2-775/2011 Защита пенсионного права



Дело № 2-775\11Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 марта 2011 года г. Иваново

Фрунзенский районный суд г. Иваново

В составе председательствующего судьи Добыш Т.Ф.

При секретаре Камановой Т.Н.

С участием

Представителя ответчика Шлыковой Н.Е.

Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Муртазина Р.Р. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственному Учреждению) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области об оспаривании решения об отказе в назначении пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратился в суд с иском к ответчику о понуждении включить в специальный педагогический стаж, необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной п.п.19 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», период прохождения военной службы в Вооруженных Силах СССР с 13.11.1985 г. по 29.05.1987 г., периоды обучения на курсах повышения квалификации 04.10.2006 г., 18.10.2006 г., 15.11.2006 г., 14.02.2007 г., 07.03.2007 г., 21.03.2007 г., о назначении пенсии с учетом первоначального обращения.

Иск мотивирован тем, что при обращении в УПФР с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости ему в этом было отказано из-за отсутствия требуемого специального стажа работы.

Ответчик не зачел в специальный стаж, по его мнению, не правомерно выше указанные периоды.

С учетом времени прохождения военной службы по призыву ему, как педагогическому работнику, должна быть назначена трудовая пенсия по старости досрочно.

Требование о зачете периода службы основано на Постановлении Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397.

Обучение на курсах повышения квалификации является обязательным условием осуществления профессиональной педагогической деятельности, приравнивается к основной работе и подлежит зачету в специальный стаж.

В судебное заседание истец не явился, от него поступило сообщение о рассмотрении дела без его участия.

Представитель ответчика иск не признала по мотивам письменного отзыва на иск, из которого следует, что в соответствии с Правилами исчисления периодов работы, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, включение в специальный стаж времени службы по призыву, периоды обучения на курсах повышения квалификации не предусмотрено. Не предусматривалось включение в педагогический стаж времени службы в армии и постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463.

Служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывалась учителям и другим работникам просвещения в выслугу лет в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства».

Время указанной службы засчитывалось в стаж по специальности при условии, если не менее 2\3 стажа, требуемого для назначения пенсии (при требуемой выслуге продолжительностью 25 лет, 2\3 стажа составляет 16 лет 8 месяцев), приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

Указанное постановление утратило силу с 01.10.1993 г., согласно постановлению Совета Министров – Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 953. Так как оно не действовало по состоянию на 31.12.2001 г., то не может применяться при определении права на досрочную трудовую пенсию по старости с учетом положений постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П.

Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 может применяться при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на досрочную трудовую пенсию по старости согласно разъяснению Министерства труда и социального развития РФ от 17.10.2003 г. № 4, утвержденного постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 17.10.2003 г. № 70, при условии, что до дня отмены указанного нормативного правового акта полностью выработан необходимый стаж специальный трудовой стаж, дававший право на пенсию за выслугу лет, в случае если необходимый стаж не выработан, право определяется в соответствии с законодательством, действующим на день установления пенсии.

Исчислить специальный стаж в целях определения права на досрочную трудовую пенсию по старости по постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 с учетом положений разъяснения Министерства труда и социального развития РФ от 17.10.2003 г. № 4 не представляется возможным, поскольку с учетом периода службы выслуга лет составила бы меньше 2\3 требуемой выслуги.

Суд, выслушав представителя ответчика, изучив материалы дела, считает иск подлежащим удовлетворению.

Из пояснений представителя ответчика, из материалов дела судом установлено следующее.

17.11.2010 года истец обратился в отдел назначения, перерасчета и выплаты пенсий Управления Пенсионного фонда РФ в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области с заявлением о досрочном назначении пенсии в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФР от 26.01.2011 года ему было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ.

По мнению комиссии, стаж на соответствующих видах работ составил 23 года 5 месяцев 24 дня при требуемом стаже 25 лет.

В исчисление педагогического стажа не были включены оспариваемые периоды по основаниям, изложенным в возражениях ответчика на иск.

Суд считает, что спорные периоды подлежат включению в специальный стаж истца.

Как следует из определения Конституционного Суда РФ от 5 ноября 2002 года №320-О, пенсии, назначаемые гражданам в связи с трудовой или иной деятельностью, которую законодатель признает общественно полезной, заработаны, заслужены предшествующим трудом. При этом гражданин ориентируется на нормы, определяющие продолжительность специального трудового стажа и правовые последствия, предусмотренные действующим в тот период законодательством и изменение условий установления пенсий в связи с особыми условиями труда является ограничением конституционного права на социальное обеспечение.

До вступления в силу ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» действовал Закон РФ от 20 ноября 1990 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

Согласно ст. 80 Закона «О государственных пенсиях в РФ» (далее – Закон) существовали условия, определяющие право на пенсию в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей: «пенсия в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей устанавливается при выслуге не менее 25 лет».

Согласно ст. 1 Закона, в случаях, предусмотренных настоящим Законом, Правительство Российской Федерации определяет порядок реализации прав на пенсионное обеспечение и условия пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан.

Согласно п. 3 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463, принятого в соответствии со ст. 83 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», сохраняются за другими педагогическими работниками условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР « О государственных пенсиях в РСФСР».

В соответствии с Положением о порядке исчисления стажа для назначения за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.

Данное положение действовало в период службы истца в Вооруженных Силах СССР, в период начала его педагогической деятельности, поэтому, по мнению суда, а также в соответствии с позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 5 ноября 2002 года №320-О, данный период подлежит включению в специальный стаж истца. При этом суд отмечает, что без данного периода у истца имеется не менее 2\3 специального педагогической стажа, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости по п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «о трудовых пенсиях в РФ».

Далее, в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» граждане приобретают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости при наличии определенного стажа на соответствующих видах работ, правила исчисления которого утверждаются Правительством РФ.

С учетом особенностей условий труда отдельных категорий граждан, которым трудовая пенсия по старости назначается досрочно в соответствии с вышеназванными статьями, порядок исчисления периодов их работы устанавливается отдельными правилами, утверждаемыми Правительством РФ.

Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 516.

В силу п.4 данных правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в пенсионный фонд РФ.

Согласно ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Поэтому указанные периоды являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в пенсионный фонд РФ.

Кроме того, для педагогических работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.

Таким образом, периоды обучения на курсах повышения квалификации подлежат включению в специальный стаж истца.

Поскольку с учетом спорных периодов у истца на дату обращения в УПФР имеется необходимый специальный стаж, то суд обязывает ответчика назначить ему пенсию с указанной даты.

Удовлетворяя иск, суд в соответствии с ст. 98 ГПК РФ взыскивает с ответчика в пользу истца судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 руб.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное Учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области включить в специальный трудовой стаж Муртазина Р.Р., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.19 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», период службы в Вооруженных Силах СССР с 13.11.1985 г. по 29.05.1987 г., периоды обучения на курсах повышения квалификации 04.10.2006 г., 18.10.2006 г., 15.11.2006 г., 14.02.2007 г., 07.03.2007 г., 21.03.2007 г., назначив пенсию с момента первоначального обращения в УПФР.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственного Учреждения) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области в пользу Муртазина Р.Р. судебные расходы в сумме 200 руб.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Иваново в течение 10 дней.

Председательствующий: подпись.