2-486/2011 Защита пенсионного права



Дело № 2-486\11Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 марта 2011 года г. Иваново

Фрунзенский районный суд г. Иваново

В составе председательствующего судьи Добыш Т.Ф.

При секретаре Камановой Т.Н.

с участием истца Шагеева Р.И.

представителя ответчика Фомичевой Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Шагеева Р.И. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в городских округах Иванове, Кохме, Ивановском муниципальном районе Ивановской области об оспаривании решения об отказе в назначении пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратился в суд с иском к ответчику об оспаривании решения об отказе в назначении пенсии, о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Иск мотивирован тем, что 18.11.2010 года он подал заявление в Управление Пенсионного фонда РФ о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 22.12.2010 г. ему было отказано в назначении указанной пенсии из-за отсутствия требуемого специального стажа работы.

По мнению комиссии, специальный стаж составил 10 лет 24 дня при требуемом 30 лет.

В специальный стаж комиссия ответчика не зачла следующие периоды:

- с 08.11.1973 г. по 09.11.1975 г. – прохождение действительной военной службы по призыву в Вооруженных Силах СССР,

- с 01.10.1980 г. по 08.07.1982 г. – в должности медицинского брата на предрейсовом медицинском осмотре водителей в здравпункте трамвайного депо № 2 Казанского трамвайно – троллейбусного управления,

- с 08.09.1992 г. пол 17.11.2010 г. – в должности заведующего лечебным отделением, с 01.04.1996 г. – заместителя главного врача по лечебной работе с осуществлением лечебной деятельности в качестве врача – стоматолога в ТОО «Стоматологический центр КРАНЭКС» )с 18.12.1998 г. – ЗАО «Стоматологический центр КРАНЭКС»), в том числе периоды нахождения в командировках.

С решением ответчика он не согласен по следующим основаниям.

В период с 08.11.1973 г. по 09.11.1975 г. он проходил действительную военную службу по призыву в Вооруженных Силах СССР.

Согласно п.п. «г» п. 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397, действовавшего в исследуемый период, врачам в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу дет, засчитывалась служба в составе Вооруженных Силах СССР. Военная служба засчитывалась в специальный стаж при условии, если не менее 2\3 стажа, требуемого для назначения пенсии за выслугу лет, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Данное условие соблюдается.

Работа в должности медицинского брата в здравпункте подлежит включению в специальный стаж по следующим основаниям.

В этот период времени также действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397, в разделе II перечня учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет содержится указание на включение в специальный стаж работы в должности медицинской сестры независимо от наименований должности в амбулаторно – поликлинических учреждениях всех типов и наименований, в том числе в здравпунктах. При этом, не имело какого – либо особого значения, были ли эти здравпункты врачебными или фельдшерскими.

Период работы с 08.09.1992 г. пол 17.11.2010 г. подлежит включению в специальный стаж на основании п.п. 8 и 9 раздела «Наименование учреждений» Списка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781.

Истец не оспаривал не включенные периоды административных отпусков. При этом просил включить в специальный стаж периоды командировок в соответствии со ст.ст. 165, 166 ТК РФ, п. 4 правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 516.

В судебном заседании истец поддержал исковые требования.

Представитель ответчика иск не признала по основаниям, изложенным в возражениях на иск, из которых следует, что поскольку общая продолжительность специального стажа, учтенного до 01.10.1993 г. составляет менее 20 лет, исчислить специальный стаж в целях определения права на досрочную трудовую пенсию по старости по постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 с учетом положений разъяснения Министерства труда и социального развития РФ от 17.10.2003 г. № 4 не представляется возможным.

Периоды работы с 01.10.1980 г. по 08.07.1982 г. в должности медицинского брата на предрейсовом медицинском осмотре водителей в здравпункте трамвайного депо № 2 Казанского трамвайно – троллейбусного управления, с 08.09.1992 г. пол 17.11.2010 г. в должности заведующего лечебным отделением, с 01.04.1996 г. – заместителя главного врача по лечебной работе с осуществлением лечебной деятельности в качестве врача – стоматолога в ТОО «Стоматологический центр КРАНЭКС» )с 18.12.1998 г. – ЗАО «Стоматологический центр КРАНЭКС») не подлежат включению в специальный стаж по следующим основаниям.

