Именем Российской Федерации 04 апреля 2011 года г. Иваново Фрунзенский районный суд г. Иваново в составе председательствующего судьи Добыш Т.Ф. при секретаре Пушмынцевой Е.Ю. с участием истца Налетовой В.А. представителя ответчика Фомичевой Е.А. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Налетовой В.А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области об оспаривании решения об отказе в назначении пенсии, У С Т А Н О В И Л: Истица обратилась в суд с иском к ответчику о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей, предусмотренной п.п.19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», периодов работы с 02.04.1994 г. по 06.02.1996 г. в должности воспитателя в детском саду № 50 отдела образования администрации Ленинского района г. Иваново, с 07.02.1996 г. по 03.06.1999 г. – в должности воспитателя в дошкольном муниципальном образовательном учреждении № 50 общеразвивающего типа г. Иваново, периоды учебных отпусков с 06.09.1999 г. по 11.09.1999 г., с 11.10.1999 г. по 30.10.1999 г., с 07.02.2000 г. по 26.02.2000 г., с 13.11.2000 г. по 02.12.2000 г., с 19.03.2001 г. по 07.2001 г., с 10.12.2001 г. по 22.12.2001 г., с 13.05.2002 г. по 01.06.2002 г., с 02.06.2002 г. по 22.06.2002 г., периодов обучения на курсах повышения квалификации с 19.05.2003 г. по 06.06.2003 г. и с 19.01.2009 г. по 06.02.2009 г., о назначении пенсии с момента возникновения права. Иск мотивирован тем, что она обратилась в Управление Пенсионного Фонда в городах Иваново, Кохме, Ивановском районе Ивановской области с заявлением о назначении пенсии по старости ранее достижения возраста, установленного ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с педагогической деятельностью. Решением отдела назначения, перерасчета и выплаты пенсий Управления ПФ РФ от 24.11.2009 года в назначении пенсии ей было отказано в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ. Выше указанные периоды не были включены в специальный стаж. С решением ответчика она не согласна, считает его незаконным, необоснованным по следующим основаниям. Периоды работы с 02.04.1994 г. по 06.02.1996 г. в должности воспитателя в детском саду № 50 отдела образования администрации Ленинского района г. Иваново, с 07.02.1996 г. по 03.06.1999 г. – в должности воспитателя в дошкольном муниципальном образовательном учреждении № 50 общеразвивающего типа г. Иваново подлежат включению в специальный стаж, поскольку из представленных ею в УПФР документов возможно установить и вид, и тип дошкольного учреждения – детского сада. Периоды учебных отпусков, курсов повышения квалификации подлежат включению в специальный стаж, поскольку приравниваются к основной профессиональной деятельности, за это время сохраняется заработная плата, с которой производятся соответствующие отчисления в пенсионный фонд. На дату обращения в суд специальный стаж ею выработан, что подтверждается дополнительной справкой работодателя. В судебном заседании истица исковые требования поддержала, уточнив их, просила суд обязать ответчика включить в специальный стаж периоды работы с 02.04.1994 г. по 06.02.1996 г. в должности воспитателя в детском саду № 50 отдела образования администрации ленинского района г. Иваново, с 07.02.1996 г. по 03.06.1999 г. – в должности воспитателя в дошкольном муниципальном образовательном учреждении № 50 общеразвивающего типа г. Иваново, периоды учебных отпусков с 11.10.1999 г. по 30.10.1999 г., с 07.02.2000 г. по 15.02.2000 г., с 13.11.2000 г. по 02.12.2000 г., с 19.03.2001 г. по 29.03.2001 г., с 10.12.2001 г. по 22.12.2001 г., с 13.05.2002 г. по 01.06.2002 г., с 02.06.2002 г. по 17.06.2002 г., периоды обучения на курсах повышения квалификации с 19.05.2003 г. по 06.06.2003 г. и с 19.01.2009 г. по 06.02.2009 г., назначив пенсию с момента возникновения права. Представитель ответчика исковые требования не признала по основаниям письменного отзыва на иск, из которого следует, что согласно подп.19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» сохраняется право на досрочное назначение трудовой пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей не менее 25 лет независимо от их возраста. Пунктом 3 указанной статьи Федерального закона установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, предусмотренная, в том числе и подп.19 п.1 указанной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ. В настоящее время определение права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости педагогический работникам производится с применением Списка должностей и учреждений, утвержденного постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 г. Согласно п.3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, в специальный стаж засчитываются периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке. Дошкольные образовательные учреждения предусмотрены названным Списком определенного вида: детские сады всех наименований, центр развития ребенка - детские ясли - сад, детские ясли. Из представленных для назначения пенсии документов определить вид учреждения не представляется возможным. Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года № 2-П установлено, что в целях реализации пенсионных прав педагогических и медицинских работников при исчислении стажа на соответствующих видах работ могут применяться нормативные акты, регулировавшие порядок исчисления стажа для назначения указанной категории лиц, пенсии за выслугу лет до введения в действие нового правового регулирования, т.е. действовавшие на 31 декабря 2001 года. К таким нормативным правовым актам, частности, относились Постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», Постановление Правительства РФ от 22.09.1999 № 1067 «Об утверждении Списка должностей работа, в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и правил исчисления сроков выслуги лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях детей», регулировавшие пенсионное обеспечение педагогических работников за периоды работы до 1 ноября 1999 года, и после указанной даты, соответственно. Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463 из детских дошкольных учреждений предусматривались детские сады, сады - ясли и детские ясли. Периоды работы истицы с 02.04.1994 г. по 06.02.1996 г. в должности воспитателя в детском саду № 50 отдела образования администрации ленинского района г. Иваново, с 07.02.1996 г. по 03.06.1999 г. – в должности воспитателя в дошкольном муниципальном образовательном учреждении № 50 общеразвивающего типа г. Иваново не зачтены в специальный стаж, поскольку не указан тип и вид учреждений. Учебные отпуска и курсы повышения квалификации не подлежат включению в специальный стаж в соответствии с п.п. 4 и 5 Правил исчисления периодов работы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516. Суд, выслушав истицу, представителя ответчика, изучив материалы дела, считает иск подлежащим удовлетворению. Из пояснений истицы, представителя ответчика, из материалов дела суд установил следующее. 27.09.2010 года истица обратилась в Управление Пенсионного Фонда в городах Иваново, Кохме, Ивановском районе Ивановской области с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости ранее достижения возраста, установленного ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с педагогической деятельностью. Решением отдела назначения, перерасчета и выплаты пенсий Управления ПФ РФ от 24.11.2010 года ей было в этом отказано в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ. По мнению комиссии, специальный стаж истицы составил 19 лет 01 месяц 3 дня при требуемом стаже 25 лет. В исчисление педагогического стажа не были включены оспариваемые периоды по основаниям, изложенным в возражениях на иск. Суд считает возможным включить в специальный стаж спорные периоды. Из представленных истицей документов следует, что в течение обоих периодов работы истицы с 02.04.1994 г. по 06.02.1996 г. в должности воспитателя в детском саду № 50 отдела образования администрации Ленинского района г. Иваново, с 07.02.1996 г. по 03.06.1999 г. – в должности воспитателя в дошкольном муниципальном образовательном учреждении № 50 общеразвивающего типа г. Иваново учреждение являлось муниципальным дошкольным образовательным учреждением – детским садом. В период выполнения работы детский сад № 50 независимо от наличия в его наименовании указания на его тип являлся дошкольным общеобразовательным учреждением в силу постановления Правительства РФ от 01.07.1995 г. № 677, которым было утверждено Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении. Пунктами 1 и 2 Положения предусмотрено следующее: «1. настоящее Типовое положение регулирует деятельность государственных, муниципальных дошкольных образовательных учреждений всех видов. 2. Для негосударственных дошкольных образовательных учреждений настоящее Типовое положение выполняет функцию примерного». Пунктом 5 Положения было предусмотрено, что дошкольные образовательные учреждения в соответствии с их направленностью делятся на виды, в числе которых указан детский сад. Таким образом, в первый спорный период работы детский сад не мог быть иначе как дошкольным образовательным учреждением. В данном случае конкретно указан вид учреждения, в котором выполнялась работа – детский сад. Суд соглашается с истцом и в том, что вид учреждения не может не указывать на его тип с учетом того, что типы и виды учреждений утверждались нормативными правовыми актами органов государственной власти одновременно: в начальных положениях актов давалось понятие каждого типа учреждений, а затем перечислялись все его виды. Следовательно, указание на вид учреждений позволяет безусловным образом относить его к тому или иному типу. Кроме того, комиссия включила в специальный стаж предыдущий период работы в этом же учреждении, пока оно находилось на балансе Камвольного комбината до передачи в муниципальную собственность. После его передачи в собственность другого лица цели, задачи и функции учреждения не изменились. Не изменился вид уставной деятельности учреждения и во второй спорный период работы. Оно было только переименовано. Впоследствии детский сад вновь был переименован так, что в его наименовании появились указания и на его тип, и на его вид. Ответчик зачел в специальный стаж период работы после 04.06.1999 г. после переименования. В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ (Постановление Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года № 2-П, Постановление Конституционного Суда РФ от 3 июня 2004 года № 11-П, Определение Конституционного Суда РФ от 15 июля 2004 года № 285-О) льготные условия назначения трудовой пенсии могут устанавливаться в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.). Это должно осуществляться с соблюдением требований Конституции РФ, в том числе вытекающих из принципа равенства (ст.19, ч.1 и 2), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им. В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). То есть вопросы, связанные с пенсионным обеспечением лиц, работающих в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям, должны разрешаться одинаковым образом. В соответствии с п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). Таким образом, у суда имеются правовые основания для включения первых двух спорных периодов в специальный стаж истицы. Далее, некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 516. В силу п.4 данных правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. В силу п. 5 Правил периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные. Согласно ст. 173 ТК РФ работникам, поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно – правовых форм по заочной и очно – заочной (вечерней) формам обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка для прохождения промежуточной аттестации, подготовки и защиты выпускной квалификационной работы и сдачи итоговых государственных экзаменов, сдачи итоговых государственных