2-763/2011 Защита пенсионного прва



Дело № 2-763/2011 Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 апреля 2011 года г. Иваново

Фрунзенский районный суд г. Иваново

В составе председательствующего судьи Добыш Т.Ф.

При секретаре Пушмынцевой Е.Ю.

С участием истца Байкаловой Т.Г., представителя Кирилловой Т.Е.,

Представителя ответчика Фомичевой Е.А.

Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Байкаловой Т.Г. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственному Учреждению) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области об оспаривании решения об отказе в назначении пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Истица обратилась в суд с иском к ответчику об оспаривании решения об отказе в назначении пенсии, о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, предусмотренной п.п.19 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», периода работы с 15.08.1985г. по 28.04.1986г. в должности руководителя кружка во дворце пионеров (Республика Татарстан), периодов обучения на курсах повышения квалификации 04.02.2010г., 16.02.2010г., 17.02.2010г., 15.04.2010г., 13.05.2010г. и назначении пенсии с момента первоначального обращения.

Иск мотивирован тем, что решением комиссии ответчика от 06.10.2010 г. № 148 (протокол № 710 от 06.10.2010 г.) ей было отказано в досрочном назначении пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого 25-летнего специального стажа.

По мнению комиссии, ее специальный стаж составил 24 года 03 месяца 12 дней.

В исчисление специального трудового стажа не включен период работы с 15.08.1985г. по 28.04.1986г. в должности руководителя кружка во дворце пионеров (Республика Татарстан), поскольку наименование должности «руководитель кружка» не предусмотрена Списком профессий и должностей, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463 и Списком должностей и учреждений, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781; а также дни отвлечения от основной работы, поскольку согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002года №516, в специальный стаж засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в ПФ РФ.

Она с решением ответчика не согласна, считает его незаконным и необоснованным, поскольку комиссией не был установлен педагогический характер трудовой деятельности, означающий тождественность наименований «руководитель кружка» и «педагог дополнительного образования». При этом Комиссия не учла законодательство, действовавшее в период осуществления ею трудовой деятельности. Наименование должности «руководитель кружка» предусматривалось Единой номенклатурой должностей служащих, утвержденной Постановлением Госкомтруда Совета Министров СССР от 09.09.1967 г. № 443.

Согласно подп. «е» п. 4 Приказа Министерства образования РФ от 25.01.1993 г. № 21 наименование должности руководитель кружка приведено в соответствие с наименованиями, предусмотренными в тарифно-квалификционных характеристиках, и стало называться педагог дополнительного образования, следовательно, должность «руководитель кружка» тождественна должности «педагог дополнительного образования».

Списком должностей и учреждений, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 предусмотрено, что работа в должности «педагог дополнительного образования» в учреждении дополнительного образования детей засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии.

В дни отвлечения от основной работы истица проходила профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению работодателя. В эти дни за ней сохранялась рабочее место, ей выплачивалась средняя заработная плата, перечислялись страховые взносы в ПФ РФ.

В судебном заседании истица и ее представитель исковые требования поддержали.

Представитель ответчика возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям письменного отзыва, из которого следует, что в настоящее время определение права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости педагогическим работникам производится с применением Списка должностей и учреждений, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 г.

Согласно п. 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, в специальный стаж засчитываются периоды работы в должностях и учреждениях, указанных в списке.

Наименование должности «руководитель кружка» данным Списком не предусмотрено.

Не предусмотрена названная должность и Списком профессий и должностей, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 463.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П установлено, что в целях реализации пенсионных прав педагогических и медицинских работников при исчислении стажа на соответствующих видах работ могут применяться нормативные правовые акты, регулирующие порядок исчисления стажа для назначения указанной категории лиц пенсии за выслугу лет до введения в действие нового правового регулирования, т.е. действующие на 31.12.2001 г. К таким правовым актам, в частности, относились Постановление Совета Министров СССР от 06.09.1991 г. № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», Постановление Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», регулировавшие пенсионное обеспечение педагогических работников за периоды до 1 ноября 1999 года, и после указанной даты, соответственно.

Списком профессий и должностей, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463, должность руководителя кружка также не предусматривалась.

Курсы повышения квалификации не подлежат включению в специальный стаж в соответствии с п.п. 4 и 5 Правил, утвержденных постановлением правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, считает иск подлежащим удовлетворению.

Из пояснений сторон, материалов дела судом установлено следующее.

23.08.2010 года истица обратился в отдел назначения перерасчета и выплаты пенсий Управления ПФР в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, предусмотренной п.п.19 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Решением комиссии ответчика от 06.10.2010 г. № 148 (протокол № 710 от 06.10.2010 г.) ей было в этом отказано в связи с отсутствием требуемого 25-летнего специального стажа.

По мнению комиссии, специальный стаж истца составляет 24 года 3 месяца 12 дней.

В исчисление специального трудового стажа не включены спорные периоды по основаниям, изложенным в отзыве ответчика на иск.

Суд считает, что спорные периоды работы подлежат включению в специальный стаж истицы исходя из следующего.

Как следует из определения Конституционного Суда РФ от 5 ноября 2002 года пенсии, назначаемые гражданам в связи с трудовой или иной деятельностью, которую законодатель признает общественно полезной, заработаны, заслужены предшествующим трудом. При этом гражданин ориентируется на нормы, определяющие продолжительность специального трудового стажа и правовые последствия, предусмотренные действующим в тот период законодательством и изменение условий установления пенсий в связи с особыми условиями труда является ограничением конституционного права на социальное обеспечение.