Согласно п.п. 3 и 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, в специальный стаж засчитываются периоды работы в должностях и учреждениях, указанных в списке, а также в определенных структурных подразделениях организаций. Стоматологический центры не предусмотрены ни названным Списком, ни перечнем структурных подразделений. Из здравпунктов перечнем структурных подразделений предусмотрены только врачебные и фельдшерские здравпункты. В представленных документах не указано, в каком именно здравпункте работал истец.

Врачи – руководители учреждений (их структурных подразделений) пользуются правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости только в том случае, если они осуществляли врачебную деятельность. Данный факт должен быть подтвержден документами, выдаваемыми работодателем. Факт осуществления врачебной деятельности во время работы заведующим лечебным отделением документально не подтвержден. Кроме того, ТОО «Стоматологический центр КРАНЭКС», ЗАО «Стоматологический центр КРАНЭКС» не являются по организационно – правовой форме учреждениями. Правом на пенсионное обеспечение в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и правилами исчисления периодов работы, утвержденных постановлением правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, пользуются медицинские работники, осуществляющие свою деятельность только в учреждениях здравоохранения.

Правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, согласно списку профессий и должностей, утвержденному постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464, пользовались врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно – профилактических и санитарно – эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Согласно номенклатуре должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, содержащейся в приложении к положению об оплате труда работников здравоохранения, утвержденному приказом Министерства здравоохранения РФ от 15.10.1999 г. № 377, должность заведующего отделением относится к руководителям структурных подразделений учреждений.

Из числа руководителей учреждений и их структурных подразделений досрочное пенсионное обеспечение предоставляется только тем из них, кто осуществлял врачебную деятельность. При этом врачебная деятельность должна осуществляться в основное рабочее время (независимо от ее объема).

Факт осуществления врачебной деятельности во время работы заведующим отделением документально не подтвержден.

Стоматологические центры не предусматривались номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения РФ от 03.11.1999 г. № 395, из здравпунктов предусмотрены врачебные и фельдшерские здравпункты.

Кроме того, в спорный период имели место командировки, которые не включаются в специальный стаж в соответствии с п.п. 4 и 5 Правил исчисления периодов работы, утвержденных постановлением правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516.

Суд, выслушав стороны, свидетеля, изучив материалы дела, считает иск подлежащим удовлетворению.

Из пояснений сторон, из материалов дела судом установлено следующее.

18.11.2010 г. истец обратился в УПФР с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Решением ответчика т 22.12.2010 г. ему в этом было отказано из – за отсутствия требуемого специального стажа, в исчисление которого не были включены следующие периоды:

- с 08.11.1973 г. по 09.11.1975 г. – прохождение действительной военной службы по призыву в Вооруженных Силах СССР,

- с 01.10.1980 г. по 08.07.1982 г. – в должности медицинского брата на предрейсовом медицинском осмотре водителей в здравпункте трамвайного депо № 2 Казанского трамвайно – троллейбусного управления,

- с 08.09.1992 г. по 17.11.2010 г. – в должности заведующего лечебным отделением, с 01.04.1996 г. – заместителя главного врача по лечебной работе с осуществлением лечебной деятельности в качестве врача – стоматолога в ТОО «Стоматологический центр КРАНЭКС» )с 18.12.1998 г. – ЗАО «Стоматологический центр КРАНЭКС»), в том числе периоды нахождения в командировках,

по основаниям, изложенным в возражениях ответчика на иск.

Суд считает возможным включить спорные периоды в специальный стаж истца по следующим основаниям.

В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» досрочное пенсионное обеспечение предоставляется лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет, независимо от их возраста.

Список должностей и учреждений, а также правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781.

Период работы истца с 08.09.1992 г. по 17.11.2010 г. в должности заведующего лечебным отделением, с 01.04.1996 г. – заместителя главного врача по лечебной работе с осуществлением лечебной деятельности в качестве врача – стоматолога в ТОО «Стоматологический центр КРАНЭКС» с 18.12.1998 г. – ЗАО «Стоматологический центр КРАНЭКС»), в том числе периоды нахождения в командировках, за исключением отпусков без сохранения заработной платы, подлежит включению в специальный стаж по следующим основаниям.