экзаменов. В соответствии со ст. 196 КЗоТ РСФСР, действовавшего в период начала обучения истицы, работникам, обучающимся без отрыва от производства в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, имеющим государственную аккредитацию, предоставляются оплачиваемые в установленном порядке отпуска в связи с обучением, а также другие льготы. Согласно ст. 198 КЗоТ РСФСР студентам и учащимся, успешно обучающимся в заочных высших и средних специальных учебных заведениях, на период выполнения лабораторных работ, сдачи зачетов и экзаменов ежегодно предоставляется отпуск на первом и втором курсах – 30 календарных дней, на третьем и последующих курсах – 40 календарных дней. Студентам и учащимся вечерних и заочных высших и средних специальных учебных заведений на период сдачи государственных экзаменов предоставляется отпуск 30 календарных дней. Студентам вечерних и заочных высших учебных заведений на период подготовки и защиты дипломного проекта (работы) предоставляется отпуск продолжительностью в 4 месяца, а учащимся вечерних и заочных средних специальных учебных заведений – 2 месяца. За время отпусков, предоставляемых в связи с обучением в вечерних и заочных высших и средних специальных учебных заведениях, за работниками сохраняется средняя заработная плата. Поэтому указанные периоды являются периодами дополнительных отпусков с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, и подлежат включению в специальный стаж. В период с 1999 г. по 2002 г. истица проходила обучение в Кинешемском государственном педагогическом колледже по специальности «Дошкольное образование». По окончании обучения ей присвоена квалификация «Воспитатель детей дошкольного возраста». Получение квалификации было обусловлено необходимостью продолжения ею работы в учреждении, поскольку в соответствии с тарифно – квалификационными характеристиками (требованиями) по должностям работников учреждений образования РФ, утвержденных Постановлением Министерства труда РФ от 17 августа 1995 г. № 46 (применявшемся в спорный период времени), к воспитателю предъявлено обязательное требование о наличии не ниже среднего профессионального образования. Таким образом, периоды учебных отпусков подлежат включению в специальный стаж. Кроме того, данная правовая позиция относительно включения в специальный стаж дополнительных учебных отпусков согласовывается с рекомендациями Международной организации труда от 24.06.1974 г. № 148 «Об оплачиваемых учебных отпусках». Генеральной конференцией Международной организации труда от 05.06.1974 г. были приняты Рекомендации «Об оплачиваемых учебных отпусках», положения которых действуют и в настоящее время. В п. 1 Рекомендаций термин «оплачиваемый учебный отпуск» означает отпуск, предоставляемый трудящемуся для целей образования на определенный период в рабочее время с выплатой соответствующих денежных пособий. В п. 21 рекомендаций указано, что период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться в периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других вытекающих из трудовых отношений прав на основе национального законодательства. Далее, периоды обучения на курсах повышения квалификации подлежат включению в специальный стаж по следующим основаниям. В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 «О трудовых пенсиях в РФ» граждане приобретают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости при наличии определенного стажа на соответствующих видах работ, правила исчисления которого утверждаются Правительством РФ. С учетом особенностей условий труда отдельных категорий граждан, которым трудовая пенсия по старости назначается досрочно в соответствии с вышеназванными статьями, порядок исчисления периодов их работы устанавливается отдельными правилами, утверждаемыми Правительством РФ. Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 516. В силу п.4 данных правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в пенсионный фонд РФ. Согласно ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Поэтому указанные периоды являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в пенсионный фонд РФ. Кроме того, для педагогических работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы. Поскольку с учетом зачтенных судом периодов у истицы на дату ее первоначального обращения в УПФР не имеется необходимого специального стажа, предусмотренного пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», но указанный стаж выработан по состоянию на дату вынесения судебного решения, то суд считает необходимым обязать ответчика назначить истице пенсию с момента возникновения права. Удовлетворяя иск, суд взыскивает с ответчика в пользу истицы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей (ст. 94 ГПК РФ). Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Иск удовлетворить. Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области включить в специальный трудовой стаж Налетовой В.А., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», периоды работы с 02.04.1994 г. по 06.02.1996 г. в должности воспитателя в детском саду № 50 отдела образования администрации ленинского района г. Иваново, с 07.02.1996 г. по 03.06.1999 г. – в должности воспитателя в дошкольном муниципальном образовательном учреждении № 50 общеразвивающего типа г. Иваново, периоды учебных отпусков с 11.10.1999 г. по 30.10.1999 г., с 07.02.2000 г. по 15.02.2000 г., с 13.11.2000 г. по 02.12.2000 г., с 19.03.2001 г. по 29.03.2001 г., с 10.12.2001 г. по 22.12.2001 г., с 13.05.2002 г. по 01.06.2002 г., с 02.06.2002 г. по 17.06.2002 г., периоды обучения на курсах повышения квалификации с 19.05.2003 г. по 06.06.2003 г. и с 19.01.2009 г. по 06.02.2009 г., назначив пенсию с момента возникновения права. Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области в пользу Налетовой В.А. судебные расходы в сумме 3800 рублей. Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Иваново в течение 10 дней. Председательствующий: подпись.