До вступления в силу ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» действовал закон РФ от 20 ноября 1990 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

Согласно ст. 80 старого закона существовали условия, определяющие право на пенсию в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей: «пенсия в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей устанавливается при выслуге не менее 25 лет».

Согласно ст.1 данного закона, в случаях, предусмотренных настоящим Законом, Правительство Российской Федерации определяет порядок реализации прав на пенсионное обеспечение и условия пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан.

Согласно п.3 постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463, принятого в соответствии со ст. 83 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», сохраняются за другими педагогическими работниками условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».

Согласно Закону СССР «О государственных пенсиях», принятому Верховным Советом СССР 14 июля 1956 г. и п.2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1956г. № 1397, в стаж работы учителей и других работников просвещения, засчитываются работа в частности, во внешкольных детских учреждениях.

В соответствии с Законом СССР от 19 июля 1973г. «Основы законодательства Союза ССР и Союзных республик о народном образовании» (в редакции Закона СССР от 27.11.1985 года) раздел VIII ст.52, к внешкольным учреждениям, в частности, относятся созданные в установленном порядке дворцы и дома пионеров и школьников и другие внешкольные учреждения.

В типовом положении о Доме пионеров, утвержденном Министерством просвещения СССР 21 октября 1976 г. в п.1 Общие положения, указано, что Дом пионеров - внешкольное учреждение.

Согласно п.5 подп. «л» приказа Министерства Просвещения СССР от 16.05.1985 года № 94, в стаж педагогической работы отдельных категорий педагогических работников учреждений просвещения засчитывается: руководителям кружков – время работы на предприятиях, в учреждениях и организациях по специальности, соответствующей профилю кружка.

В соответствии со ст. 5 Закона «О народном образовании» (в редакции Закона РСФСР от 07.07.1987г.) система народного образования включает, в частности, внешкольное воспитание.

Согласно приложению к Постановлению Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы от 9 сентября 1967 года № 443 Единая номенклатура должностей служащих включала Группу 5 «Специалисты, занятые медицинским обслуживанием, народным образованием, а также работники науки, искусства и культуры», где под номером 5670 значилась должность «руководитель кружка».

Постановлением Госкомитета Совета Министров СССР по труду и социальным вопросам от 07 января 1977 года № 3 утверждены квалификационные характеристики педагогических работников внешкольных учреждений.

В число педагогических работников включены и руководители кружка.

Из Приложения № 3 к Постановлению Правительства РФ от 14 октября 1992 г. № 785 следует, что должность руководителя кружка осталась только в культурно – просветительских учреждениях. В учреждениях образования Приказом Министерства образования РФ от 25 января 1993 г. № 21 «е» наименования руководителей кружков, секций, студий и других объединений обучающихся приведены в соответствие с наименованиями, предусмотренными в тарифно – квалификационных характеристиках. Их приказано именовать педагогами дополнительного образования.

Таким образом, суд соглашается с позицией истицы в том, что педагогическая деятельность, выполняемая ею в период с 15.08.1985 г. по 28.04.1986 г., ранее включалась в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет.

При этом суд отмечает, что данный вид деятельности включался в специальный стаж в целях оценки права на досрочную пенсию при определенном условии, а именно при условии, что не менее 2\3 стажа, требуемого для досрочного назначения пенсии за выслугу лет, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Данное условие в случае с истицей выполняется. У нее, кроме спорного периода, специальный стаж на дату обращения за пенсией составляет 24 года 3 месяца 12 дней, то есть более 2\3 требуемого стажа.

Таким образом, спорный период работы истца с 15.08.1985г. по 28.04.1986г. подлежит зачету в специальный стаж.

Периоды обучения истицы на курсах повышения квалификации подлежат включению в специальный стаж по следующим основаниям.

В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» граждане приобретают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости при наличии определенного стажа на соответствующих видах работ, правила исчисления которого утверждаются Правительством РФ.

С учетом особенностей условий труда отдельных категорий граждан, которым трудовая пенсия по старости назначается досрочно в соответствии с вышеназванными статьями, порядок исчисления периодов их работы устанавливается отдельными правилами, утверждаемыми Правительством РФ.

Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 516.

В силу п.4 данных правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в пенсионный фонд РФ.

Согласно ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Поэтому указанные периоды являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в пенсионный фонд РФ.

Кроме того, для педагогических работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.

Поскольку с учетом зачтенных периодов у истицы на дату ее обращения в УПФР имеется необходимый специальный стаж, то суд обязывает ответчика назначить ей пенсию с указанного момента.

Удовлетворяя иск, суд в соответствии со ст. 98 ГПК РФ взыскивает с ответчика в пользу истца судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 руб.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное Учреждение) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области включить в специальный трудовой стаж Байкаловой Т.Г., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» период работы с 15.08.1985г. по 28.04.1986г. в должности руководителя кружка во дворце пионеров (Республика Татарстан), периоды обучения на курсах повышения квалификации 04.02.2010г., 16.02.2010г., 17.02.2010г., 15.04.2010г., 13.05.2010г., назначив пенсию с момента первоначального обращения в УПФР.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственного Учреждения) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области в пользу Байкаловой Т.Г. судебные расходы в сумме 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Иваново в течение 10 дней.

Председательствующий: подпись.