Дело № 2- 666 / 11 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Фрунзенский районный суд г. Иваново в составе председательствующего судьи Земсковой Е.Н., при секретаре Чихун М.В., с участием представителя истца Халтановой С.А., представителя ответчика Голубевой М.Н., 21 марта 2011 года рассмотрев в г. Иваново в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Майорова В.А. к Ивановской области в лице Департамента финансов Ивановской области о взыскании убытков, вызванных частичным неисполнением обязанности по возмещению платы, неполученной от льготных категорий потребителей, установил: Майоров В.А. обратился в суд с иском к Ивановской области в лице Департамента финансов Ивановской области о взыскании убытков, вызванных частичным неисполнением обязанности по возмещению платы, неполученной от льготных категорий потребителей, в размере 117972 руб. за период с 01.01.2008 года по 30.08.2010 года. Иск обоснован тем, что Истец в период с 01.01.2008 года по 30.08.2010 года, будучи индивидуальным предпринимателем, предоставил услуги по бесплатной перевозке льготны категорий граждан, которым предоставляются меры социальной поддержки в соответствии федеральным и областным законодательством. Затраты истца на перевозку льготной категории граждан (федеральных и региональных льготников) были возмещены Комитетом по транспорту с учетом тарифа 7 рублей за одну поездку, а не по тарифу, действовавшему у перевозчика. Вследствие бездействия уполномоченных органов исполнительной власти Ивановской области, выразившегося в неисполнении обязательства по полному финансовому обеспечению льгот истцу были причинены убытки. Выплаченные истцу в спорный период бюджетные средства не компенсировали в полном объеме «выпадающие» доходы истца. В судебном заседании представитель истца Халтанова С.А. исковые требования поддержала. Пояснила, что истцом не пропущен срок исковой давности в части иска за январь 2008 года, поскольку оплата за этот месяц могла произойти не ранее 15 февраля 208 года. До этого истец не знал и не мог знать о нарушении своего права, поскольку сумма выплаты ему не была известна. Иск подан 09.02.2011 года, то есть в пределах срока исковой давности. Представитель ответчика Департамента Финансов Ивановской области Голубева М.Н. исковые требования не признала. Пояснила, что согласно ст. 195 Гражданского кодекса РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности, в соответствии со ст. 196 Гражданского кодекса РФ, устанавливается в три года. К требованиям о возмещении указанных выше убытков за январь 2008 года просим применить исковую давность. В соответствии с Перечнем продукции производственно-технического назначения..., утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239, государственное регулирование цен (тарифов) на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском сообщении относится к компетенции субъектов Российской Федерации. На территории Ивановской области в спорный период государственное регулирование тарифов на услуги транспортных организаций (в соответствии с перечнями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239) осуществлялось Региональной службой по тарифам Ивановской области в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Ивановской области от 15.02.2006 № 11-п - в период с 01.01.2008 по 11.11.2009. указом Губернатора Ивановской области от 09.11.2009 № 116-уг - в периоде 12.11.2009 по 30.08.2010. Постановлениями Региональной службы по тарифам Ивановской области от 14.08.2007 № 91-п и от 30.05.2008 № 142-п установлены предельные максимальные тарифы на перевозки пассажиров автомобильным транспортом. В соответствии с Порядком организации проезда граждан льготных категорий на всех видах пассажирского транспорта Ивановской области, утвержденного указом Губернатора Ивановской области от 14.02.2006 № 15-уг, действовавшим в период спорных правоотношений, для граждан, имеющих право на меры социальной поддержки на транспорте, введен единый льготный проездной билет. Указом Губернатора Ивановской области от 25.08.2008 № 87-уг «О Порядке льготного проезда граждан с использованием социальной карты жителя Ивановской области» для граждан, имеющих право на меры социальной поддержки на транспорте, организован льготный проезд с использованием социальной карты жителя Ивановской области. Пунктом 5 статьи 790 ГК РФ установлено, что в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку пассажиров, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета. Комитет Ивановской области по транспорту и связи в соответствии с указом Губернатора Ивановской области от 14.02.2006 № 15-уг, действовавшим в спорный период, организовывал возмещение перевозчикам стоимости проезда льготных категорий граждан по действующему у перевозчика тарифу, но не выше предельного максимального уровня тарифов, установленного Правительством Ивановской области. С момента вступления в силу указа