Согласно п.п. 3 и 6 Правил исчисления периодов работы, утвержденных постановлением правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, в специальный стаж засчитываются периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, а также в определенных структурных подразделениях организаций. Центры, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населений, поликлиники всех наименований поименованы п.п. 8 и 9 раздела «Наименование учреждений» Списка, утвержденного постановлением правительства РФ № 781.

В Постановлении от 03.06.2004 г. № 11- П Конституционный Суд РФ признал норму п.п. 11 п. 1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (ныне п.п. 20 п. 1 ст. 27) противоречащей Конституции РФ, ее статьям 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2), 55 (части 2 и 3) лишь в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения данная норма не позволяет засчитывать в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, занимавшимся лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения периоды осуществления ими этой деятельности в учреждениях, не являющихся государственными или муниципальными, которые включались в соответствующий стаж ранее действующим законодательством.

Ни ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», ни Налоговый Кодекс РФ не содержат понятия «медицинское учреждение», «учреждение», поэтому в данном случае в соответствии с положениями п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины следует применять в том значении, в каком они используются в иных отраслях права.

Согласно ст. 14 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993 г. № 5487-1 дано понятие частной системы здравоохранения, включающей, в частности, лечебно – профилактические учреждения, аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности, создаваемые и финансируемые частными предприятиями, общественными объединениями, физическими лицами.

В силу ст. 2 Закона РФ от 28.06.1991 г. № 1499 – 1 «О медицинском страховании граждан в РФ» медицинскими учреждениями в системе медицинского страхования являются имеющие лицензии лечебно – профилактические учреждения, научно – исследовательские и медицинские институты, другие учреждения, оказывающие медицинскую помощь, а также лица, осуществляющие медицинскую деятельность как индивидуально, так и коллективно.

Из приведенных правовых норм, регулирующих деятельность системы здравоохранения, следует, что термин «учреждение здравоохранения» применяется ко всем объектам здравоохранения, включая, в том числе, и коммерческие организации.

Из представленных суду лицензии (копии) от 28 мая 1996 г. № 102 – К с приложением, лицензии (копии) от 09 июня 2005 г. № 37 – 01-000053 с приложением, из лицензии (копии) от 09 июня 2010 г. № ЛО – 37-01-000410 с приложением, из лицензии (копии) от 26 июля 2010 г. № ЛО – 37 – 01 – 000432 с приложением, из пояснений свидетеля Ионовой О.М. (начальника отдела Управления здравоохранения ивановской области) судом установлен факт осуществления ТОО Стоматологический центр КРАНЭКС» (ЗАО «Стоматологический центр КРАНЭКС») в спорный период разрешенной медицинской деятельности по оказанию стоматологических услуг и др.

Далее, в период осуществления истцом работы в должности заведующего лечебным отделением действовало Постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464.

Согласно постановлению, правом на досрочное назначение трудовой пенсии пользовались врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности.

Должность заведующего лечебным отделением была установлена Номенклатурой врачебных должностей в учреждениях здравоохранения, утвержденной Приказом Министра здравоохранения СССР от 04.05.1970 г. № 280. Данный документ включен в Перечень не действующих на территории РФ нормативных правовых актов, утвержденный Приказом Минздрава РФ от 18.10.2002 г. № 317.

В разделе II «Руководители структурных подразделений учреждений (отделов, отделений, лабораторий, кабинетов и др.)» пункта 6 Номенклатуры указан заведующий.

Таким образом, суд соглашается с истцом в том, что должность заведующего лечебным отделением относилась к врачебным должностям, или врачам.

Кроме того, осуществление истцом врачебной деятельности подтверждается должностной инструкцией, в соответствии с которой он осуществлял лечение наиболее сложных заболеваний у пациентов по своей врачебной специальности как врач – стоматолог, а также выполнял иные врачебные функции, указанные в п.п. 1,4,13,16,20,21,23,25,27,28,30.

