листок нетрудоспособности по беременности и родам выдается врачом акушером-гинекологом, а при его отсутствии - врачом, ведущим общий прием.

Период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам включается в стаж, который дает право на получение ежегодного оплачиваемого отпуска, а также в соответствии с Законом о трудовых пенсиях в стаж, дающий право на получение пенсии.

С учетом постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П правом на льготное исчисление специального стажа работы (год работы засчитывается как год и 6 месяцев) пользуются медицинские сестры операционные в хирургическом отделении стационара.

Таким образом, поскольку в периоды с 22.11.2000 г. по 10.04.2001 г., с 18.06.1988 г. по 07.10.1988 г. истица, будучи медицинской сестрой операционной отделения хирургического профиля стационара, находилась в отпуске по беременности и родам, то данные периоды, по мнению суда, должны исчисляться в льготном порядке (Постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464, Постановление правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066).

Аналогичным образом решается вопрос о полуторном исчислении и периода нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком с 08.10.1988 г. по 30.11.1989 г.

Что касается довода ответчика о невозможности включить в специальный стаж периода работы истицы с 01.11.1999 г. по 21.11.2000 г., с 01.08.2002 г. по 14.01.2003 г., с 21.06.2004 г. по 10.04.2005 г. в должности медицинской сестры операционной хирургического отделения в областной больнице УИН МЮ России по Ивановской области, с 01.07.2000 г. – в лечебно – профилактическом учреждении ОК – 3\1 УИН МЮ по Ивановской области, то судом установлено следующее.

В Постановлении от 03.06.2004 г. № 11- П Конституционный Суд РФ признал норму п.п. 11 п. 1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (ныне это п.п. 20 п. 1 ст. 27) противоречащей Конституции РФ, ее статьям 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2), 55 (части 2 и 3) лишь в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения данная норма не позволяет засчитывать в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, занимавшимся лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения периоды осуществления ими этой деятельности в учреждениях, не являющихся государственными или муниципальными, которые включались в соответствующий стаж ранее действующим законодательством.

Ни ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», ни Налоговый Кодекс РФ не содержат понятия «медицинское учреждение», «учреждение», поэтому в данном случае в соответствии с положениями п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины следует применять в том значении, в каком они используются в иных отраслях права.

Согласно ст. 14 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993 г. № 5487-1 дано понятие частной системы здравоохранения, включающей, в частности, лечебно – профилактические учреждения, аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности, создаваемые и финансируемые частными предприятиями, общественными объединениями, физическими лицами.

В силу ст. 2 Закона РФ от 28.06.1991 г. № 1499 – 1 «О медицинском страховании граждан в РФ» медицинскими учреждениями в системе медицинского страхования являются имеющие лицензии лечебно – профилактические учреждения, научно – исследовательские и медицинские институты, другие учреждения, оказывающие медицинскую помощь, а также лица, осуществляющие медицинскую деятельность как индивидуально, так и коллективно.

Из приведенных правовых норм, регулирующих деятельность системы здравоохранения, следует, что термин «учреждение здравоохранения» применяется ко всем объектам здравоохранения, включая, в том числе, и коммерческие организации, тем более к такому учреждению как областной больнице УИН МЮ России по Ивановской области.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ (Постановление Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года № 2-П, Постановление Конституционного Суда РФ от 3 июня 2004 года № 11-П, Определение Конституционного Суда РФ от 15 июля 2004 года № 285-О) льготные условия назначения трудовой пенсии могут устанавливаться в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.). Это должно осуществляться с соблюдением требований Конституции РФ, в том числе вытекающих из принципа равенства (ст.19, ч.1 и 2), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.

В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).

То есть вопросы, связанные с пенсионным обеспечением лиц, работающих в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям, должны разрешаться одинаковым образом.

В соответствии с п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Таким образом, суд считает требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

При этом суд исчисляет указанные периоды в льготном порядке (год работы за 1 год 6 месяцев) на основании п. «б» ст. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781.

Поскольку с учетом зачтенных периодов у истицы на дату ее первоначального обращения имеется необходимый специальный стаж, то суд обязывает ответчика назначить ей пенсию с этого момента.

Удовлетворяя иск, суд взыскивает с ответчика в пользу истицы судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 руб.(ст.ст.98, 94ГПК РФ), расходы по оплате услуг адвоката частично, в сумме 4500 рублей (ст. 100 ГПК РФ), расценивая эти расходы разумными с учетом несложности дела, отмечая при этом оправданность данной суммы исходя из среднего уровня оплаты подобных услуг при сравнимых обстоятельствах.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное Учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области включить в специальный трудовой стаж Коротковой В.К., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.20 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»,

в льготном исчислении (год работы за 1 год 6 месяцев):

период работы с 01.11.1999 г. по 21.11.2000 г., с 01.08.2002 г. по 14.01.2003 г., с 21.06.2004 г. по 10.04.2005 г. в должности медицинской сестры операционной хирургического отделения в областной больнице УИН МЮ России по Ивановской области, с 01.07.2000 г. – в лечебно – профилактическом учреждении ОК – 3\! УИН МЮ по Ивановской области,

период нахождения в отпуске по беременности и родам с 22.11.2000 г. по 10.04.2001 г.,

период нахождения в отпуске по беременности и родам с 18.06.1988 г. по 07.10.1988 г.,

период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет с 08.10.1988 г. по 30.11.1989 г.

в календарном исчислении:

периоды обучения на курсах повышения квалификации с 02.04.1997 г. по 30.04.1997 г., с 14.05.2007 г. по 08.06.2007 г.,

назначив пенсию с момента первоначального обращения.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственного Учреждения) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области в пользу Коротковой В.К. судебные расходы в сумме 4700 руб.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Иваново в течение 10 дней.

Председательствующий: подпись.