Губернатора Ивановской области от 25.08.2008 № 87-уг Комитет Ивановской области по транспорту возмещает перевозчикам стоимость льготного проезда граждан с использованием социальной карты по действующему у перевозчика тарифу, но не выше предельного максимального уровня тарифов, установленного постановлением Правительства Ивановской области от 31.01.2007 № 11-п «Об утверждении предельного максимального уровня тарифов на перевозку всеми видами пассажирского транспорта, деятельность которого регулируется органами государственной власти Ивановской области, граждан, имеющих право на меры социальной поддержки на транспорте». Возмещение перевозчикам расходов по перевозке граждан льготных категорий должно осуществляться исходя из стоимости проезда. Заявленный истцом заявленный размер убытков необходимыми доказательствами не подтверждается. Расчет, приведенный в исковом заявлении, основывается на установлении разницы между стоимостью предельных максимальных тарифов, установленных Региональной службой по тарифам, и размером произведенного возмещения (7 руб.) Указанный расчет не содержит сведений о фактических затратах истца на перевозку одного пассажира. Комитет Ивановской области по транспорту и связи (впоследствии - Комитет Ивановской области по транспорту) в рамках действующих договоров и в соответствии с нормами законодательства оплачивал истцу предъявленные талоны (отчеты) исходя из предельного максимального уровня тарифов, установленного Правительством Ивановской области. Представитель третьего лица Комитета Ивановской области по транспорту в судебное заседание не явился, дело рассмотрено при данной явке. Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав представленные доказательства, приходит к следующим выводам. Согласно п. 2.2.4, п. 3.30 Положения о Департаменте финансов Ивановской области, утвержденного Указом Губернатора Ивановской области от 28.05.2010 N 65-уг Департамент финансов Ивановской области исполняет судебные акты по искам к казне Ивановской области в порядке, предусмотренном законодательством; ведет учет и осуществляет хранение исполнительных документов и иных документов, связанных с их исполнением, представляет в рамках компетенции Департамента интересы Ивановской области, Губернатора Ивановской области, Правительства Ивановской области в суде. Истец Майоров В.А. по 29.10.2010 года являлся индивидуальным предпринимателем, что подтверждается свидетельством серия 37 № 001486526 (л.д. 67). Истец в период с 01.01.2008 по 30.08.2010 предоставил Ивановской области услуги по бесплатной перевозке льготных категорий граждан, которым предоставляются меры социальной поддержки в соответствии федеральным и областным законодательством. Перечни (федеральный регистр и областной регистр) категорий граждан, которым предоставляются меры социальной поддержки по льготному проезду на всех видах пассажирской транспорта (областной и федеральный регистры) были утверждены Указом Губернатора Ивановской области от 29.12.2005 года № 165- УГ «О порядке организации проезда граждан льготных категорий на всех видах пассажирского транспорта Ивановской области, а с 01.01.2009 года – Указом Губернатора Ивановской области от 25 августа 2008 г. N 87-УГ "О Порядке льготного проезда граждан с использованием социальной карты жителя Ивановской области". В период с 01.06.2008 по 31.12.2008 на территории Ивановской области действовал Порядок организации проезда граждан льготных категорий на всех видах пассажирского транспорта Ивановской области, утвержденный в новой редакции Указом Губернатора Ивановской области от 14.02.2006 №15-уг (с изменениями от 31 мая 2006 г., 18 января, 26 февраля, 25 июля, 5 октября, 5 декабря 2007 г., 23 января 28 мая, 28 августа, 14 ноября 2008 г.). С 01.01.2009 Указом Губернатора Ивановской области от 25 августа 2008 г. N 87-УГ "О Порядке льготного проезда граждан с использованием социальной карты жителя Ивановской области" утвержден Порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Ивановской области по организации льготного проезда граждан с использованием социальной карты жителя Ивановской области. В соответствии с упомянутыми нормативными актами Комитет Ивановской области по транспорту и связи возмещает перевозчикам стоимость льготного проезда граждан. Во исполнение данной обязанности Комитет по транспорту заключил с истцом договоры об оказании услуг по перевозке льготных категорий граждан на всех видах пассажирского транспорта: от 24.01.2008 г. № ЛП 08-02-1/131, - от 03.02.2009г № ЛП 09-02-1/133.; от 31.07.09г № ЛП09-29-2/295, от 31.12.2010г. №ЛП 10-29-2/176. В пункте 2.2. договора от 24.01.2008 г. № ЛП 08-02-1/131 предусматривалось, что Комитет по транспорту будет принимать от перевозчика предъявленные им отрывные талоны из единого льготного проездного билета (ЕЛПБ) только установленного образца и будет осуществлять оплату по предъявленным отрывным талонам из ЕЛПБ в течение 10-ти