Таким образом, указанный период работы с 08.09.1992 г. по 17.11.2010 г., за исключением не оспариваемых истцом административных отпусков, подлежит включению в специальный стаж истца.

Кроме того, подлежат включению и имевшие место быть в указанный период командировки.

Так, в силу ст. 165 ТК РФ работникам предоставляются гарантии и компенсации при направлении в служебные командировки.

Согласно ст.166 ТК РФ служебная командировка – поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.

Таким образом, служебная командировка является такой же трудовой деятельностью вне места постоянной работы, как и обычная трудовая деятельность в месте постоянной работы.

За время командировок выплачивается заработная плата, с которой начисляются страховые взносы в ПФР.

Далее, до вступления в силу ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» правовое регулирование отношений по вопросам признания определенного вида профессиональной деятельности как лечебной деятельности, осуществлялось законодательством, действовавшим во время ее осуществления. Кроме того, некоторые виды деятельности включались в специальный стаж работникам здравоохранения и просвещений на определенных условиях с учетом общественной значимости таких видов деятельности, в частности, прохождения военной службы.

В силу положений ст. 58 Закона СССР «О государственных пенсиях», принятого Верховным Советом СССР 14.07.1956 г. Совету Министров СССР поручалось определить порядок дальнейшего назначения и выплаты пенсий за выслугу лет.

Согласно п.п. «г» п. 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397, действовавшего в исследуемый период, врачам в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу дет, засчитывалась служба в составе Вооруженных Силах СССР. Военная служба засчитывалась в специальный стаж при условии, если не менее 2\3 стажа, требуемого для назначения пенсии за выслугу лет, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Данное условие соблюдается.

Далее, в разделе II перечня учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 содержится должность медицинской сестры независимо от наименований должности в амбулаторно – поликлинических учреждениях всех типов и наименований, в том числе в здравпунктах. При этом, не имело какого – либо особого значения, были ли эти здравпункты врачебными или фельдшерскими.

Таким образом, период работы - с 01.10.1980 г. по 08.07.1982 г. – работа в должности медицинского брата на предрейсовом медицинском осмотре водителей в здравпункте трамвайного депо № 2 Казанского трамвайно – троллейбусного управления также подлежит включению в специальный стаж.

Поскольку с учетом зачтенных судом периодов работы у истца на дату его обращения в УПФР имеется необходимый специальный стаж, то суд обязывает ответчика назначить ему пенсию с указанной даты.

Удовлетворяя иск, суд в соответствии со ст.ст. 94,98 ГПК РФ взыскивает с ответчика в пользу истца судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 руб., расходы по оплате услуг адвоката за составление документов в суд в размере 3000 руб., отмечая при этом оправданность данной суммы исходя из среднего уровня оплаты подобных услуг при сравнимых обстоятельствах.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в городах Иванове, Кохме и Ивановском районе Ивановской области включить в специальный трудовой стаж Шагеева Р.И., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, предусмотренной пп. 20 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», периоды:

- с 08.11.1973 г. по 09.11.1975 г. – прохождение действительной военной службы по призыву в Вооруженных Милах СССР,

- с 01.10.1980 г. по 08.07.1982 г. – работа в должности медицинского брата на предрейсовом медицинском осмотре водителей в здравпункте трамвайного депо № 2 Казанского трамвайно – троллейбусного управления,

- с 08.09.1992 г. по 17.11.2010 г. – работа в должности заведующего лечебным отделением, с 01.04.1996 г. – заместителя главного врача по лечебной работе с осуществлением лечебной деятельности в качестве врача – стоматолога в ТОО «Стоматологический центр КРАНЭКС» )с 18.12.1998 г. – ЗАО «Стоматологический центр КРАНЭКС»), в том числе периоды нахождения в командировках, за исключением отпусков без сохранения заработной платы, назначив пенсию с момента первоначального обращения.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в городских округах Иванове, Кохме, Ивановском муниципальном районе Ивановской области в пользу Шагеева Р.И. судебные расходы в сумме 3200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Иваново в течение 10 дней.

Председательствующий: подпись.