дней с момента получения заказчиком средств из областного бюджета, выделенных на оплату услуг по перевозке категорий граждан, которым предоставляются меры социальной поддержки. Оплата перевозчику предъявленных талонов осуществляется, по действующему у перевозчика тарифу, но не выше уровня тарифов, установленного Правительством Ивановской области; В пункте 2.2. договоров от 03.02.2009г № ЛП 09-02-1/133, от 31.07.09г № ЛП09-29-2/295 предусматривалось, что Комитет по транспорту будет принимать от перевозчика отчеты только установленного образца и будет осуществлять оплату по предъявленным отчетам в течение 10-ти дней с момента получения заказчиком средств из областного бюджета, выделенных на оплату услуг по перевозке категорий граждан, которым предоставляются меры социальной поддержки. Оплата перевозчику предъявленных талонов осуществляется, по действующему у перевозчика тарифу, но не выше уровня тарифов, установленного Правительством Ивановской области. В пункте 2.2. договора от 31.12.2010г. №ЛП 10-29-2/176 предусматривалось, что Департамент транспорта телекоммуникаций Ивановской области будет принимать от перевозчика отчеты только установленного образца и будет осуществлять оплату по предъявленным отчетам в течение 10-ти дней с момента получения заказчиком средств из областного бюджета, выделенных на оплату услуг по перевоз категорий граждан, которым предоставляются меры социальной поддержки. Оплата перевозчику предъявленных талонов осуществляется, по действующему у перевозчика тарифу, но не выше уровня тарифов, установленного Правительством Ивановской области. Постановлением Правительства Ивановской области от 31.01.2007 № 11-п (в ред. Постановлен Правительства Ивановской области от 26.02.2007 N 30-п) был утвержден предельный максимально уровень тарифов на перевозку всеми видами пассажирского транспорта, деятельность которых регулируется органами государственной власти Ивановской области, граждан, имеющих право на меры социальной поддержки на транспорте: в городском сообщении - в размере 7 рублей за одну поездку. В соответствии с Постановлением Региональной службы по тарифам Ивановской области от 14.08.2007 № 91-п с 20.08.2007 года установлены предельные максимальные тарифы на перевозку пассажиров автомобильным транспортом общего пользования (в том числе маршрутными такси) территории Ивановской области в городском (муниципальном) сообщении в размере 8 руб. за одну поездку (НДС не облагается). Впоследствии Постановлением Региональной службы по тарифам Ивановской области 30.05.2008 № 142-п установлены с 01.06.2008 года предельные максимальные тарифы на перевозку пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на территории Ивановской области, в том числе в городском (муниципальном) сообщении в городском (муниципальном) сообщении за одну поездку (НДС не облагается): в автобусах всех типов (кроме Газель) - 9 рублей, в автобусах типа Газель 10 рублей. Полномочия по государственному регулированию тарифов и надбавок на услуги транспортных организаций были предоставлены Региональной службе по тарифам Ивановской области Постановлением Правительства Ивановской области от 25.05.2007 № 128-п «О внесении изменений в Положение о Региональной службе по тарифам Ивановской области». Письмом от 16.06.2008 года истец обратился в комитет Ивановской области по транспорту и связи заявлением, в котором уведомил, что с 01.06.2008 стоимость проезда на обслуживаемом им маршруте 39 составляет в автобусах 9 рублей, в маршрутных такси (автобус типа Газель) 10 рублей, и просил возмещать плату за предоставление услуг по перевозке льготных категорий граждан с 01.06.2008 действующему тарифу. В спорный период истец оказывал услуги с применением тарифа, не превышавшего максимальный уровень тарифа, утвержденный постановлением Региональной службы по тарифам Ивановской области, а именно за период с сентября месяца 2007 года по май 2008 года - по тарифу 8 рублей, за период с ин 2008 года по 30.08.2010 года - по тарифу 10 рублей. Фактически за спорный период истцом было перевезено 13059 граждан, включенных федеральный регистр, и 31177 граждан, включенных в областной регистр, имеющих право на льготы проезду. Затраты истца на перевозку льготной категории граждан (федеральных и региональных льготников) были возмещены Комитетом по транспорту с учетом тарифа 7 рублей за одну поездку, утвержденного постановлением Правительства Ивановской области от 31.01.2007 № 11-п (в редакции Постановления Правительства Ивановской области от 26.02.2007 № 30 - п). Таким образом, вследствие бездействия уполномоченных органов исполнительной власти Ивановской области, выразившегося в неисполнении обязательства по полному финансовому обеспечению льгот истцу были причинены убытки. Выплаченные истцу в спорный период бюджетные средства не компенсировали в полном объеме «выпадающие» доходы истца. Согласно статьям 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. В частности, в названном порядке подлежат возмещению убытки, возникшие на стороне лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя, в тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, но не исполняет эту обязанность по компенсации. Обязанность соответствующего публично-правового образования по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение, и такое обязательство может быть прекращено только путем его исполнения. Предотвращение возникновения у организаций, реализующих товары (работы, услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя, соответствующих убытков возможно путем отмены или приостановления действия норм о тех или иных льготах, финансирование которых не предполагается (пункт 4 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование. В данном случае предметом иска является сумма убытков, понесенных вследствие неполной компенсации расходов, возникших в связи с предоставлением без взимания платы услуг по перевозке пассажирским автомобильным транспортом некоторых льготных категорий граждан. Согласно пункту 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета. Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и реформированием межбюджетных отношений с разграничением расходных обязательств между Российской Федерации, ее субъектами и муниципальными образованиями, были с 01.01.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан. Вместе с тем закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот, установленных в натуральной форме, денежными компенсациями вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защищенности граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств. Согласно пункту 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий. В силу статьи 26.2 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Пунктом 9 Порядка организации проезда граждан льготных категорий на всех видах пассажирского транспорта установлено, что Департамент финансов Ивановской области перечисляет Комитету Ивановской области по транспорту и связи средства на возмещение перевозчикам расходов по оказанию услуг по перевозке граждан, которым предоставляются меры социальной поддержки на транспорте, по действующему у перевозчика тарифу, но не выше предельного максимального уровня тарифов, установленного Правительством Ивановской области. При этом средства для отдельных категорий граждан, оказание социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации. перечисляются в пределах средств, полученных в виде субвенций из федерального бюджета. Как видно из письменных материалов дела, в спорный период предприниматель оказывал услуги с применением тарифа, не превышавшего максимальный уровень тарифа. Вопреки доводам представителя ответчика исследование обстоятельств, подтверждающих фактическое и разумное несение затрат предпринимателем на одного пассажира, не имеет существенного значения при разрешении спора сторон по настоящему делу. Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о неполном исполнении Ивановской областью обязательства по возмещению перевозчику "выпадающих" доходов от предоставления в спорный период права проезда по льготным именным проездным билетам и удовлетворил заявленные исковые требования в полном объеме. Суд соглашается с расчетом убытков, представленным истцом, расчет полностью подтверждается сведениями из ежемесячных Отчетов перевозчика и не оспаривался ответчиком. Суд считает несостоятельными доводы о подведомственности спора арбитражному суду, поскольку в настоящее время Майоров не является индивидуальным предпринимателем. Действующее гражданское законодательство не разграничивает имущество физического лица и индивидуального предпринимателя ( ст. 23, ст. 24 ГК РФ). Суд считает не подлежащим удовлетворению заявление представителя ответчика о пропуске истцом срока исковой давности по взысканию убытков за январь 2008 года, поскольку оплата за этот месяц могла произойти не ранее 15 февраля 208 года. До этого истец не знал и не мог знать о нарушении своего права, поскольку сумма выплаты ему не была известна. Иск подан 09.02.2011 года, то есть в пределах срока исковой давности. В соответствии с ст. 98ГПК РФ суд взыскивает с ответчика в пользу истца расходы на оплату государственной пошлины 3559, 44 руб. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, решил: Иск удовлетворить. Взыскать с Департамента финансов Ивановской области за счет казны Ивановской области в пользу Майорова В.А. убытки, вызванные частичным неисполнением обязанности по возмещению платы, неполученной от льготных категорий потребителей, в размере 117972 руб., расходы на оплату государственной пошлины 3559, 44 руб., всего 121531, 44 руб. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Ивановский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Иваново в течении десяти дней со дня изготовления мотивированного решения. Судья Е.Н. Земскова